Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателя в коррекционной работе по формированию лексико-грамматического строя речи через игру в соответствии ФГОС.
статья по логопедии (старшая группа)

Шалдина Ирина Павловна

В данной статье представлены материалы по оснащению развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию  мыслительных процессов и формированию лексико-грамматического строя речи  у детей с тяжелыми нарушениями речи через игры в непосредственной и самостоятельной деятельности,  при тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями группы. 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ https://ds482.ru/upload/medialibrary/7be/7be53fe519847a9361059c715c54bba1.pdf

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ  

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИГРУ  

В СООТВЕТСТВИИ ФГОС

 

Шалдина И.П., Шилова Ю.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 482 г. Челябинска»

 

В данной статье представлены материалы по оснащению развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию  мыслительных процессов и формированию лексико-грамматического строя речи  у детей с тяжелыми нарушениями речи через игры в непосредственной и самостоятельной деятельности,  при тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями группы.  

Нарушения лексических и грамматических компонентов речи  занимают ведущее место у детей с тяжелыми нарушениями речи, являются важными в структуре патологии. Использование в коррекционной работе традиционных и нетрадиционных игр и игровых  пособий предотвращает  утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность индивидуальной логопедической работы и непосредственной - образовательной деятельности в целом.

В соответствии с  современными требованиями пополняется и меняется развивающая предметно - пространственная среда группы. Это дает возможность детям в свободной,  самостоятельной деятельности закреплять полученные знания, действуя с предметами, играми,  созданными своими руками, при активном участии родителей.  Создаются условия,  чтобы наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать с играми и игровыми пособиями.  Среда группы обогащается, трансформируется, становится функциональной,  вариативной,  доступной,  безопасной.

  Использование нетрадиционных игр открывает перед детьми широкий спектр возможностей формирования и совершенствования высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия), что является базой для формирования  речи и языкового чутья, так необходимого для коррекции  лексико - грамматического строя речи.

Положительные результаты коррекционной работы у детей с тяжелыми нарушениями речи успешно достигаются в тесном сотрудничестве с воспитателями группы компенсирующей направленности  и родителями - законными представителями, которые не только закрепляют изученный материал, но и помогают в создании оптимальной коррекционно-развивающей среды дошкольного учреждения, и непосредственно являются активными участниками образовательного процесса.

Что такое грамматика? Это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова в словосочетания и  предложения.

Постепенность овладения детьми грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.

При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, и грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. [3с 16] Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с общим недоразвитием речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.  Причиной медленного темпа усвоения материала, является неумение употреблять правильные грамматические формы и проявляется в  несформированности тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов. Дети не могут переструктурировать  заимствованные формы слов в связи со своим собственным высказыванием, отчего возникают оригинальные, грубо аграмматичные конструкции из неизменяемых слов-корней, употребляемых только в одном каком- либо виде. [1с 62] 

Переломный момент  в развитии грамматических категорий  и вообще развития речи наступает тогда,  когда ребенок научится  вычленять из языкового материала морфологические элементы слов и синтезировать их в собственном высказывании, что выражается в умении правильно или неправильно изменять слова по падежам, лицам, числам, временам. [1с 63]  Иными словами у ребенка должно сформироваться языковое чутье.

 Игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей. Игра и игрушка дают ребенку возможность, наполнить свою душу новыми образами и ассоциациями.  

Важность и необходимость использования игр в лексико-грамматической работе подчёркивали многие авторы коррекционных методик: Г.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,  М.А.Васильева,  В.И.Селиверстов.  

Наряду с традиционными играми в коррекционной работе, нами  используются игры и игровые пособия нетрадиционных форм. Такая подборка игр не случайна,  в них учтены задачи направленные не только на коррекцию  основного дефекта - речи,  но и  совершенствование высших психологических функций: внимания, памяти, логического мышления, синтеза,  анализа деятельности,  сравнения.  Хочется поделиться своим опытом их применения.  1. За основу некоторых игровых пособий были взяты изобретения Раймонда Луллия - это универсальное дидактическое пособие в форме круга разделенное на несколько секторов, которые нужно совмещать. Круги Луллия – одно из средств формирующего мыслительные процессы у детей,  развития интеллектуально - творческих способностей, развития речи, мелкой моторики пальцев рук. Данное игровое пособие способствует созданию интереса, снимает напряжение, обеспечивает восприятие нового материала, доступно для использования в самостоятельной деятельности и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия. Через игры «Чей след?» «Чей дом?» «Чей хвост? Чья морда? Чьи уши?» «С какого дерева ветка, плод?» отрабатывается употребление  притяжательных прилагательных.

  1. Обогащение словаря путем классификации и нахождения общего у предметов с  помощью  кругов  заимствован из  работы Леонарда  Эйлера. «Круги  очень  подходят  для  того,  чтобы  облегчить  наши  размышления». Использование  этой геометрической формы помогает наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Используя круги Эйлера,  ребенок учится  сопоставлять, обобщать, группировать, дифференцировать предметы по родам. Развивается речь, память, образное, вербально - логическое мышление. Это пособие используется для активизации и обогащения таких лексических тем, как «Посуда», «Одежда», «Транспорт». Например,  дифференцируя с детьми виды транспорта выделяются такие множества: воздушный, наземный, железнодорожный, водный; грузовой и пассажирский.

В целях лучшего запоминания, дети используют круги в самостоятельной деятельности.  

  1. Использование в логопедической работе занимательной математической  игрушки «флексогон» дает возможность детям ощутить, что в их руках не простые кубики, а игра имеющая форму головоломки, которая содержит секрет, а может даже фокус, когда одна картинка легко сменяется другой,  поддерживает интерес в работе по обогащению словаря признаков и словоизменения. Например, рассматривая сюжетную картинку «Зима» дети называют «зимние» слова (зимняя - одежда, обувь, погода; зимнее - небо; зимние - деревья, валенки; зимний - сугроб, костюм…). Для создания игрового пособия требуется восемь одинаковых по размеру кубиков, которые скрепляются между собой,  образуют прямоугольник,  меняющий свою форму. При складывании флексагона становятся видны поверхности, которые ранее были скрыты в конструкции  трансформера, а прежде видимые поверхности уходят внутрь.
  2. По аналогии флексогона,   мы разработали «кубик- трансформер», в его конструкцию входят четыре кубика. Игры и упражнения «Маленькие слова»,  «Человечки- падежи» - служат алгоритмом образования предложений с предлогами и изменения по падежам.  Слово становится образнее, дети - чувствительнее к слову. Без помощи взрослых,  дети самостоятельно автоматизируют слова на определенный звук изменяя его по падежам.
  3. Универсальный «логопедический кубик» помогает решить шесть задач, воспитатели с детьми проигрывают шесть игр. На каждой стороне кубика изображена картинка - символ игры:  

Игра  «Один и много» (образование существительных  единственного и множественного числа);  

Игра         «Какой?         Какая?         Какие?»         (согласование         существительных         с

прилагательными);

Игра «Великаны-лилипуты» (суффиксальное изменение существительных с суффиксом уменьшительно- ласкательным и суффиксом увеличения);  

Игра  «1, 2, 5»  (согласование числительных с существительными); Игра  «Чего нет?» (употребление существительных в Родительном падеже); Игра «Мой, моя, мое, мои» (употребление притяжательных местоимений).  

Для лучшего усвоения и запоминания материала, логопедом разработаны кубики -  алгоритмы:  

а) алгоритм образования прилагательных - Какой (-ая, -ое)? (цвет предмета);

  • Какой (-ая, -ое)? ( форма предмета);
  • Какой (-ая, -ое)? (величина предмета);
  • Какой (-ая, -ое)? (материал предмета);
  • Какой (-ая, -ое)? (вкус, запах, ощупь); -  Какой (-ая, -ое)? (сезон).

б)  алгоритм словоизменения по падежам. -  Это кто? Что? -  Именительный падеж;  

  • Нет кого? Чего? – Родительный падеж;
  • Радуюсь кому? Чему? - Дательный падеж;
  • Вижу кого?  Что?  -  Винительный падеж; -  Доволен кем? Чем? -  Творительный падеж;  -  Думаю о ком? О чём? - Предложный падеж.

в) алгоритм образования  родственных слов.

  • Кто это?  Что это? (рыба);
  • Что делает? (рыбачит);
  • Какой? Какая? Какое? (рыбный);
  • «Большой - маленький» (рыбища, рыбка, рыбешка); - «Один и много» (рыбы).
  • Название человека, который пользуется этим предметом (рыбак, рыболов).

Используя         кубики         -         алгоритмы         у         детей         формируются         навыки последовательного, структурированного ответа, самоконтроль,  символическое мышление.   

Качественно решить проблему коррекции нарушенных  процессов можно в  едином направлении работы  логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с  тяжелыми нарушениями речи.  

Логопед помогает педагогам  запланировать и провести мероприятия, направленные на обогащение словаря, коррекцию грамматических средств языка, разработать картотеку игр.

Воспитатели закрепляют речевой материал, мастерят игры и пособия совместно с детьми и родителями, привлекают родителей  к проведению совместных  детско-родительских мероприятий. [2с 169]

 

В текущем году совместно с родителями проведен ряд мероприятий по данной методической теме:

  • Собрание «Задачи коррекционной работы с детьми старшего возраста на учебный год»,  на котором родители познакомились с возрастными задачами развития речи детей и  совершенствованию лексико-грамматических категорий языка по развитию словообразования, словоизменения и  расширению структуры предложения.
  • Мастер – класс по теме «Изготовление речевых игр». В ходе мероприятия родители научились конструировать и создавать игры из доступного, бросового материала для своих детей,  своими руками: «Один и много» - на употребление существительных во множественном числе;  «Назови ласково» - употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. «Дорожка с цифрами», «Воздушный змей» на согласование существительных с числительными. Для этого потребовались деревянные шпатели,  декоративные прищепки, мягкая декоративная проволока,  трубочки для коктейля, бросовые картинки. В конце мероприятия   дети  для родителей продемонстрировали практическое применение игр: «Чей след?» «Чей дом?» с использованием кругов Луллия на обогащение словаря  притяжательными  прилагательными.
  • Мероприятие «Мама в гости к нам пришла» расширило представление детей о маме - интересном человеке,  которая делилась опытом и умением, как из бросовых кубиков изготовить интересную, необычную игрушку флексогон. Дети овладели представлением о том, что модель из кубиков способна складываться определённым образом и картинки по теме «профессии»,  закрепленные на поверхности кубиков при складывании флексагона становятся видны с определенной периодичностью.  Благодаря  новому подходу к традиционной игре «Кому, что для работы нужно» дети результативно употребляют существительные в дательном падеже.
  • Мероприятие «Дети детям». Целью,  этой деятельности является  совместное изготовление игр детьми  и  родителями  с дальнейшим показом и проигрыванием их со сверстниками в детском саду.  
  • Драматизация сказок «Чей домик», «Хвосты».  

 Таким образом, варьирование игр с привлечением разнообразных форм и  материалов облегчает  и ускоряет процесс усвоения изучаемого материала при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию, способствует поддержанию интереса и внимания детей на протяжении всего занятия, более экономичному использованию учебного времени.

Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.  

 

 

Литература.

 

1.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда/ Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.

  1. Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПб.:ООО «Изд. Детство-Пресс», 2012. 
  2. Селиверстов  В.И. Игры в логопедической работе с детьми  Москва, Просвещение, 1981
  3. Интернет ресурсы по темам: «Круги Луллия», «Флексогон», «Круги Эйлера» «Кубики –трансформеры»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в коррекционной работе с детьми с расстройством экспрессивной речи

Данный материал сформирован из опыта-работы взаимодействия с родителями детей-логопатов. Здесь описаны различные формы взаимодействия: как традиционные, так и нетрадиционные....

Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по развитию речи у старших дошкольников.

Задачи взаимодействияформирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;преодоление нарушений слоговой структуры слова;обогащение словарного запаса;развитие артикуляционной,...

План коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми с ТНР старшего возраста.

План коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми с ТНР  старшего возраста на 2020- 2021  учебный год....

«Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями   Семья – это первая ступень овладе...