«Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя логопеда и деффектолога ДОУ»
консультация по логопедии

Борздых Наталья Александровна

Современная дошкольная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.                  

      Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей – это тяжёлый труд.  Поэтому нам, логопедам, приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад комбинированного вида  №170

Тема: «Инновационные технологии и современные методы                                          в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда                                                  и учителя-дефектолога ДОУ».

Учитель-логопед: Борздых                                                                                       Наталья Александровна

г.Оренбург, 2023

Современная дошкольная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.                  

Количество детей, имеющих различные нарушения речи, год от года увеличивается. Чистая по звукопроизношению, грамотная, правильная речь дошкольника – это, несомненно, залог успешного обучения в школе.        В современном мире в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, сейчас уже недостаточно использовать традиционные технологии.  

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей – это тяжёлый труд.  Поэтому нам, логопедам, приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.                    

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Инновационные технологии нужны чтобы:                                                      - сделать обучение осознанным;                                                                                                       - интересным;                                                                                                                                 - оптимизировать процесс обучения;                                                                                                      - содействовать оздоровлению детей.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника
  • игровая технология;
  • телесноориентированные (биоэнергопластика) технологии;
  • мнемотехника;
  • инновационные психокоррекционные технологии  или Арт-терапевтические технологии  (сказкатеропия, песоктерапия, музыкотерапия, изотерапия, психогимнастика, тесто пластика, куклатерапия, танцевальная терапия, экотерапия);
  • кинезитерапия (психогимнастика, коррекционная ритмика);
  • технология «ТРИЗ» и др.

     В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ применяются следующие инновационные технологии и современные методы:

  1. Здоровьесберегающие технологии

    Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

    Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, элементы самомассажа, физкультурные и динамические паузы, релаксация, прогулки.

    При использование здоровьесберегающих технологий необходимо соблюдать следующие принципы:

  • «Не навреди!»
  • Принцип непрерывности, т.е. систематически, постоянно;
  • Индивидуальности.

    Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребёнка.                                      Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики:

  • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
  • Игры с природным, бросовым материалом (горох, фасоль, веточки).
  • Игры с пособиями (игры-шнуровки, игры с прищепками, пальчиковый театр).

    Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания.                                                                                                                      Дыхательная гимнастика решает следующие задачи:

- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

- повышение общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости к заболеваниям дыхательной системы;

- нормализации и улучшение психоэмоционального состояния организма;

- развитие силы, плавности и длительности выдоха.

    Артикуляционная гимнастика.                                                 

   Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

    Регулярное выполнение поможет:                                                                                   - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить статичность (напряжённость) артикуляционных органов.                    

   Зрительная гимнастика проводится с целью:

- укрепление глазных мышц;

- снятия напряжения;

- общего оздоровления зрительного аппарата.

    Самомассаж – это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое с помощью специального оборудования:

  • Массажные мячики,
  • Шишки
  • орехи
  • шестигранными карандашами

    Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строение собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.

       Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: «био» - человек, «энергия» - сила, «пластика» - движение. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление и речь.

      Су-Джок терапия – активно использую в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук. Ребристая игольчатая поверхность шариков воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение.                                                                                                        Динамические паузы (физкультминутки) – это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребёнка в движении.

    Динамические паузы развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление, память. Также ненавязчиво корректирует эмоциональные проблемы в поведении ребёнка.

 Релаксация – это расслабление, т.е. процесс, обратный нахождению в состоянии стресса. Главная задача релаксации – снятие стресса, или другими словами, нервного напряжения.

  1. Коррекционные технологии.

    Психогимнастика одним из её составляющих является мимическая гимнастика, которая помогает ребёнку:

- познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;

- развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;

- усилить глубину и устойчивость чувств;

- разгрузиться от излишних переживаний, проявив своё эмоциональное состояние.

      Кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга» - использовать для развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга.

 Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идёт путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объём, устойчивость, память зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.

    Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками) заключается в музыкальном сопровождении режимных моментов и занятий. Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребёнка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворения до беспокойства, подавленности или агрессии).

3. Технологии проектной деятельности

    Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного образования.  Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.    

     Классификация учебных проектов:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  • «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:                                                                                                                         - по доминирующему методу: 

  • исследовательские,
  • информационные,
  • творческие,
  • игровые,
  • приключенческие,
  • практико-ориентированные.

- по характеру содержания: 

  • включают ребенка и его семью,
  • ребенка и природу,
  • ребенка и рукотворный мир,
  • ребенка, общество и его культурные ценности.

- по характеру участия ребенка в проекте: 

  • заказчик,
  • эксперт,
  • исполнитель,
  • участник от зарождения идеи до получения результата.

- по характеру контактов: 

  • осуществляется внутри одной возрастной группы,
  • в контакте с другой возрастной группой,
  • внутри ДОУ,
  • в контакте с семьей,
  • учреждениями культуры,
  • общественными организациями (открытый проект).

- по количеству участников: 

  • индивидуальный,
  • парный,
  • групповой,
  • фронтальный.

- по продолжительности: 

  • краткосрочный,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочный.

4. Технология исследовательской деятельности

    Цель исследовательской деятельности - способствовать формированию познавательного интереса и повышению познавательной активности у детей с ОВЗ через проектную деятельность. Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

     Хочется отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности: 

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,   трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

  • трудовые поручения, действия.

Выделяют следующие методы и приёмы организации поисково-исследовательской деятельности:

  • Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.
  • Коллекционирование – освоение родовидовых отношений (классификационная работа):

– поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиска возможных оснований для их группировки.

  • Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
  • Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

5. Информационно-коммуникационные технологии

    В процессе использования ИКТ у детей повышается мотивация познания к учению, наблюдается положительная динамика в развитии основных психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения, речи, у детей расширяется кругозор. Интерактивные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве, координации движений рук и глаз.

    На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе. В качестве примера можно привести следующие программы:

  • «Мир за твоим окном» (времена года) – для детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии;
  • Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь» - предназначена для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи;
  • Логопедический тренажёр «Дельфа-142» - помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи.

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

6. Игровая технология

     Игра – одна из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка. Игра помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным.

    Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты необходимо применение различных материалов: игрушек, реальных предметов, конструкторов, головоломок, карандашей, красок и др.

    Можно выделить несколько основных функций игры:

- развлекательная (порадовать, развлечь ребёнка, доставить ему удовольствие);

- коммуникативная (ребёнок развивает свои коммуникативные умения);

- игротерапевтическую (помогает выявить различные отклонения от нормы);

- словесные игры с мячом (закрепление речевых навыков и развитию общей моторики);

- игры с прищепками (хороший тренажёр для развития мелкой моторики рук);

- игры с фонариком (улучшают концентрацию внимания и позволяют замотивировать детей на совместную игру на занятиях);

- дидактические игры с использованием пуговиц (развивают зрительное внимание и память)

    В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

     Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.


7. Технология «ТРИЗ»

   ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

    Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

     В арсенале ТРИЗ многообразие методов и приёмов, активизирующих мышление дошкольников, развивающих их способности, побуждающих к творчеству:

- создание поисковых проблемных ситуаций;

- рассматривание объекта или явления с точки зрения выявления в нём противоречивых свойств, качеств, функций, формулирование противоречий;

- мозговой штурм с целью создания банка идей;

- метод фокальных объектов – перенос свойств и качеств с одного или нескольких объектов на другой;

- решение противоречий во времени и пространстве;

- моделирование маленькими человечками, позволяющие наглядно представить агрегатное состояние вещества, предмета и изменение этого состояния под влиянием различных полей;

- выдвижение игровых гипотез.

    Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии: связной речи, зрительной и слуховой памяти, ассоциативного мышления, воображения. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Технология Лэпбук – объединяет в себе игру, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, помогает систематизировать знания и просто интересный вид совместной деятельности учителя-логопеда, родителей и ребенка.

    Квест-технология относится к организационным инновационным технологиям в логопедии и представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи. В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете.

    Вывод: использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно- образовательной работе с детьми с ОВЗ способствует:

- повышению работоспособности, выносливости детей;

- развитию психических процессов;

- формированию, развитию двигательных умений и навыков;

- развитию общей и мелкой моторики;

- способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

                                   Творческих Вам успехов!

Список литературы:

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011

2. Гафиятуллина А.Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы Vlll вида// Образование и воспитание 2015.- №5.- С.46-48

3. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.

4. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

5.  Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009-С.208

«Колесо инновационных технологий»

  1. Как  расшифровывается  аббревиатура ТРИЗ?

ТРИЗ-теория решения  изобретательских задач

  1. Назовите цель артикуляционной гимнастики?

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционного аппарата,

 для правильного произношение звуков.

  1. Что такое инновационные технологии?

Инновационные технологии - это новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.  

  1. Эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира является….

Опытно-экспериментальная

деятельность

  1. Перечислите инновационные технологии, используемые в логопедической работе?
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технологии проектной деятельности;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Телесноориентированные технологии (биоэнергопластика):
  • Технология ТРИЗ;
  • Психокоррекционные технологии
  • Информационно-кумманикационные технологии
  • Игровая технология и т.д.

  1. Назовите современные здоровье сберегающие технологии?

  • Артикуляционная гимнастика;
  •  Зрительная гимнастика;
  •  Пальчиковая гимнастика;
  •  Динамические паузы;
  • Кинезиология;     Су – Джок;
  • Релаксация;  Биоэнергопластика;
  • Самомассаж.
  1. При использовании ИКТ технологии на занятии, после работы с компьютером, что необходимо провести с детьми?

Для снятия мышечного напряжения у детей после работы (игр, занятий) на компьютере, необходимо проводить глазодвигательную и пальчиковую гимнастику.

  1. "РЕЧЬ ДЕТЕЙ - НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ", какие здоровьесберегающие технологии необходимо включать для её  развития?
  • Пальчиковая гимнастика
  • Су – Джок терапия
  • Самомассаж
  • Биоэнергопластику

  1. При какой технике, на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично?

                        МНЕМОТЕХНИКА

  1. Метод, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихов или песен, называется?

                               Логоритмика

         

 

                Здравствуйте уважаемые коллеги!

Хочу поздравить Вас с профессиональным праздником и пожелать Вам крепкого здоровья, лёгкой работы, чудесных результатов и ярких побед в нашей нелёгкой работе!

 Мы работаем с детьми не только с речевыми нарушениями, но и часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние,

пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.  

     И логопедические занятия для таких детей – это тяжёлый труд.  Поэтому нам, логопедам, приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.    

   Я сегодня предлагаю вам вспомнить инновационные технологии и современные методы, которые мы используем в коррекционно-развивающей работе с детьми.

     А вспоминать мы будем в форме игры «Колесо инновационных технологий».

Правила игры:

- работать дружно

-выслушивать вопрос до конца

-отвечать громко, но не хором.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Использование современных методов в коррекционно - развивающей работе с дошкольниками.

Ищете способы повысить эффективность коррекционно - развивающих занятий с детьми, имеющими сложности в освоении программного материала ДОО? Тогда эта статья для вас! Вы узнаете об использовании соврем...

Доклад – презентация опыт работы по теме: «Игровые методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»

В данной презентации представлены игровые приёмы, которые наиболее эффективные и часто используемые в коррекционной работе на различных этапах работы со звуком, при подготовке к обучению гра...

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедиче...

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....

XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений» ЛОГОСКАЗКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ

Материал выступления XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инноваци...