Мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений «Сказкотерапия и исследовательская деятельность для активизации мышления и речи детей, имеющих речевые нарушения».
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Данченко Валентина Ивановна

Данный мастер-класс направлен на активизацию мыслительной и речевой деятельности детей старшегот дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass-issledovan.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад № 56 «Ромашка»

Мастер - класс

для педагогов дошкольных учреждений

«Сказкотерапия и исследовательская деятельность для активизации мышления и речи детей, имеющих речевые нарушения».

                                                                                              Подготовила:

                                                                            учитель – логопед

                                             высшей квалификационной категории

                                                                                  Данченко В.И.

г. Химки

Цель: Сформировать у педагогов представления о современных методах и приёмах использования нетрадиционных игровых и занимательных технологий в экспериментально – исследовательской деятельности для комплексной реабилитации детей с нарушениями речи. Создание информационного пространства для повышения уровня компетентности педагогов  на основе современных требований в использовании инновационных технологий,  методов и приёмов.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с нетрадиционными игровыми и занимательными  методами и приёмами экспериментально – исследовательской  деятельности, помогающими  активизировать мыслительную и речевую деятельность детей с нарушениями речи.
  2. Вызвать у  участников мастер- класса интерес и желание использовать предложенные методы и приёмы  деятельности  в комплексной реабилитации детей с нарушениями речи.
  3. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер - класса.
  4. Популяризация нетрадиционных форм  работы  в непосредственно образовательной и свободной деятельности детей. 

   

Актуализация темы: Хорошая речь – самое важное условие всестороннего  развития детей. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников – логопатов использование новых игровых и занимательных методов и приёмов экспериментально – исследовательской деятельности  в комплексной реабилитации детей с нарушениями речи  занимает важнейшее место в системе дошкольного воспитания и образования. А вопрос об их внедрении и применении становится одним из самых актуальных.

Фокус – группа: участники мастер-класса.

Необходимое оборудование: ёмкости для воды, трубочки для коктейля, игрушка жука.

План проведения мастер-класса.

   I. Приветственное слово.

 Использование в коррекционной работе современных, эффективных, нетрадиционных методов и приемов активизации мыслительной и речевой деятельности предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование таких современных технологий, как экспериментально – исследовательская работа, сказкотерапия, пескотерапия (воздействие песком) музыкотерапия (воздействие музыкой), фитотерапия (воздействие лекарственными растениями), ароматерапия (воздействие ароматами и запахами), литотерапия (воздействие камнями и минералами), хромотерапия (воздействие цветом), может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми игровыми и занимательными приёмами коррекционной работы с детьми  и, не только. Надеюсь на ваше сотрудничество.  

 II. Практическая часть.

  1. Релаксация:  «Путешествие на ковре - самолёте».

Цель: расслабление, снятие напряжения, развитие мышления, памяти, закрепление представлений о водных ресурсах нашей  планеты.

Логопед: Слушайте меня внимательно и выполняйте мои инструкции.

Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что волшебный ковёр – самолёт несёт нас с вами над бескрайними просторами России. Внизу расстилаются поля, леса, горы. Вот у подножия горы, из – под земли,  бьёт родник, из которого пьют воду туристы.  Высоко в горах мы видим с вами хрустально чистое синее озеро, а из него вытекает небольшой ручеек. Стекая вниз, он становится шире и шире и превращается в быструю горную речку, которая замедляет свой бег и величественно  протекая по равнине, несёт свои воды к морю. А сейчас мы пролетаем по берегу океана, который расстилается до самого горизонта. Вы очарованы его красотой и могуществом. Но пришло время вернуться в аудиторию.

Задание. Назовите водные ресурсы нашей планеты, которые вы услышали в данной релакс-паузе.

(Родник, озеро, ручеёк, река, море, океан).

Дидактическое упражнение «Ещё».

Цель: упражнять в словоизменении, употребление слов с увеличительным значением.

Логопед:

Озеро чистое, а родник – ещё чище.

Море глубокое, а океан –  ещё глубже.

Ручеёк длинный, а река – ещё длиннее.

  1. Дидактическое упражнение «Посмотри на мир другими глазами».

Цель: развитие мышления, умения видеть мир другими глазами. Формировать навыки связного самостоятельного высказывания.

Логопед: Развитие умения видеть проблемы – это интегральное свойство, характеризирующее мышление человека. Одно из самых важных в деле выявления проблемы способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. И тогда можно увидеть то, что часто не замечается.

