От звука к предложению.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Карманова Зинаида Михайловна

Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, которые чаще используются в работе с детьми и помогут Вам при выполнении рекомендаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ot_zvuka_k_predlozheniyu.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «От звука к предложению»

Цели:

• дать информацию родителям о предложении, словах, слогах, звуках (гласных и согласных, твёрдых и мягких согласных);

I. Организационный момент

• составление списка присутствующих на консультации;

• обозначение темы, целей консультации.

II. Основная часть.

Достаточно часто при обучении дошкольников грамоте приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети быстрее схватывают информацию и свободнее разбираются в ней, чем родители.

Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, которые чаще используются в работе с детьми и помогут Вам при выполнении рекомендаций.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.

Речь бывает: устная и письменная.

  • Состоит наша речь из предложений. (На столе стоит ваза.)

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

  • Предложения состоят из слов. (Стол. Ваза. Стоит, на) (какое последнее слово в предложении, какое первое, какое третье, какое второе)
  • Любое слово всегда что – нибудь обозначает, например:
  1. названия живых существ – человек, кот, гусь…;
  2. названия предметов – дом, стул, окно…;
  3. названия признаков – живой, синий …;
  4. названия действий – поёт, сидит…
  • СЛОВА ДЕЛЯТСЯ НА СЛОГИ. СЛОГ – ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА. В СЛОВЕ СТОЛЬКО СЛОГОВ, СКОЛЬКО В НЁМ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. ( это детям я буду говорить когда мы изучим гласные звуки) Но одна гласная может быть слогом, например: О-СЫ, И-РА, У-ХО, ЗМЕ-Я…

Чтобы разделить слово на слоги нужно запомнить несколько способов, как это можно сделать (кол-во хлопков, шагов, опускание подбородка соответствует кол-ву слогов)

1. Слово можно прохлопать  (уложить хлопками на ладошку)

2. Слово можно прошагать (протопать ногами по дорожке)

3. Прикладываем руку к подбородку, произносим слово по слогам.

(Произносим слово всегда нараспев и считаем, сколько раз прохлопали, протопали или сколько раз нижняя челюсть опустилась)

  • Слоги состоят из звуков. (В) (А) (З) (А)

Какие бывают звуки? В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные: гласные, согласные.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, могут пропеть любую мелодию). Гласные звуки обозначают красным кружком, они всегда звонкие. Гласных звуков -6.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Всего согласных-36.

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкие звуки обозначаем зеленым кружком. Твердые-синим кружком.

Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь) .

Согласные звуки являются твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э) .

Всегда твердые - Ж, Ш, Ц

Всегда мягкие - Ч, Щ, Й

Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (юг, яма, Емеля) ;

2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после согласного.

3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц]. Звуки на письме обозначаем буквами.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем и читаем)

Советы логопеда (Вывод)

Рекомендации по обучению грамоте детей.

1. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.

2. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.

3. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

4. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.

Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы легче осилите дорогу к школе. Это поможет вам избежать ошибок при чтении и письме.

И главное, помните – все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

III. Разное. Ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Звук, слово, предложение"

Логопедический досуг в подготовительной группе для детей с ОНР...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Карточки для автоматизации звуков в предложениях

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь детям....

"Звук Т. Предложение."

Конспект НОД по подготовке  обучению грамоте...

"Звук, слово, предложение"

Консультация для родителей "Звук, слово, предложение"...