Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР, имеющими орофациальные дисфункции, в условиях ДОУ
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Жалина Мария Александровна

Коррекция орофациальных дисфункций предполагает комплексный подход к решению проблемы в зависимости от ее специфики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.43 КБ
PDF icon 22.03.2023_vystuplenie.pdf1.35 МБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР-д/с №21 «Надежда»

г.о.Ступино Московской области

        Выступление на ММО

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР, имеющими орофациальные дисфункции, в условиях ДОУ
                                 

учитель-логопед:

                                                                                  ЖалинаМ.А.
                                                                                             Жданова Н.Н.

Слайд №1 За последние годы количество детей с различными речевыми нарушениями неуклонно растет. По этой причине крайне важна своевременная профилактика дефектов речи у детей, начиная уже с раннего возраста.

Слайд №2 Это совместная работа, в которой участвуют логопеды, педагоги, педиатры, ортодонты, стоматологи и другие специалисты.

Очень часто именно логопед является первым специалистом, к которому обращаются родители ребенка по поводу отставания в речевом развитии, причиной которого могут быть орофациальные дисфункции. При подобных нарушениях очень важно выявить имеющиеся дисфункции, и не только объяснить родителям первопричину этих расстройств как комплексную проблему,  но и  направить к специалистам.

Слайд №3 При орофациальных дисфункциях в работе с детьми применяют орофациальную терапию.

 ТЕРАПИЯ - система мероприятий направленная на изменение костно-мышечных проблем и патологических навыков в речевом аппарате.

Эта наука сейчас оформляется в целую систему.

В последние годы значительно увеличилось количество детей с ортодонтическими, стоматологическими, дыхательными, речевыми проблемами. Это все тесно взаимосвязано. Количество вредных факторов, которые влияют на женщину и на плод во время беременности неуклонно увеличивается.

Рассмотрим Основные признаки орофациальных  дисфункций

Есть определенный перечень характерных признаков, указывающих на то, что у ребенка есть орофациальные дисфункции. Вот основные из них: (слайд №4)

  • у ребенка постоянно приоткрыт рот в любой ситуации: во время просмотра мультфильмов, сна и т.д.;
  • неправильное расположение языка во рту в покое (проявления гипотонуса, гипертонуса, мышечной дистонии)
  • он дышит через рот;
  • напряжение мышц лица (особенно подбородка) в процессе глотания слюны;
  • положение языка в межзубном пространстве во время разговора;
  • выраженные дефекты речи и неправильное произношение звуков у ребенка старше 4 лет;
  • различные окклюзии зубного ряда;
  • повышенное выделение слюны (гиперсаливация);
  • отсутствие промежутков между зубами;
  • ребенок постоянно грызет ногти, карандаш, ручку и т.д.;
  • ребенок часто болеет из-за сниженного иммунитета.

При наличии одного или нескольких признаков крайне важно своевременно обратиться к специалисту. Ранняя диагностика, грамотное взаимодействие логопеда, стоматолога и других специалистов, а также использование специальных технических средств в коррекции – все это поможет эффективно справиться с проблемой. 

Слайд №5

Орофациальные расстройства могут возникать по следующим причинам:

Если ребенок дышит ртом, то в большинстве случаев это является следствием аденоидов, либо ослабленной круговой мышцы рта.

Различные вредные привычки, вроде сосания пальцев, долгого сосания бутылочки или пустышки (после 1-1,5 лет). Они приводят к деформациям челюстных костей, а также формированию открытого прикуса.

Проблемы могут возникнуть, если родители долгое время не вводят в рацион питания ребенка твердую пищу. Дело в том, что жевание протертой мягкой пищи не способствует формированию челюстной системы, в результате чего она развивается неправильно. Нарушение функций глотания также связано с этой проблемой.

Нарушение осанки, которое негативно влияет на строение лицевого скелета, бруксизм (нарушение ликвородинамики), различные травмы зубов и челюсти, нарушения внутриутробного развития. Это достаточно обширная категория, поэтому при сборе анамнеза очень важно изучать течение беременности матери, раннее развитие ребенка.

Есть определенная вероятность генетической предрасположенности к неправильному прикусу.

Слайд №6

Коррекция орофациальных дисфункций предполагает комплексный подход к решению проблемы в зависимости от ее специфики.

Одним из методов коррекции является релиз (растяжение) мягких тканей оральной области, логопедический массаж, который способствует улучшению произносительной стороны речи, речевого дыхания, а также нормализует психоэмоциональное состояние ребенка.

Проводится комплексная миофункциональная коррекция, целью которой является тренировка мышц артикуляционного аппарата при помощи пластинок и трейнеров.

Пластинки и трейнеры корректируют положение языка, способствуя нормализации мышечного баланса жевательного органа. Использование этих приспособлений имеет немалое количество плюсов:

Слайд 7

  • Коррекцию можно начинать в самом раннем возрасте, когда зубы молочные и ставить брекеты рано.
  • Комфорт для ребенка.
  • Их использование не повреждает эмаль.
  • Активизация работы всей системы артикуляционных мышц.
  • Повышение эффективности упражнений на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков.
  • Формирование правильного положения языка.
  • Нормализация носового дыхания, а также формирование правильного прикуса.
  • Ребенок постепенно избавляется от вредных привычек (сосание пальцев, соски и т.д.).
  • Общее укрепление здоровья.

Эти мероприятия  при необходимости можно дополнить ортодонтическим лечением и лечением у врача невролога, остеопата.

СЛАЙД № 8 

Что касается видов используемых трейнеров и пластинок, то их достаточно много. В частности, это вестибулярные пластинки STOPPI, которые можно использовать с 2 лет. Они способствуют формированию правильного прикуса, отучая ребенка от вредных привычек.

Слайд №9, 10

Чтобы снизить вероятность возникновения орофациальных дисфункций, родителям ребенка мы  рекомендуем выполнять следующие условие:

  • Важно следить за тем, чтобы ребенок дышал носом. Если есть какие-то заболевания дыхательных путей, то обязательно нужно проводить соответствующее лечение.
  • Необходимо постепенно переводить ребенка на более твердую пищу, чтобы зубочелюстная система развивалась правильно.
  • После 1 года необходимо исключить пустышку. Важно следить за тем, чтобы ребенок не сосал пальцы и другие предметы.
  • Следите за правильной осанкой ребенка во время еды и его положением тела во время сна.
  • Укреплять общее соматическое здоровье.
  • Следить за достаточной двигательной активностью ребенка, проводить закаливающие процедуры.

Слайд № 11

Задачи логопеда

1. Сформировать у ребенка правильное глотание, жевание, дыхание.

2. Нормализовать тонус мышц артикуляционной мускулатуры.

3. Разработать подвижность органов артикуляционной аппарата.

4. Нормализовать звукопроизношение; вызвать и автоматизировать звуки.

5. Провести преортодонтическую подготовку, если есть изменения прикуса с помощью аппаратов.

6. Нормализовать просодическую сторону речи.

Чем раньше начинается профилактика и коррекция имеющихся нарушений, тем   снижается риск возникновения  патологических орофациальных дисфункций.

Коррекция этих нарушений возможна при комплексном взаимодействии всех специалистов и родителей.

Эти задачи мы реализуем в условиях пребывания детей в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР. Применение орофациальной терапии в коррекции звукопроизносительной и просодической стороны речи у детей с ТНР повышиет эффективность логопедической работы.

Таким образом благодаря совместному междисциплинарному взаимодействию достигается высокая стабильность результатов, стабилизируется психоэмоциональное состояние у детей и укрепление соматического здоровья.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...