Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Звуки [З], [Зь]. Буква З.»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Матижева Анна Викентьевна

В конспект занятия включены дидактические игры и упражнения для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 164 «Ромашка» общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением деятельности

 по художественно-эстетическому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект подгруппового занятия

  с детьми подготовительной группы

Тема: «Звуки [З] и [Зь]. Буква З.»

Составила:                                                         Учитель-логопед

Матижева  Анна Викентьевна

                                                   

Чебоксары, 2024

Цель: формирование представлений о звуках [З] и [Зь] и букве З;

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Закрепить навыки различения и произношения звуков [З] и [Зь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях ;
  • совершенствовать  навыки звукового анализа и синтеза слов;
  • закрепить понятие «согласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий» звук;
  • совершенствовать умение делить слова на слоги и определять их количество;
  • закрепить умение согласовывать прилагательные с  существительными в прямом и косвенном падежах;
  • совершенствовать умение составлять предложения и выкладывать схемы предложений.
  • познакомить с графическим изображением буквы З.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • слуховую и зрительную  память;
  • диалогическую речь;
  • общую и мелкую моторику, воображение, мышление.

 Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда;
  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, ответственность.
  •  учить детей самостоятельно контролировать правильное произношение вновь поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: игрушка – Звукоешка, звуковые фишки и сигналы, шнурки, камешки Марблс, дуги – пособие «Дары Фрёбеля», предметные картинки, карандаши, задания на листочках, сундучок, схемы предложений.  

Предварительная работа: знакомство с понятиями «согласный», «гласный», звонкий», «глухой», «мягкий», «твёрдый»; выполнение звукового анализа и синтеза слов, система игр и упражнений по обучению грамоте.

ХОД ООД:

  1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Логопед: А вот и наш волшебный сундучок. Интересно, какие игры на этот раз он для нас приготовил. Предлагаю посмотреть. Логопед открывает сундучок и видит там Звукоешку. Ой, ребята! Кто это поселился в нашем сундучке.  

Логопед: Кто же ты, чудный гость?

Звукоешка: Я озорной Звукоешка. Очень люблю звуки и буквы. Залез в сундучок полакомиться ими.

Логопед: Вот так чудо! Ребята, разве можно есть звуки и буквы? Ответы детей.

Логопед: Скажите пожалуйста, для чего нужны звуки? Ответы детей (чтобы слушать и говорить), а для чего нужны буквы. Ответы детей (чтобы читать и писать)

Логопед: Предлагаю, показать нашему гостю, в какие игры можно поиграть со звуками и буквами. А ты-Звукоешка, посиди и посмотри.

  1.  Основная часть

1) Характеристика звука [З].

Логопед: Ребята, предлагаю послушать загадки:

Черненькая собачка

Свернувшись лежит:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок).

 - На какой звук начинается слово замок? (Слово замок начинается на звук [З]). Какой он звук [З]? (Звук [З] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой).

2) характеристика звука [Зь]

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

- На какой звук начинается слово зима? (Слово зима начинается на звук [Зь]. Звук [Зь] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой).

3. Сообщение темы. Сегодня мы познакомимся со звуками [З]. и [Зь]. И с  буквой З.

4.  Дифференциация звуков [З], [Зь].    Игра «Сигнальщики».

- Ребята, предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Возьмите в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый.  Я будет называть слоги и слова со звуками [З] и [Зь], Если в слоге или в слове услышите звук З, сигнал какого цвета поднимите? (Сигнал синего цвета, потому что звук З – согласный, твердый.) Если услышите звук Зь? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук Зь – согласный, мягкий.)

Слоги: ЗА, ЗЯ,  АЗЬ, АЗ, ЗУ, ЗЮ, ЗЫ, ЗИ, ЗУБЫ, ЗЯБЛИК, ЗОЯ, УЗЕЛ.

(дети показывают соответствующие звуковые сигналы)

Логопед: Молодцы.

5. Звукового анализа и синтеза слов

Логопед. В сундучке у нас картинки, назовите их. Мы их напишем с помощью  звуковых фишек.

Звуковой анализ слов (замок, тазик).

Дети выкладывают слова из фишек. Один ребёнок работает у доски, остальные за столом.

Дети: В слове замок:

                                 первый звук З- он согласный, твёрдый, звонкий

                                 второй звук  А- он гласный

                                 третий звук М- согласный, твёрдый, звонкий

                                 четвёртый звук О- он гласный

                                 пятый звук К- согласный, твёрдый, глухой.

Фронтальный опрос:

- Сколько всего звуков в слове «замок»?

- Сколько согласных твердых звуков?

- Какой?

- Сколько согласных мягких звуков?

- Какой?

- Сколько гласных звуков?

- Какие?

- Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

- Сколько слогов в слове «зима»?    (В слове «зима» 2 слога.).

6. Физкультминутка: (дети встают  в круг)

Собрались все дети в круг,                      (имитация движений)

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Руки к верху мы подняли

Руки к телу мы прижали

И подскоки делать стали

Раз-два, раз-два, веселится детвора

По коленочкам ударим

Тише-тише, тише-тише

Руки к верху поднимаем

Выше-выше, выше-выше

Завертелись наши руки

Снова опустились

Мы на месте покружились

И остановились.

7. Согласование прилагательных с существительными.

Логопед:  Ребята, Звукоешке так понравилось, что он хочет с вами поиграть. Он очень любит зелёный цвет. Посмотрите на картинки (логопед выкладывает картинки перед детьми):

 - Они тоже зелёного цвета. Ребята, найдите предмет, про который можно сказать зелёный? (Можно сказать зелёный зонт). Про что можно сказать зелёная, зелёное, зелёные? (Можно сказать зелёная ваза, зелёное яблоко, зелёные кузнечики) и т.д. Дети находят картинки и прикрепляют на доску.

8. Образование формы родительного падежа прилагательных и существительных в единственном и множественном числе.

Игра «Чего не стало?»

Логопед: Любимая игра Звукоешки – «Прятки». Вам нужно закрыть глаза, а он в это время спрячет одну картинку. Вы открываете глаза и называете чего не стало. Ребята, отвечаем полным предложением.

Картинки по одной убираются с магнитной доски. Логопед спрашивает у детей «Чего не стало?» (Не стало зелёных кузнечиков) и т.д.

8. Составление предложений, работа со схемами предложений.

Логопед: Молодцы, справились с заданиями Звкоешки. У вас на столах лежат картинки, придумайте с ними предложения. Выложите эти предложения с помощью схем.

Фронтальный вопрос:

-Сколько слов в предложении?

9. А) Ребята мы поработали со звуками З, Зь. А теперь пора познакомиться и с буквой З.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (Дети внимательно смотрят на доску, обводят пальчиком в воздухе букву З.)

Б) Конструирование буквы из шнурков, камешков и дуг (пособие «Дары Фрёбеля»).

Сейчас, ребята, мы с вами напишем букву З. В этом нам помогут разные материалы.

В) Пальчиковая игра с карандашами «Добываем огонь»

Логопед: Превратимся в первобытных людей и будем добывать огонь.

Добываю я огонь,

Тру ладонью о ладонь.

Карандаш вертикально зажат между ладонями. Движениями «вперед-назад» прокатывать карандаш между ладонями.

Логопед: Горячими руки стали, вот огонь у нас получился.

«Косичка»

Держать карандаш вертикально указательным и большим пальцами одной руки за верхний конец. Перехватывая пальцами то одной, то другой руки, двигаться вниз до другого конца карандаша.

Маленькой сестричке

Заплетём косички.

Г) Задание на развитие графомоторных навыков «Допиши  букву З».

Итоги занятия:

Звукоешка: Ой, ребята теперь я знаю, для чего нужны буквы и звуки. Мне понравилось у вас.

Логопед: Ребята, мы можем оставить Звукоешку у нас,  и  предлагаю придумать ему новое имя. Как мы его назовём? Ответы детей.

Логопед: Ребята, какие звуки мы сегодня учились различать? С какой буквой познакомились? В какую игру вам понравилось играть?

Литература:

1.   Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-160 с.+цв.вкл. 48 с.

2. Бардышева, Т. Ю. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа. М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 240 с.

3.  Ткаченко, Т.А. В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет/ Т.А. Ткаченко.- Москва: Эксмо, 2017.- 128с.

4.  Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-80 с. (Кабинет логопеда)

C:\Users\НЮША\Desktop\фотки с телефона\Camera\IMG_20190303_151920.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ФФНР

Тема: «Путешествие на реку». Автоматизация  [Р], [Рь} в слогах, словах и предложениях с использованием  ИКТ.Подготовила и провелаУчитель-логопед: Гоголева Г.СЦель: закрепление умения че...

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительно группы с ОНР 3 уровня речевого развития с использованием аудио-технологий

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительно группы с ОНР 3 уровня речевого развития с использованием аудио-технологийТема: «Перелетные птицы»Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме...

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;            - научить детей различать звуки  [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...

Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы. Тема: "Звуки [Б] [Б\']. Буква Бб".

Занятие рассчитано на сильных детей, поэтому заданий много.  Занятие можно сократить или использовать меньше речевого материала в заданиях....

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы на тему "Дружить-значит, радовать друг друга"

Развивать эмпатию, коммуникативные навыки, побуждать детей к проявлению внимания и заботы о товарищах....

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуки В, Вь. Буква В.

Цель упражнять дифференцировать звуки В, Вь, по твердости и мягкости.Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.Закрепить обобщающие слова по видам транспорта....