Основные этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
консультация по логопедии (старшая группа)

Лукашевич Екатерина Владимировна

Логопедическая работа  по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает общую эффективность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Катя\Desktop\1673567473_gas-kvas-com-p-risunok-vospitatel-s-detmi-v-detskom-sadu-20.jpg

Основные этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

Логопедическая работа  по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает общую эффективность.

Все содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно может быть разделено на три основных этапа, каждый из которых преследует свою цель.

Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности.

 Подготовительный этап.

Цель - тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе. Этот этап необходим потому, что нередко к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своим артикуляторным органам нужное положение.

Например, нам нужно сформировать правильную артикуляцию звука "р", а ребенку не удается даже поднять кончик языка кверху, не говоря о самой вибрации. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы.

Подготовительная работа включает в себя :

1. Нормализацию мышечного тонуса органов артикуляции.

Для этого используется самомассаж. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области щек, губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы, которые показывает ему взрослый. При более сложных случаях в нарушении тонуса мышц (без динамики в коррекционной работе) применяется логопедический массаж. Логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, в тех случаях, когда имеется нарушение тонуса мышц, и благодаря которому улучшается состояние органов артикуляции (губ, щёк, языка, мягкого нёба).

2. Развитие артикуляционной моторики (до уровня минимальной достаточности для постановки звуков).

Проводится артикуляционная гимнастика, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности органов артикуляции: щёк, губ, нижней челюсти и языка. 

3. Нормализация речевого дыхания.

Проводятся дыхательные упражнения с целью усилить, удлинить речевой выдох.  В домашних условиях для развития длительного физиологического выдоха используем надувание воздушных шариков и мыльных пузырей, дутьё в свистульки, задувание свечки и др.

4. Развитие фонематического восприятия изучаемого звука.

Проводятся игры и упражнения для выделения заданного звука из потока звуков, слогов и слов:

• игра «Поймай звук»

• игра «Цветочная поляна»

В домашних условиях для организации игры «Поймай звук» можно использовать пуговицы, счетные палочки, цветные карандаши, фишки, мелкие игрушки и др.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Проводится пальчиковая гимнастика, шнурование, конструирование из палочек и др. Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также, упражнений в слуховой дифференциации звуков.

Этап  формирования новых произносительных умений и навыков.

Основные направления работы :

1. Постановка звука.

2. Автоматизация поставленного звука.

3. Дифференциация смешиваемых звуков.

 Постановка звука.

Под постановкой звука понимается сам процесс обучения ребенка правильному произношению этого звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Если в речи ребёнка звук отсутствовал полностью, заменялся другим звуком (например, замена звука «Ш» на «С») или произносился искажённо (например, горловое произношение звука «Р», то звук ставится заново. Когда дефектная артикуляция звука в целом близка к нормальной, при таких дефектах, как межзубное произношение звука «С», губно-зубное произношение звука «Л» коррекция звука, заключающаяся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции.

Так, например, при межзубном произношении "с" для достижения нормальной артикуляции нужно только научить ребенка удерживать кончик языка у нижних резцов, убирать его за зубы. Постановка звука может производиться путем подражания, с механической помощью, от других правильно произносимых звуков (от опорных звуков) и смешанным способом. Способ постановки звука путем подражания является наиболее легким как для логопеда, так и для самого ребенка, поскольку требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Ребенок, слыша звук и одновременно видя положение органов артикуляции, нередко сразу оказывается в состоянии его воспроизвести. Если это произошло, то постановку звука можно считать законченной: ребенок научился произносить его правильно. Этот способ постановки звука могут использовать и сами родители — во многих случаях он сработает. Когда звук поставлен необходимо закрепить его изолированное произношение.

Автоматизация звука.

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. Необходимость выделения специального этапа автоматизации связана с тем, что и после усвоения нормальной артикуляции звука ребенок в силу сложившейся привычки продолжает неправильно произносить его в речи. Ведь что такое дефектное произношение звука? Это далеко не только произношение самого звука. Если ребенок заменяет в своей речи, например, "ш" на "с", то у него соответствующим образом сформированы и все стереотипы слов, включающих этот звук ("скаф" вместо "шкаф", "скола" вместо "школа", "сум" вместо "шум" и т. п.). Естественно, что сразу после постановки звука он не сможет произносить все слова с данным звуком правильно.

В целях облегчения этой сложной для ребенка задачи автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала. При этом на этапе автоматизации, работа ведется одинаково  в одной и той же последовательности, от простого к сложному, а именно:

• автоматизация звука в слогах (открытые, закрытые слоги, слоги со стечением согласных звуков);

• автоматизация в словах (в начале, в середине, в конце слова); При автоматизации звука в словах используются речевые лексико-грамматические игры на словоизменение, словообразование и согласование слов, игры на определение места заданного звука в слове, а также настольные игры и разнообразный игровой материал.

• автоматизация в специально подобранных фразах (словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, стихах);

• автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым звуком;

• автоматизация в обычной разговорной речи.

Речевой материал подбирается насыщенный данным звуком. Для автоматизации поставленного звука в домашних условиях можно использовать разнообразные альбомы и домашние тетради. Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля правильности его звучания - поправлять в свободной речи.

 Дифференциация смешиваемых звуков.

 Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи поставленного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений. Работу по различению ребенком смешиваемых звуков по сути дела начинают уже в подготовительный период и в период постановки звука. На подготовительном этапе учат дифференцировать заменяемые в речи звуки на слух, а на этапе постановки звука внимание ребенка привлекают к различному положению губ и языка и к различной по своему характеру струе выдыхаемого воздуха при артикулировании смешиваемых им звуков (например, "с" и "ш", "з" и "ж"). Переход к специальному этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука уже правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы. Особенность подбора речевого материала на данном этапе состоит в том, что в нем постоянно присутствуют оба смешиваемых ребенком звука, которые он и должен научиться больше не смешивать. Это довольно сложная для него задача, требующая постоянного самоконтроля. Контроль правильности произношения ребенком звуков должен быть и со стороны взрослого. Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Дифференциация звуков проводится в той же самой последовательности, что и на этапе автоматизации.

Дифференциация смешиваемых звуков в произношении :

• дифференциация в разных типах слогов ("са-ша", "ас-аш", "сто-што");

• дифференциация в словах типа: "миска — мишка", "сутки — шутки", "сайка — шайка";

• дифференциация в предложениях типа: «У Маши санки»«Саша ест кашу»;

• дифференциация в стихах и связных текстах, включающих оба смешиваемых звука;

• дифференциация в обычной разговорной речи. Этот последний вид дифференциации сложен тем, что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых и специально подобранных звука (смотрите все приведенные выше примеры, но и все остальные свистящие и шипящие звуки, с которыми данный звук тоже не должен смешиваться.

Дифференциация смешиваемых звуков на слух и в произношении. Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации. Заключается она, во-первых, в систематическом контроле правильности выполнения ребенком логопедических заданий, и, во-вторых, в постоянном контроле его речи в обычных жизненных ситуациях — до полного исчезновения в ней звуковых заме

Этап  формирования коммуникативных умений и навыков.

Направления работы :

1. Выработка у ребёнка самоконтроля за собственной речью в повседневной жизни.

2. Тренировка правильных речевых навыков в различных жизненных ситуациях.

На этом этапе деятельность учителя-логопеда заканчивается. Родители продолжают закреплять правильное звукопроизношение в свободной речи, в общении с ребёнком в повседневной жизни в различных жизненных ситуациях. Работа по коррекции звукопроизношения считается законченной лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи. На этот момент приходится обратить особое внимание родителей, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в своей самостоятельной речи. Именно по этой причине к логопедам потом нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи. Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы. Так, например, бесполезно пытаться сразу ставить ребенку звук, если состояние его артикуляторной моторики еще не позволяет этого сделать. Или нельзя начинать автоматизацию звука с ребенком, не научившимся правильно его произносить, и т. п. Успех работы - в сотрудничестве учителя-логопеда, который даёт специальные знания, формирует новые умения, отрабатывает полученные навыки и родителей, которые заинтересованы в результате и чётко следуют рекомендациям специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат: "Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей"

Современное и правильное развитие речи детей  дошкольного  возраста является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельн...

Перспективное планирование и основные направления логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения

Тематическое планирование, расчитанное на весь период коррекции нарушений звукопроизношения с указанием основных направлений перспективной работы с учетом особенностей формирования сторон речевой деят...

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения...

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

Консультация для родителей«Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения»Учитель-логопед С.А. Позднякова...

Этапы логопедической работы при коррекции звукопроизношения

Это консультация для родителей, для того чтобы они лучше представляли как работает логопед с их ребенком....

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи...