"Подготовительный период обучения чтению у дошкольников"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Статья адресована родителям, в которой перечислены  умения и навыки, необходимые для результативного обучения ребёнка  чтению, и раскрывается понимание важности "добуквенного" пероида в обучении чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительный  период обучения чтению у дошкольников.

Для того, чтобы ребенок научился читать и понимать текст, у него должны быть сформированы определенные умения и навыки, которые и станут основой чтения. Поэтому  обучение чтению надо начинать с подготовительного,  добуквенного,  периода.

В это время необходимо сосредоточиться на развитии следующих функций:

фонематического слуха  (различение звуков речи на слух),

зрительного анализа и синтеза (умение определять различие и сходство  предметов и знаков),

развитии  артикуляции (правильное и четкое звукопроизношение),

развитии  речи ребенка (умение говорить  предложениями, согласовывать слова между собой,  выражать свою мысль предложением, а не одним словом).

Нельзя перескакивать через подготовительный этап,  если вы хотите избежать проблем при обучении чтению.  К тому же, очень важно учесть возраст ребенка. Ведь у каждого возраста свои особенности, свои цели и задачи.

В возрасте 2-3 лет, ребенок знакомится с окружающим миром, учится работать с предметами, различать их по цвету и форме, учится говорить и использовать речь для общения с другими людьми. У малыша предметно-действенное мышление. Ему надо все потрогать, постучать, посмотреть. Он учится называть предметы и их свойства, заучивает первые стихи и потешки, расширяет свой активный словарь. Активно развивается артикуляционный аппарат.  Ребенку нужны конкретные предметы, которые можно потрогать, попробовать, услышать. А буквы – совершенно непонятные для этого возраста  значки. Поэтому, лучше оставить буквы пока в покое и развивать речь ребенка, его слух и артикуляцию, а также мелкую моторику рук.

В возрасте 4-5, у ребенка  начинает формироваться умение анализировать  свойства предметов, многие дети уже могут слышать и выделять в слове  отдельные звуки.  Можно постепенно знакомить ребенка с буквами, проводить специальные упражнения на развитие фонематического слуха ( подбирать слова на заданный звук, определять первый звук в слове, а позже и последний звук в слове).  В этот период  надо учить ребенка слушать речь взрослого, повторять правильно за ним, отвечать на вопросы, рассказывать по картинке и пересказывать сказки – развивать устную речь ребенка.

Возраст  6-7 лет-  наиболее благоприятный  период для обучения чтению традиционным звуковым способом. В этом возрасте уже ребенок может различить гласный и согласный звук, сделать анализ этого звука и составить звуковую схему слова.  Но даже в это время мы должны опираться на интерес ребенка и постараться сделать так, чтобы в процессе занятия ребенок не терял интереса. Далеко не всегда раннее обучение чтению  приносит пользу. Здесь надо ориентироваться не на желания родителей, а на возможности самого ребенка.  Не забывайте, что ведущей деятельностью абсолютно всех детей является ИГРА, поэтому все обучение и развитие  ребенка надо проводить в игре. Только учитывая возрастные особенности ребенка и правила обучения чтению можно научить ребенка читать  без проблем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.

В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...

Рабочая программа дополнительной платной услуги по обучению чтению старших дошкольников.

Поможет учителю-логопеду или воспитателю приступить к обучению детей чтению в детском саду или вне его....

7 золотых правил обучения чтению ребёнка - дошкольника.

В помощь родителям "7  золотых правил обучения чтению ребёнка - дошкольника."...

Звуковой состав слова, как основа успешного обучения чтению старших дошкольников в школе.

Ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова....