Круглый стол для педагогов и специалистов ДОО На тему: «Артикуляционная гимнастика для дошкольников»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фёдорова Ирина Алексеевна...

На данном мероприятие логопед воспитателей с методами и приёмами работы при проведении артикуляционной гимнастики с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.kr_._stol._artik._gimn.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 «Непоседы»

Круглый стол

для педагогов и специалистов ДОО

На тему: «Артикуляционная гимнастика для дошкольников»

Подготовила:

учитель-логопед

Фёдорова И. А.

г.

Долгопрудный, 2020 г.

Круглый стол для педагогов и специалистов ДОО

На тему: «Артикуляционная гимнастика для дошкольников»

Цель: поделиться опытом работы с педагогами, через показ последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

1. Ознакомление воспитателей с методами и приёмами работы при проведении речевых (артикуляционных) гимнастик.

2. Дать представление о «разноплановости» речевых гимнастик, в зависимости от возрастных и речевых возможностей детей.

Ход:

1. Организационный момент.

2. Теоретическая часть «Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников».

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все дошкольники к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

Вопрос к воспитателям:

Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?

Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:

• Улучшения подвижности органов артикуляции;

• Увеличения объема и силы движений;

• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для детей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

• Усилению кровообращения;

• Развитию гибкости органов речевого аппарата;

• Укреплению мышц лица.

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для детей:

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:

• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;

• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;

• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата,

2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упражнений – специфические упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упражнений на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упражнение «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

Упражнения прекращают выполнять при гиперемии (покраснении), посинении (цианозе), треморе (мелкие подергивания). Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущности. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка. (Показ картинок для артикуляционной гимнастики)

Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку:

Улыбнись,

Покажи зубы,

Приоткрой рот,

Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.

4. Практический опыт.

На основе имеющихся картотек, мы повторим сегодня все тонкости выполнения артикуляционных гимнастик. Мне понадобятся 3 самых смелых педагога.

  1. Задание: упражнение «Чашечка», «Лошадка», «Грибочек», «Хоботок», «Маляр», «Часики», «Заборчик».

2. Задание: (под музыкальное сопровождение чередование упражнений «Лошадка», «Хоботок», «Заборчик»).

3. Задание: «Угадай упражнение по описанию».

5. Ответы на вопросы (логопед отвечает на вопросы воспитателей, подготовленные заранее в анонимный почтовый ящик).

6. Памятки педагогам.

П А М Я Т К А!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:

1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3. Легкое постукивание зубами —

губы разомкнуты.

4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ:

1. «УЛЫБКА» — растягивание сомкнутых губ (зубы сжать)

2. «ТРУБОЧКА» вытягивание губ вперед.

#1063;ередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».

(Три предыдущих упражнения вы-полняются также с сомкнутыми губами).

4. «ХОБОТОК» - вытягивание вперед и округление губ при этом открывая зубы

#1042;тягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

#1042;ытягивание нижней губы под верхнюю.

  1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1. «БОЛТУШКА» - движения языком

вперед-назад.

2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево

3. «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз

4. Круговые движения языком.

5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.

6. «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий,

расслабленный язык лежит на нижней губе,

7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед

;ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий

язык, боковые края загнуть вверх,

втянуть в себя щеки и воздух.

;ГРИБОК» - широкий плоский

язык присасывается к твердому

небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам

10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в

форме чашечки поднят кверху, края

прижаты к верхней губе

11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание

вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом

прижимается к нижним зубам.

;НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» -

а) покусывание кончика

широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке;

б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами. «ПЯ-ПЯ-ПЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол для педагогов "Нужна ли артикуляционная гимнастика"

В консультации описывается значение артикуляционной гимнастики для дошкольников, рекомендации....

Круглый стол для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»

Круглый стол: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»...

Круглый стол для педагогов на тему: «Социально-нравственное воспитание дошкольников»

Интересный, познавательный и очень увлекательный круглый стол для педагогов на тему "Нравственное воспитание"...

Круглый стол с педагогами по теме: МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с эти...

Конспект. Круглый стол для педагогов. Тема: «Составляющие читательской грамотности дошкольников»

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...