Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателей и родителей по коррекции нарушения речи у дошкольников"
консультация по логопедии

Хафизова Регина Фанавиевна

Консультация для воспитателей по коррекции речи у дошкольников. Подробно расписаны 6 стадий взаимодействия воспитателей и родителей в коррекционном обучении детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                         

        

        Вопросам взаимодействия ДОУ с семьей в последнее время уделяется большое внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и в семейных взаимоотношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашним, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, театрализованных представлениях. Весь педагогический коллектив ДОУ работает над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

        Успех коррекционного обучения детей с ОНР в группах ДОУ во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений возможна только в результате активной, скоординированной деятельности логопедов, воспитателей и родителей ребенка.

        Разрабатывая содержание процесса сотрудничества педагогов ДОУ и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР, мы выделяем 6 стадий.

        На первой стадии происходит установление контактов. В это время воспитателю необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ними заботиться о полноценности развития именно их ребёнка и в свойственных именно их семье условиях. В числе наиболее информативных и простых способов, которые предварительно ориентируют педагога в оценке воспитательных возможностей родителей можно назвать, во-первых, наблюдение и, во-вторых, посещение семей воспитанников. Наблюдение поможет ответить на такие вопросы:

- Как дети встречают своих родителей вечером?

- Каков характер вопросов, просьб ребёнка к родителям, и наоборот?

- Какова реакция родителей на детские просьбы, капризы и др.?

- Как родители общаются с детьми (речь, мимика, жесты)?

-Что из жизни ребёнка в детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сон)?

        В настоящее время неопровержимо установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родителя своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу.

        Совсем иначе развивается речь детей, если  родители этим не занимаются. Неполноценная языковая среда может проявлять себя в искаженном произношении родителями многих слов, общении с ребёнком на примитивном языке и др. Нельзя забывать и том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в детской речи.

        На второй стадии педагог вместе с родителями обсуждает, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке; при этом следует подчеркнуть его неповторимость и индивидуальность, с которыми нужно считаться. На этой стадии работы уже можно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребёнка и показать возможные пути их профилактики и коррекции в ДОУ и в семье.

        Третья стадия – установления совместных требований к общему и речевому воспитанию ребёнка. От педагога требуется побудить родителей высказать свои взгляды на семейное воспитание. На этой стадии педагог знакомит родителей с доступными для использования в домашних условиях способами качественного решения задач стимуляции речевого развития  и коррекции его недостатков, обогащения языковой среды и др. При необходимости на этой стадии уже могут быть предприняты некоторые шаги «оздоровления семьи». Это касается тех случаев, когда в семьях воспитанников наблюдаются конфликтные отношения между родителями, неадекватные требования к ребёнку и другие явно неблагополучные тенденции. Педагогу важно, с одной стороны, максимально тактично, а с другой – убедительно показать родителями возможные последствия используемых ими по отношению к ребёнку педагогических мер; продемонстрировать результаты осознаваемых и неосознаваемых воспитательных воздействий на него.

        Четвёртая стадия – упрочение сотрудничества в достижении общей цели. При этом, согласившись на сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят все более развернутые задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и осваивают новые способы её реализации. Основу совместной работы родителей и воспитателей должно составлять разумное, чуткое отношение к состоянию прежде всего самого ребёнка и только потом – предъявление определённых  требований к речи.

        Пятая стадия – реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, касающихся, например, динамики развития отдельных сторон речи детей, спрашивает совета у родителей, прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в первую очередь на закрепление у детей правильных речевых навыков и дальнейшую стимуляцию их речевого развития.

        Шестая стадия – совершенствование педагогического сотрудничества, его развитие в интересах ребёнка, достижение полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и в семье.

Стабильные эффективные формы работы с родителями

-беседы;

- родительские собрания;

- консультации родителей с педагогами группы;

- открытые занятия;

- дни открытых дверей;

- анкетирование;

- оформление стендов и информационных папок;

- выставки педагогической литературы;

- концерты для родителей.

        Основная задача воспитателей при работе с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными действенными участниками коррекционного процесса. Педагогам группы чрезвычайно важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребёнком по заданию логопеда, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

        В ходе бесед с родителями воспитатель разъясняет их роль в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

- помощь ребёнку в выполнении заданий педагогов, в оформлении индивидуальной тетради;

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в группе;

- наблюдение за ребёнком, определение усвоения им новых знаний и умений.

        Таким образом, воспитатель даёт установку на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

        Важным элементом стратегии общения с семьей являются собрания. На них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. В течение учебного года целесообразно провести три родительских собрания.

        1-е родительское собрание ( в конце сентября):

        - анализ результатов психолого-педагогического обследования детей группы;

        - организация жизни и занятий детей в условиях специальной группы ( режим, задачи и содержание коррекционной работы, основные приемы педагогического воздействия и т.д.)

        2-е родительское собрание ( по итогам первого полугодия – в январе):

        - динамика коррекционно-развивающего процесса;

        - достижения ребёнка в сравнении с его прежними результатами;

        - задачи и содержание обучения на следующее полугодие.

        3-е родительское собрание ( по итогам учебного года – в мае):

        - итоги коррекционной работы за год;

        - анализ повторного обследования детей;

        - рекомендации для каждого ребёнка.

        Современный родитель хочет знать о речевом нарушении, которое отмечается у его ребёнка, о методах преодоления нарушений речи, желает получить необходимые рекомендации о том, как заниматься с ребенком дома. Воспитателю важно так построить свои сообщения, чтобы они не носили формального характера, а привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали желание сотрудничества.

        На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Воспитатель консультирует родителей по вопросам, связанным с особенностями воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными.

  1. Единство требований детского сада и семьи.
  2. Поощрение и наказание в семье.
  3. О воспитании детской самостоятельности.
  4. Что такое нравственность и как ее воспитывать.
  5. Что читать ребёнку дома.
  6. Игрушки полезные и вредные.
  7. Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.
  8. Учить детей наблюдать.
  9. Что делать, если у ребёнка плохая память.
  10.  Нужно ли родителям обучать детей чтению.
  11.  Как  научить ребёнка запоминать стихи.
  12.  Развиваем у ребёнка мелкую моторику.
  13.  Если ваш ребёнок заикается.

        Действенной формой обратной связи с родителями и эффективным источником педагогической информации является анкетирование родителей. После заполнения анкет, родители передают бланки воспитателю, который анализирует содержащиеся в них данные, а затем учитывает их в работе с детьми.

        Стенды для родителей воспитатель и логопед оформляют совместно, систематически, раз в месяц обновляя материал. На стенде помещаются:

        - материалы по формированию звукопроизношения у детей;

        - материалы по развитию речи детей в норме и при патологии;

        - советы родителям по воспитанию детей и преодолению недоразвития речи;

        - игры, речевой материал, который родители могут использовать для занятий с детьми дома;

        - текущая информация для родителей.

        В группе для детей с ОНР воспитатель также осуществляет специфические формы взаимодействия с родителями. Например, объяснения родителям заданий логопеда.  Еженедельно в индивидуальную тетрадь логопед записывает каждому ребенку задания для работы дома. Родителям не всегда бывают понятны, употребляемые логопедом, названия некоторых звуков, принцип выполнения задания. Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю, либо нескольким одновременно, если задания совпадают. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения, когда для родителей все является новым.

Литература.

  1. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи// Дефектология.№1. 1995
  2. Глухова В.П. Формирование связной речи для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 1993
  3. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи) М., 1985.
  4. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников.

Особенности взаимодействия речевых и неречевых процессов в коррекции нарушений речи у дошкольников....

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...

"Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников"

     Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и воспитателя становится  всё более востребованным. Педагоги ищут ...

Статья "Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников"

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод п...

коррекция нарушения речи у дошкольников через развивающие возможности детского рисования

Поиск привёл к включению детского рисования на логопедических занятиях. Была поставлена ЦЕЛЬ – доказательство эффективности коррекционных возможностей детского рисования в логопедическом воздейс...

Коррекция нарушения речи у дошкольников через развивающие возможности детского рисования

Рисование даёт возможность ребёнку не только выражать свои мысли и чувства на бумаге, это ещё и прекрасная возможность развивать речь и работать над её коррекцией....