Подгрупповое занятие с детьми подготовительной группы с ОНР " Осенняя мозаика"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Аверина Ольга Геннадьевна

Преодоление речевых нарушений и развитие речевых способностей детей через обобщение знаний об осени, осенних приметах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_mozaika.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия им. Н.В. Пушкова»

Дошкольное отделение № 2

Тема: «Осенняя мозаика»

(Подгрупповое занятие с детьми подготовительной группы с ОНР)

ММО логопедов

Подготовила

 учитель-логопед Аверина О.Г.

г. Москва, г.о. Троицк – 2021 г.

Тема: «Осенняя мозаика»

Цель: преодоление речевых нарушений и развитие речевых способностей детей через обобщение знаний об осени, осенних приметах.

Задачи

Коррекционно – образовательные задачи:

  • Обобщение и систематизация знаний об осени, признаках и приметах осени;
  • Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Осень».
  • Закрепление понятия «гласный звук», правила о гласных звуках.
  • Уточнение чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и], [о], [э], [ы]
  • Закрепление зрительного образа букв А, У, И, О, Э, Ы.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Развивать память, слуховое восприятие, произвольное внимание, мышление через игровые упражнения.
  • Совершенствование общей и ручной моторики;
  •  Воспитание интонационной выразительности речи;
  •  Развитие просодики (дыхания, силы голоса, артикуляции).

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать положительную мотивацию к занятиям.
  • Воспитание активности, самостоятельности речевых высказываний.
  • Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
  • Расширять представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе. 

Оборудование: полисенсорная коробка, индивидуальные зеркала, мозаика с буквами, индивидуальные карточки с заданиями, карандаш, муляжи овощей, мяч, призы для детей. 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед. Дети, какое у вас сегодня настроение?  Дети отвечают.

                                                                                                                           1

 А у меня очень хорошее! И я хочу поделиться им с вами. Частичку своего хорошего настроения я спрячу в ладонях, и мы будем его по кругу передавать. И конечно же, не забудем улыбнуться своим друзьям.

Дети по кругу передают частичку воображаемого хорошего настроения и улыбаются друг другу.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Логопед.  Ребята, у меня для вас сюрприз! Я сегодня нашла возле двери моего кабинета интересную коробку-посылку. Логопед вносит полисенсорную коробку.

Кто же её нам прислал? Ответы детей.

  Логопед. Посмотрите здесь спрятано письмо! Давайте его прочтём и всё узнаем.

Отгадайте загадку.   Листья с веток облетают,

                                   Птицы к югу улетают.

                                 «Что за время года?» — спросим.

                                   Нам ответят: «Это…»  (Осень)    (Слайд 1)

 «Дорогие, ребята, я очень рада, что вы меня узнали!»

На дворе последний осенний месяц ноябрь. Скоро встреча с зимой, но мне так не хочется уходить от вас! Поэтому я приготовила для вас интересные задания и игры. Скорее открывайте коробку!»

Логопед.  Сегодня мы попрощаемся с осенью и ещё раз восхитимся её разнообразием и необычностью.

Прежде, чем открыть коробку давайте её рассмотрим и назовем признаки осени.

Ответы детей.

Логопед пробует открыть коробку, а она не открывается.

Логопед. Что же делать? Наверное, надо произнести заветные слова.

Давайте назовем осенние месяцы. Дети называют и коробка открывается.

3.Мимические упражнения.

 – Дети, скажите: Какая бывает Осень? (ранняя, золотая, поздняя). 

(Слайд 2, 3)

(Изобразите Раннюю осень. У ранней осени лёгкая поступь, весёлое, радостное лицо. Она какая? (радостная, щедрая, добрая, красивая, весёлая)

Изобразите позднюю осень. Поздняя осень (какая? –грустная, печальная, унылая, скучная, тоскливая, хмурая). (слайд 4)

 А ещё про неё говорят, что она «зимой гонимая». Как вы понимаете это выражение? После поздней осени приходит зима. Изобразите плачущую осень. Как вы думаете, почему она плачет?

(Идут дожди, а иногда бывает и падает снег).

4.Игра с мячом- сравним раннюю и позднюю осень и поиграем в игру: «Скажи наоборот» (дети стоят в круге).

- Ребята, в коробке я нашла мяч. Осень предлагает поиграть в игру

        «Скажи наоборот»            

                                          Мяч осенний и волшебный,

                                          Будет в руки к вам скакать

                                           И вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, и бросает мяч назад:

 небо голубое- серое, время года тёплое, жаркое- холодное, день весёлый- грустный, облако белое- туча чёрная, погода ясная-пасмурная, день солнечный - дождливый, день длинный - короткий, ранняя осень- поздняя осень.

 5. Игра «Подбери действие» (слайды 5 - 11) 

Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают, шуршат, вянут, кружатся, облетают.

Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет, льет, накрапывает.

Урожай осенью - Урожай осенью убирают, собирают.

Птицы осенью - Птицы осенью улетают, перелетают.

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, сбрасывают, засыпают.

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.

Ветер осенью – Ветер дует, шумит, воет…

  1. Физминутка. Упражнение «Осенью». Н. Нищева

Вдруг закрыли небо тучиПоднимаются на носочки, поднимают вверх   перекрещенные руки

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держат руки на поясе

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе

Грязь и лужи на дороге,

     Поднимай повыше ноги. Идут по кругу, высоко поднимая колени

Логопед.  Каждый день – всегда, везде,

                 На занятиях, в игре

                 Смело, чётко говорим

                 И тихонечко сидим.

  1. Артикуляционная гимнастика (осенняя сказка о Язычке) (слайд 12)

Язычок проснулся, выглянул в окно ("Окно"),

посмотрел направо, посмотрел налево ("Часики"),

посмотрел вверх: "Где же солнце?", посмотрел вниз: "Много ли нападало осенних листочков?" ("Качели"),

услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- ("Ветер"),

испугался и спрятался ("Прятки"),

потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки),

он пошёл дальше и увидел кудрявую капусту (удивиться), рядом рос лук (нахмуриться).

Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)

Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины ("Блинчик),

Язычок позавтракал, почистил зубы после еды ("Почистим зубки"),

потом закрыл первые двери (зубы), потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.

  1.  Пальчиковая гимнастика «Осень» (слайд 13)

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения пальчиками.

Ветер листики считал: движения ладонями.

Вот дубовый,    Загибают по одному пальчику

Вот кленовый    на обеих руках.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.

  1. Работа с гласными звуками и буквами. (слайд 14)

Логопед достаёт из коробки листочки и раздаёт детям.

- Ребята, посмотрите внимательно на листочки, они же волшебные!

На каждом листочке нарисован мальчик, который произносит звуки.

Определите, какой звук произносит мальчик? (Ответы детей)

Какие это звуки? (гласные) Как произносятся гласные звуки? (Каким цветом обозначаем? А чем обозначаем звуки на письме? (Ответы детей).

Найдите в мозаике ту букву, которая обозначает звук на вашей картинке.

Придумайте слова на данный звук. (Ответы детей). Молодцы!

10. Итог занятия. (слайд 15)

Игра «За что мы любим осень? За солнечные дни, за яркие листья, за спелые яблоки, за вкусные ягоды и грибы, за аппетитные овощи и т.д. На прощание с осенью скажите добрые слова Осени. Какая она? (родная, любимая, богатая, щедрая, плодородная, добрая, прощальная, багряная, дивная, красивая, прекрасная, пышная, необыкновенная, неповторимая. 

 Осени пора прощаться с вами, ребята. Теперь она придет только в следующем году. А на прощанье осень принесла вам угощение (кондитерские изделия «Грибочки»)

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ФФНР

Тема: «Путешествие на реку». Автоматизация  [Р], [Рь} в слогах, словах и предложениях с использованием  ИКТ.Подготовила и провелаУчитель-логопед: Гоголева Г.СЦель: закрепление умения че...

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительно группы с ОНР 3 уровня речевого развития с использованием аудио-технологий

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительно группы с ОНР 3 уровня речевого развития с использованием аудио-технологийТема: «Перелетные птицы»Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме...

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы на тему "Дружить-значит, радовать друг друга"

Развивать эмпатию, коммуникативные навыки, побуждать детей к проявлению внимания и заботы о товарищах....

Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме «Осенние посиделки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки»...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ на тему: «Осень».

Цель: формировать навык связного последовательного пересказа с использованием элементов ТРИЗ.Задачи:Обучающие:- Совершенствование монологической речи дошкольников и творческого мышления;- Формирование...

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Звуки [З], [Зь]. Буква З.»

В конспект занятия включены дидактические игры и упражнения для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы ....