Особенности развития произносительной стороны речи при расщелинах
учебно-методический материал по логопедии

Особенности развития произносительной стороны речи при расщелинах. Нарушение дыхания. Особенности голосообразования. Особенности звукопроизношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития произносительной стороны речи при расщелинах

Нарушение дыхания

Особенности голосообразования

Особенности звукопроизношения

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент существенно отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительности выдоха и вдоха примерно одинаковы. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, человек производит вдвое меньше дыхательных движений. Для более продолжительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому при произнесении речи значительно (приблизительно в три раза) увеличивается его объем. Вдох становится короче и глубже. Еще одной особенностью речевого дыхания можно назвать ту, что выдох происходит при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его максимальную длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего звучная речь невозможна. Таким образом, для речеобразования эта струя должна быть сильной и направленной.

Наличие врожденной расщелины нёба плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. У детей с нёбной патологией вследствие велофарингеальной недостаточности наблюдается значительная потеря выдыхаемого воздуха за счет его утечки через нос, из-за чего сокращается продолжительность речевого выдоха. Нарушения функции дыхания приводит к гиперназализации, ограничению произнесения всех звуков и появлению в речи атипичных компенсаторных артикуляций (фарингеальных и глоточных реализаций). Поэтому первостепенной задачей в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей с врожденными расщелинами нёба является развитие речевого дыхания.

Рекомендуется проводить его в три этапа.

I. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

II. Дифференциация ротового и носового выдоха.

III. Формирование речевого дыхания.

Рассмотрим подробнее каждый этап коррекционного обучения.

В голосообразовании активное участие принимают диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, полость носа и его придаточные пазухи.
Диафрагма, или грудобрюшная преграда, представляет собой мощную мышечно-сухожильную пластинку, которая отделяет грудную полость от брюшной. Она имеет куполообразную форму, выпуклость которой обращена в сторону грудной полости и прикреплена к шести нижним ребрам, к задней поверхности мечевидного отростка и к поясничным позвонкам.
Легкие – один из важнейших органов дыхательной системы. По своей форме они напоминают половину конуса, вершина которого обращена кверху, а основание лежит на диафрагме. Легкие имеют три поверхности: наружную, или реберную, внутреннюю, или средостенную, и нижнюю, или диафрагмальную. Расширение грудной клетки наступает в результате сокращения вдыхательных межреберных мышц, опущение и уплощение купола диафрагмы, что влечет за собой расширение легких и заполнение их воздухом. При сокращении выдыхательных межреберных мышц грудная клетка уменьшается, в размерах, диафрагма расслабляется, объем легочной ткани уменьшается, т.к. наступает эвакуация воздуха из легких. Трахея представляет собой цилиндрическую трубку, состоящую из 16-20 гиалиновых хрящевых колец, имеющих форму открытой сзади подковы. Длина трахеи 11-13см. Сзади она прилегает к пищеводу. Трахея является продолжением гортани книзу. Начинается анна на уровне 7 шейного позвонка, спускается в грудную полость и на уровне 4-5 грудных позвонков делится на правый и левый бронхи. Трахея участвует в проведении воздуха и голосообразовании. В ней происходит дальнейшее согревание вдыхаемого воздуха и очищение его от пыли. Бронхи имеют строение, аналогичное трахее, состоят из эластичной, легко растяжимой ткани. Правый бронх шире, короче, чем левый, и является как бы продолжением трахеи. Два основных бронха делятся на бронхи первого, второго, третьего порядка и т.д. вплоть до мельчайших веточек-бронхиол. Гортань представляет собой часть дыхательной трубки. Она подвижно соединена с подъязычной костью и вместе с ней подвешена к нижней челюсти и основанию черепа. В результате этого во время разговора, глотания и глубокого дыхания гортань может подниматься и опускаться. Уровень гортани взрослого человека соответствует 4-6 шейным позвонкам, у детей она находится несколько выше и по мере роста постепенно опускается.
Ротовая полость служит для приема пищи, образования звуков и дыхания. С боков она ограничена щеками, сверху – твердым и отчасти мягким небом, снизу – языком и мышечно – перепончатой стенкой, идущей от нижней челюсти к подъязычной кости.
Глотка – это место перекреста пищеварительного и дыхательного тракта. Она представляет собой полость, ограниченную мышечными стенками, покрытыми фасциями снаружи и слизистой оболочкой изнутри.
Носоглотка сообщается с полостью носа через хоаны и с барабанной полостью через слуховую трубку. Передняя ее стенка занята хоанами, книзу носоглотка переходит в ротоглотку.
Носовая полость находится между передней третью основания черепа, глазницами и ротовой полостью. Спереди она открывается ноздрями, сзади сообщается с носоглоткой посредством хоан.
Твердое небо имеет костную основу. Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный отросток верхней челюсти с зубами, а сзади – мягкое небо. Твердое небо покрыто слизистой оболочкой, поверхность которой позади альвеол имеет повышенную тактильную чувствительность. Высота и конфигурация твердого неба влияют на резонанс. Мягкое небо является задним отделом перегородки между полостями носа и рта. Само мягкое небо представляет мышечное образование. Передняя треть его практически неподвижна, средняя наиболее активно участвует в речи, а задняя – в напряжении и проглатывании. При подъеме мягкое небо удлиняется. При этом наблюдается истончение его передней трети и утолщение задней.

Неправильное функционирование небно-глоточного аппарата, приподнятый корень языка делают произношение гласных гиперназализованным. Согласные звуки произносятся искаженно, появляются призвуки, напоминающие храп. Произношение согласных звуков при ринолалии характеризуется наиболее выраженными отклонениями: дети пропускают звуки, заменяют их другими или образуют дефектным способом. В ротовой полости не может образоваться воздушное давление, необходимое для правильного произнесения звуков. Возникает специфическое нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которое и называется ринолалией. Это очень характерный дефект, легко опознаваемый на слух. Общая характеристика - это храпящие звуки с носовым оттенком.

Связь вида расщелины с тяжестью нарушения звукопроизношения не является прямой. Искажение фонем зависит от размера просвета между краем мягкого неба и стенкой глотки и в свою очередь влияет на степень назализации.

Утечка воздуха в нос значительно затрудняет образование во рту направленной воздушной струи, необходимой для согласных$. $Чаще всего направленная воздушная струя вообще отсутствует, и дети заменяют ее усиленным выдохом из глотки. Смычки и щели они образуют корнем оттянутого языка и задней стенки глотки на пути воздушного потока, вышедшего непосредственно из гортани. Такой способ артикуляции называется глоточным или фарингеальным. При ринолалии им произносятся почти все глухие согласные фонемы. Для образования звонких согласных фонем прибегают к другому компенсаторному акту, при котором смычки и щели создаются на уровне гортани. Воздух трется о края голосовых складок. Этот способ звукообразования называют гортанным или ларингеальным.

Произношение носовых звуков при ринолалии также может нарушаться из-за того, что органы артикуляции не могут принять правильную артикуляционную позу.

У детей с расщелинами неба наблюдается снижение кинестезий и расстройство фонематического слуха за счет понижения тактильной чувствительности языка. Пониженное давление воздуха в полости рта притупляет тактильное восприятие "взрывов" и потоков воздуха. Ортодонтические аппараты и съемные зубные протезы, прикрывая слизистую оболочку неба и альвеолярного отростка, еще больше затрудняют ощущение отдельных артикуляций. С возрастом кинестетические ощущения понижаются все больше. Это вызывает еще большие затруднения при постановке и автоматизации звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...

Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...

Развитие произносительной стороны речи детей четвертого года жизни.

Консультация для родителей по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста....

Конспект коррекционного занятия "Развитие произносительной стороны речи у детей с моторной алалией" Возраст 5-6 лет.

Коррекционное занятие в компенсирующей группе у детей с диагнозом моторная алалия....

Мастер-класс с детьми разновозрастной группы по развитию произносительной стороны речи «Веселая гимнастика».

Мастер-класс с детьми разновозрастной группы по развитию произносительной стороны речи «Веселая гимнастика». Цель: развитие произносительной стороны речи у дошкольников. Интеграция образовательных...

«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Статья на тему: «Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...