Конспект занятия с детьми старшего возраста «Дифференциация звука «С-СЬ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Павленко Наталья Юрьевна

Конспект в помощь воспитателю для индивидуальной работы по отработке дифференциации звука "С-Сь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Индивидуальное логопедическое занятие с детьми старшей группы.

Тема: «Дифференциация   звука «С-СЬ»

Автор: Павленко Наталья Юрьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №387»

Населенный пункт: г.Челябинск

Цели:

Коррекционно-образовательные: создать условия для формирования умения дифференцировать звуки изолированно, на уровне слога, слова, предложения; уточнить артикуляцию звуков [с] – [с']; дать развернутую характеристику звуков [с] – [с']; формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука; расширять словарный запас; корректировать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие: развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка; формировать правильное речевое дыхание; развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности; воспитывать положительное отношение к занятию.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, картинки-символы, профиль артикуляционный, слоговые дорожки и таблицы, картинка для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [с] и [с'].

Таблица 1 – Ход занятия

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Средства

1. Организационный момент.

– Здравствуй. Начнем мы сегодня наше занятие с «Гимнастики для ума».

– Ответь мне, пожалуйста, на вопросы:

– Самая болтливая птица.

– Ночная птица.

– Число, следующее за числом шесть.

– Птица с желтой грудкой.

– Усатая рыба.

– Что видим, когда спим.

– Цвет моря.

– Насекомое, напоминающее вертолет

– Какие звуки часто повторялись в словах?

– Нам с тобой на занятии будут помогать гномики: Сеня и Саня. Посмотри на картинки, скажи кто Саня, а кто Сеня?

– Сорока.

– Сова.

– Семь.

– Синица.

– Сом.

– Сон.

– Синий.

– Стрекоза.

– Звук [с] и [с']

Предметные картинки.

2. Артикуляционная гимнастика.

 А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.

Упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка», «Лошадка».

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику

Зеркало.

Продолжение таблица 1

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Средства

3. Объявление темы занятия.

– Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с'] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

4. Произношение изолированного звука (индивидуальное).

– Давай с тобой вспомним и произнесем как накачивает воздух большой насос?

– А как маленький?

– С- с-с-с.

– Сь- сь - сь.

Карточка.

5. Анализ артикуляции.

– Давай вспомним как расположены зубы, губы, язык при произношении звуков [с] и [с'].

– Работают ли голосовые связки?

Звук [с']

1. Зубы сближены.

2. Губы растянуты в улыбке.

3. Кончик языка упирается в нижние зубы.

4. Спинка языка выгнута.

5. Голосовые складки разомкнуты.

 Звук [с]

1. Зубы сближены.

2. Губы растянуты в улыбке.

3. Кончик языка упирается в нижние зубы.

4. Спинка языка выгнута.

5. Голосовые складки разомкнуты. 

Профили.

6. Характеристика звука.

– Давай вспомним какие звуки [с] и [с']?

– Чем они похожи?

– В чем разница?

Звук [с] согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом.

Звук [с'] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Средства

7. Развитие фонематического слуха.

Игра «Ловушки».

Сейчас мы будем играть. Если услышишь звук [с], то хлопни.

С, Э,С,И,С,У,С,О,М,С,Э,С,А,К,С

Игра «Подбор слов на заданный звук».

– Вспомни 3-5 предметов на звук [с] и [с'].

Ребенок внимательно слушает и хлопает.

Ребенок придумывает по 5 слов на каждый звук.

Сом, сумка, сапоги, сушка, сыр.

Семечки, сироп, сено, синий, силач.

Мяч.

8. Связь звука с буквой.

«На что похожа буква С?

Пальцы руки в полуовале

Перед собой направим мы вправо. Полукруг, ну просто класс!

Получилась С у нас».

Выкладывание буквы из пластилина. Найди букву С в рисунке.

Ребенок выкладывает букву из пластилина.

Ребенок находит и обводит на карточке букву С.

Пластилин, карточка.

9. Дифференциация звуков в слогах, звуковой анализ слогов.

Игра «Превращение».

– Назови слог так, чтоб звук [с] стал мягким.

– СА, СО, СУ, СЫ.

– А сейчас проанализируй слог СА, СУ, используя фишки.

 

– СЯ, СЁ, СЮ, СИ, СА.

С – согласный, глухой, твердый.

А – гласный, звонкий.

Фишки.

10. Дифференциация звуков в словах. Звукослоговый анализ слов с графической записью.

– Поможем Сене и Сани разобрать кому какие предметы принадлежат.  

Звукослоговый анализ слов: бусы, гусь.

Ребенок раскладывает картинки Сани со звуком [с], а Сени со звуком [с'].

Предметные картинки.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Средства

11. Физминутка.

«Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А сейчас их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей».

Ребенок выполняет движения по тексту.

12. Дифференциация звука в предложениях. Графическая запись предложения.

Составь по 3 предложения со звуком (из отобранных картинок) [с] и [с'].

Ребенок составляет предложения.

Карточки.

13.  Работа с текстом.

Послушай текст, и перескажи четко проговаривая звуки [с] и [с'].

Обед

Мама поставила на стол миски, кастрюлю с супом, солонку с солью. Принесла хлеб и ложки. Соня и Настя садятся на стулья. Сначала ели салат из редиски со сметаной. Салат вкусный. Потом ели мясной суп с фасолью. Суп солили по вкусу. Суп тоже был вкусный. После супа ели арбуз. Арбуз был красный и сладкий. Обед был чудесный.

Ребенок внимательно слушает и пересказывает текст.

14. Домашнее задание.

1. Произноси слоги.

2. Произноси слова.

3. Произноси   предложения.

4. Исключи 4- ый лишний.

Карточка с д/з.

15. Итог занятия.

– С каким звуками мы сегодня работали?

– Что нового ты узнал на занятии?

– Что тебе больше всего понравилось?

– Что показалось трудным?

Наглядный и раздаточный материал

x_88ff8317slide_5slide_4img5

2

5543515

tetra-brik-individual-o-c_4c187df0127de-p

9

1486123_raskraska-7

hello_html_m7b5f69d2

6-9

%D0%9E%D1%81%D0%B03

4200706

25427538-vector-human-nose-symbols-Stock-Vector-nose

521b72f9601ec9e4776c43c202cfd35b

3824265

kak-narisovat-usy_18_1

47b61ec17f4c548f1cd900d7a7a6c65a

15

raskraska_kolbasa

823717_sosiski-raskraski

i?id=9a41d2c09da16a0be96522949416a0af&n=33&h=215&w=194

img_567bc8fc7ea97

4522-gnti-huxaCCnSYHI

1419558-baby-pacifier-coloring-pages

1455488621_5-g

stock-illustration-34174054-open-envelope-letter-symbol-drawing

0436891

stock-vector-outline-black-and-white-image-of-a-pineapple-vector-graphics-290242298

img_56e65e14675d2

thumb_img_56e65ddd3f919_resize_900_5000

13498083

0_96b05_e402583f_XL

catfish-fish-clipart-1

risunok_oblaka_malyshi_son_detstvo_pizhamy_okno_mesyac_zvzdy_plyushevyy_mishka_54191_1366x768

kartochki_domana_blue

kak_narisovat_sinicu_karandashom_poetapno

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего возраста с ОНР "Путешествие со Снеговичком"

Конспект на закрепление навыка правильного произношения звука С в слогах, словах и предложениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены эффективные игровые приём...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"

Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...

Конспект занятия с детьми старшего возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема:«Исследуем свойства воды»Задачи:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воды.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать...

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»

Занятие посвещенное ознакомлению детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри» и произведением Мусоргского «Богатырские ворота», для воспитания в детях гордости за своих предков, и  ...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»

Задачи:·        уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;·        отработать отчетливое произ...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»

Задачи:уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развиват...

Индивидуальное занятие с ребенком старшего возраста «Дифференциация звуков [С] – [З]»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие слухо-произносительной дифференциации фонем. Образовательные задачи:Закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особеннос...