Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Бердникова

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях; учить отвечать на вопросы полными предложениями; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании сложных слов,  совершенствовать фонематический слух.

Коррекционно-развивающие:

развивать зрительное и слуховое внимание; логическое мышление; пространственную ориентацию; координацию речи с движением; мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

формировать навыки сотрудничества, активности, чувства коллективизма.

Материал и оборудование:

телефон, предметные картинки, пазлы, предметное полотно, магнитный транспорт, схема согласования числительных с существительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_transport.docx54.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт».

Подготовила: учитель-логопед

Бердникова Ольга Николаевна

г.о. Лосино-Петровский 2023 год

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях; учить отвечать на вопросы полными предложениями; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании сложных слов,  совершенствовать фонематический слух.

Коррекционно-развивающие:

развивать зрительное и слуховое внимание; логическое мышление; пространственную ориентацию; координацию речи с движением; мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

формировать навыки сотрудничества, активности, чувства коллективизма.

Материал и оборудование:

телефон, предметные картинки, пазлы, предметное полотно, магнитный транспорт, схема согласования числительных с существительными.

Оборудование:

Ход занятия.

Организационный момент. (дети стоят в кругу)

Логопед: Доброе утро ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними!

Дети: Здравствуйте!

Л: Ребята, сейчас поиграем с вами в игру «Чуткий слух». Я буду включать звуки, а вы будете определять что же их издает. Готовы?

Дети: Да

Логопед включает звуки различных видов транспорта, а дети угадывают. Каждый угаданный вид транспорта выставляется на магнитную доску.

Ребенок 1: Это звук машины.

Ребенок 2: Это звук велосипеда.

Р3: Это звук самолета.

Р4: Это звук вертолета.

Р5: Это звук корабля.

Р6: Это звук поезда.

Р7: Это звук мотоцикла.

Р8: Это звук грузовика.

Р9: Это звук пожарной машины

Логопед: Выставляет на магнитную доску остальной транспорт и просит детей обобщить. «Ребята, а как же мы обобщим, выставленное на доске». Кто знает ответ, поднимает руку.

Р: Это  «Транспорт».

Логопед: Верно. О чем мы будем говорить на занятии?

Р: Сегодня мы будем говорить о «Транспорте».

Логопед: Приглашаю вас отправиться в интересный мир транспорта. Присаживайтесь, займите свои места на стульчиках. Поехали!

Ход занятия

Беседа по теме.

1.Логопед: Какие виды транспорта по типу передвижения вы знаете?

Дети: Воздушный, наземный, водный, подземный.

Логопед: Почему транспорт называется воздушным?

Р: Потому что летает в воздухе, в небе.

Логопед: Почему транспорт называется водным?

Р: Потому что он перемещается по воде.

Логопед: Почему транспорт называется наземным?

Р: Потому что он едет по земле.

Логопед: Почему транспорт называют подземным?

Р: Потому что он перемещается под землей.

Логопед: Ребята, а еще есть специальный транспорт. Какой специальный транспорт вы знаете?

Р1: Скорая помощь.

Р2: Пожарная машина.

Р3: Полицейская машина.

Р4: Аварийная служба.

Р4: Мусоровоз.

2.Игра «Где поедет, поплывёт, полетит?»

        Логопед выставляет на доске четыре картины: изображение моря, неба, дороги и космоса. Логопед предлагает каждому ребёнку выбрать для своего транспорта (картинки) дорогу и объяснить свой выбор.

Дети: - Моя машина поедет по дороге, потому, что это наземный вид транспорта.

- Мой корабль поплывёт по морю, потому что это водный вид транспорта.

3. Логопед: А теперь давайте вспомним из каких частей (деталей) состоит наш транспорт :

Фары, руль, салон, кабина?

Р1: -автобус

Логопед: Два колеса, руль, фара, сиденье

Р2: - мотоцикл

Логопед: Крылья, хвост, корпус

Р3: - самолет

Логопед: Каюты, якорь, штурвал

Р4: - пароход

Логопед: Вагоны, труба, колеса

Р5: -поезд

4. Логопед: Итак, части мы с вами вспомнили, а теперь определим материал, из которого сделана наша техника.

Кузов из железа (какой)

Р1: -железный

Логопед: Дверца из металла –

Р2: -металлическая

Логопед: Колесо из резины-

Р3: -резиновое

Логопед: Руль из пластмассы –

Р4: -пластмассовый

Логопед: Сиденье обшитое кожей –

Р5: -кожаное

Логопед: Фары из стекла –

Р6: -стеклянные

Логопед: Приборная Панель из пластика-

Р7: -пластиковая

Физминутка. (сидя, на стульчиках на ковре)

Упражнение «Шоферы»

Едем, едем на машине (имитация движения рулем),

Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)

Скорости переключаем («рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя),

Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладонь ко лбу).

Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони

раскрывают),

Вправо, влево - чистота (наклоняют руки вправо, влево)!

Волосы ерошит ветер (над головой шевелят пальцами).

Мы – шоферы хоть куда (разводят руки в стороны)!

5. Игра «Посчитай-ка».

Логопед: А теперь, ребята, переходим за столы.

Нужно выбрать взять с края стола транспорт, опираясь на схему, изменить слово. Следите за окончанимя.

Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.

6. Игра «Собери и прочитай»

Логопед: Ребята, подойдите к столам присядьте на свои места. Пододвиньте контейнеры. Достаньте той стороной карточки, которой они лежат к вам. Положите их на столы и соберите пазл. Прочитайте, что получилось. Ответ полным предложением

     - Что у тебя, София?

София: У меня получился грузовик.

Логопед: А что у тебя получилось, Дима?

Дима: У меня – самолет. И т.п.

Итог. Рефлексия.

Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Р: Мы сегодня говорили о «Транспорте»

Логопед: Какие виды транспорта вы знаете?

Р: Воздушный, водный, подземный, наземный.

Логопед: Какое занятие понравилось выполнять больше всего?

Р: Отвечает, что понравилось выполнять.

Логопед: Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"

Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе

Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточ­нить признаки зимы; упражнять в составле­нии предложений; активизировать словарь по данной ...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»

Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знани...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий  в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт»...