Сегодня,  на моём мастер - классе, так или иначе, вся наша деятельность будет связана с водой, в любом её состоянии и со сказками, на которые мы посмотрим через водную призму. Предлагаю вам неоконченный рассказ:  «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги...».  Задание:   продолжить рассказ, но несколькими способами:

Как вы отнесётесь к появлению первого снега, если вы:

… гуляете во дворе с друзьями;

…если вы водитель грузовика, едущего по дороге;

…если вы летчик, отправляющийся в полет;

…если вы ворона, сидящая на ветке;

…если вы зайчик в лесу.

  1. Дидактическое упражнение  «Загадаю вам загадку». Введение в тему.

Цель: Развитие ассоциативного мышления, памяти, мотивация деятельности.

Загадывание загадок о сказочных героях

Логопед: Скажите, вы любите сказки? На мольберте спрятаны герои из разных сказок. Хотите отгадать хитрые загадки, открыть картинки и узнать, герои из каких сказок на них изображены?

Забавный и в меру упитанный вид.

Проказы – его удовольствие.

Летит и кричит, летит и кричит:

«Спокойствие, только спокойствие! ».         (Карлсон).

                                         Умён, изворотлив усатый дружок -

                                         Хозяина сделал богатым.

                                         Но жить он не может без красных сапог.

                                         Ну что, угадали, ребята?          (Кот в сапогах).

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.      (Емеля из р. н. с. «По щучьему велению»).

                                          В ступе летаю,

                                          Следы заметаю.

                                          Без чудес старушке

                                          Скучно жить в избушке.          (Баба Яга).

Логопед: Да, отгадки-то с секретом! Что объединяет всех этих героев, что у них общего, кто догадался?     ( У всех героев есть свое сказочное средство передвижения).

Логопед:  Какую проблемно-игровую ситуацию, мотивирующую к деятельности можно поставить перед детьми?   (Должны найти  своё средство передвижения).

Например: Круиз к сказочным героям на корабле.

Эксперимент: «Тонет – не тонет?», опускание в воду различных предметов с целью определения надёжности корабля).

  1. Дидактическое упражнение «Вода для Карлсона».

Цель: определить через соломинки вкус воды. (Обычная, солёная, кислая, сладкая).

Логопед: Чтобы мотор Карлсона работал ему просто необходимо заправляться чем – то вкусным и, главное сладким.

Эксперимент: определить на вкус сладкую воду.

  1. Дидактическое упражнение «Проделки Кота в сапогах».

Логопед: Помните,  в сказке хозяин Кота, якобы, купался в реке, а воришки унесли его одежду? Переделаем сказку на новый лад и предложим воду в реке оптимальной температуры для этого сказочного героя.

Эксперимент: определить на ощупь тёплую воду.  (Горячая, тёплая, холодная вода).

  1. Дидактическое упражнение «Емеля».

Логопед: обленившийся сказочный герой Емеля, перед тем, как жениться на царевне, должен был хорошо вымыться. Но из – за лени забыл, в каком ушате находится мыльная вода, а в каком – вода для ополаскивания.

     Эксперимент:  при помощи трубочек для коктейля определить мыльную и обычную воду.

  1. Дидактическое упражнение  «Баба Яга прячет свою ступу».

Логопед: прилетая на своей ступе домой, Баба Яга никогда не забывала её спрятать.  Причём прятала она её в воде. Хотите узнать, как она это делала?

          Эксперимент: стакан прозрачной и закрашенной воды, за ними спрятать игрушку.

III. Итог. Рефлексия.

Наш мастер - класс подошёл к концу. Благодарю всех за сотрудничество, эмоциональность. Если вам понравился мастер – класс и что – то из увиденного и услышанного вы возьмёте в свою работу,  пошлите мне смеющийся солнечный лучик, а если – не понравилось ничего, пошлите мне грустный лучик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Волшебный фитбол"

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений...

Мастер – класс с педагогами дошкольных учреждений на тему: «Методы, приемы и наглядный материал по ознакомлению старших дошкольников с временными категориями»

Работа в данном направлении осуществляется путем интеграции всех образовательных областей и различных видов деятельности: познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной, коммуникативной, иг...

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»...

Мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений

Мастер класс   знакомит педагогов с цветомузыкальным пособием .Предлагает для педагогов приемы и методы работы по ознакомлению детей с неделей,  как единицей измерения .времени. ...

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисково...