Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР»
консультация по логопедии (старшая группа)

Васильева Наталья Александровна

На первом этапе обучения основное внимание уделяют предварительной ориентировке в некоторых явлениях языка в чисто практическом плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  на методическом объединении учителей-логопедов

на тему:

«Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР»

Учитель-логопед: Васильева Н.А.

Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР

На первом этапе обучения основное внимание уделяют предварительной ориентировке в некоторых явлениях языка в чисто практическом плане.

Учитывая наличие сохранного слуха у детей и развитие способностей переноса, из всего многообразия падежных форм отбирают наиболее употребительные в разговорной речи.

Формируя умение анализировать наглядную ситуацию и выделять из нее предмет и действие, широко используют демонстрацию действий. Так, отдельным детям предлагаются задания типа: «Вова, рисуй! Коля, лепи!» Затем при помощи вопросов: «Что делает Вова? Что делает Коля? Кто рисует? Кто лепит? – составляют простые, а затем распространенные предложения. Сначала дети повторяют их вслед за логопедом, а затем произносят самостоятельно.

На конкретных примерах с использованием различных средств наглядности дети практически усваивают способы изменения слов в предложении. Их учат вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

Опыт показывает, что подведение детей к сравнению и сопоставлению начальной формы слова с косвенной подготавливает правильное употребление этих форм в устной речи.

Постепенно закрепляется практическое употребление в речи винительного, дательного, родительного, творительного и предложного падежей. Развитие у детей способности вслушиваться в речь, различать, выделять, сравнивать, правильно называть грамматические формы способствует дальнейшему формированию речи.

В ходе занятий внимание детей фиксируют на различном расположении предметов в пространстве (предлоги «в» – «на»). Детям предлагается по очереди положить ложку на стакан, на коробку, в стакан, в коробку. После уточнения значения каждого из этих предлогов проводят сравнение сходных предложений с целью дифференциации предлогов: «Положи карандаш на сумку, в сумку».

После выполнения задания логопед спрашивает: «Одинаковые или разные действия выполнили Дима и Вова? Если разные, чем они отличаются». Для упражнения в самостоятельной ориентации в пространственных отношениях используется следующий прием. Дети должны подумать и сказать, куда (во что) можно положить карандаш, куда (на что) можно положить карандаш. При этом, убирая карандаш в разные места, рассказывают, куда его положили. Заканчивается занятие дидактической игрой «Что изменилось». На столе располагают разные предметы: стакан, сумка, ящик, коробка. На стакан, на коробку, на ящик логопед кладет ложку, кубик, карандаш, а в сумку и коробку убирает краски. Все дети отвечают на вопрос, куда какие предметы убраны, а затем закрывают глаза. В это время логопед меняет расположение предметов. Открыв глаза, дети определяют и говорят, что изменилось в расстановке предметов.

Для активизации слухового внимания на последующих занятиях применяется и другой прием – «Найди мою ошибку» . Логопед, описывая различные ситуации, умышленно пропускает предлог и предлагает детям найти и исправить ошибку. Сначала даются более простые примеры: «Положи сумку. Положи в сумку». А затем более сложные: «Миша положи книгу (на) полку. Вова поставил машину (в) гараж. Соринка попала Дине (в) глаз. Мама положила хлеб (в) корзину».

Некоторые фразы при этом составляются правильно. Этот прием вызывает большое оживление детей и желание найти как можно больше «ошибок» в речи логопеда. Аналогично отрабатываются предлоги «на – под», «в – из», «к от», «с – со» и т. д.

Приведем фрагменты занятий по закреплению предлогов «в – из».

Первый вариант

В группе появляется котенок Шустрик. Он веселый, любознательный и все время хочет играть в прятки. Логопед предлагает детям помочь спрятаться котенку. Выбирается ведущий, который показывает, куда может залезть Шустрик. Котенок прячется, а логопед называет; «Шустрик спрятался в шкаф, в ящик, в буфет». Детям показывается символ предлога «в» I • I поясняющий, что Шустрик проник во что-то, во внутрь чего-то. При проговаривании детьми предложений предлог интонационно выделяется. Дети вспоминают и называют, с какими они раньше знакомились маленькими словами, помогающими правильно разместить предметы (на – под).

Второй вариант

Игра «Кто самый внимательный?». Шустрик раздает детям символы предлога «в». Логопед называет предлоги «на» – «под» – «в», дети поднимают карточку, когда услышат предлог «в». Спрятавшийся Шустрик постепенно вылезает из шкафа, из стола, из ящика, из буфета. Логопед объясняет, что другое маленькое слово «из» помогает правильно назвать действие. Детям показывают символ предлога

«из»

Все встают в круг. Логопед произносит разные предлоги, а дети делают прыжок вперед, если услышат слово «из» – «в», «на», «из», «под», «около», «из» и т. д. Шустрик подходит к каждому ребенку и предлагает выбрать из веера карточки-символы «из» – «в» и назвать их. Логопед еще раз обращает внимание детей на то, что когда предметы прячутся во внутрь чего-то или в середину, то появляется маленькое слово «в» ["•"], если предмет из чего-то, откуда-то достают, то появляется маленькое слово «из»

Третий вариант

У Шустрика заболела головка, он стал все забывать, не помнит, например, что надо солить, дети вспоминают название еды. Котенок подходит к ним и задает вопрос: куда надо положить соль? (в суп, в котлеты, в фарш, в борщ, в пюре, в салат и т. д.). Дети выделяют голосом предметы «в», который помог правильно обозначить место соли в продуктах. В качестве благодарности Шустрик раздает детям конверты, а в них картинки.

Дети составляют предложения: кто куда положил грибы, морковь, яблоки. Затем организуется диалог по цепочке: 1-й ребенок рассказывает, куда он положил грибы (яблоки, морковь), а его сосед отвечает, откуда он достал яблоки (морковь, грибы и т. д.). Дети получают домой символы предметов «в» – «из», наклеивают их в тетрадь и самостоятельно придумывают предложения с этими словами.

Следующие фрагменты занятий на закрепление навыков практического употребления предлогов «на – под» «в – из».

Первый вариант

Дети вспоминают, какие маленькие слова помогали им правильно выполнять действия («на – под», «в – из»). Все выполняют движения пальцем и кистями рук, имитируя место нахождения предмета: «на» – большой палец правой руки упирается в тыльную часть кисти левой руки, «под» – в ладонь (под «крышу») левой руки и т. д.

Логопед объясняет, что эти маленькие слова-шалунишки часто убегают из предложений. Надо их найти и вернуть на место. Подул ветер и разбросал на поляне символы-карточки

Второй вариант

Заиграла веселая музыка, дети быстро нашли и взяли себе по одному такому символу. Затем все отправились к волшебному дереву, на котором за одну минуту выросли картинки. Дети снимали по две картинки для того, чтобы составить предложения, используя свою карточку.

Третий вариант

Дети садятся в кружок и слушают логопеда, который читает им маленькие потешки; они должны поднять символ « в », « на », «под», «из», как только услышат в стихотворении эти слова.

В качестве поощрения дети получают цветные карандаши и пустые квадратики. Каждый должен нарисовать символ любого маленького слова.

На этом этапе коррекционного обучения важно также закрепить навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Сначала отбирают прилагательные с ударными окончаниями (большой, голубой, дорогой). Развивая слуховое внимание, детей приучают слушать, слышать и различать окончания прилагательных по родовому признаку: «Покажи, про какой предмет можно сказать голубой (шарф), голубая (лента), голубое (пальто). Отбери все предметы, про которые можно сказать большие (дома, шары, кубики, столы, окна и т. д.)». Дифференцируя вопросы – какой? какая? какое? – дети учатся их согласовывать с окончаниями прилагательных: «Какой бант? – Большой, голубой; Какая ваза? – Большая, красивая, голубая; Какое пальто? – Детское, меховое, теплое». Важно сразу включать эти сочетания в предложения таким образом,

чтобы показать, как они изменяются в зависимости от падежа и числа («К празднику мама купила много красивых шаров. Бабушка пришивает к голубому платью красивые пуговицы. У голубого платья нет карманов. Дети пошли на улицу с голубыми шарами»),

Таким образом, вся работа по практическому усвоению грамматического строя языка создает основу для дальнейшего развития связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"

Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....

Индивидуальный план по самообразованию на тему:" Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) использованием метода наглядного моделирования

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,  учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и напра...

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР»

На первом этапе обучения основное внимание уделяют предварительной ориентировке в некоторых явлениях языка в чисто практическом плане...