Составление индивидуального образовательного маршрута на ребенка с ЗПР
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Четверикова Светлана Александровна

В публикации предложен материал для составление индивидуального образовательного маршрута на дошкольника с ЗПР, ОНР 1 уровня, синдромом Дауна.

По каждому направлению коррекционно-развивающей работы задачи разбиты на периоды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БИЙСКА»

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83» города Бийска

      Ильи Мухачёва  ул., 125/1, г. Бийск, 659300. Тел. 8(3854)33-84-44 E-mail: zorenka_83@mail.ru 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный образовательный маршрут

Б. Екатерины (первый год обучения)

06.05.2017  (дата рождения)

Разработала: учитель-логопед

Четверикова С.А.

Бийск 2023 г

Ребенку 6 лет, группу для детей с ЗПР посещает первый год. Диагноз: ЗПР, ОНР 1 уровня, с-м Дауна.

  1. Характеристика речи ребенка:

активно пользуется речью, речь неясная, эмоциональная. В речи использует фразы и простые предложения. Строение артикуляционного аппарата нарушено, двигательная функция  не в полном объеме. Звукопроизношение,  слоговая структура – грубо нарушены. Навык звукового анализа и синтеза не развит. Навыками словообразования и словоизменения не обладает. Рассказ, пересказ не составляет. На листе бумаги не ориентируется, карандаш держит неправильно. Словарный запас  бедный, использует в речи существительные, глаголы, прилагательные (красивый, большой, маленький). Составляет простые предложения из 2 слов.  

  1. Реабилитационный потенциал ребенка:

в быту – социально-бытовые навыки сформированы по возрасту, девочка опрятная и аккуратная;

в игре - в игре может принимать на себя роль парикмахера (расчёсывать волосы, одевать резинки и заколки), повара (готовит еду, кормит кукол).

общение со сверстниками - в диалог со сверстниками не вступает, может ударить и отобрать игрушки.

общение со взрослыми - на контакт идёт, может взаимодействовать по своей инициативе

Интересы: очень любит играть в сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры с макетами и мелкими игрушками,  любит рисовать, танцевать. 

Положительные черты характера:  девочка доброжелательная, ласковая, спокойная, отзывчивая

Направление коррекционно-развивающей работы

Задачи по периодам

Сентябрь — ноябрь

Декабрь — февраль

Март — май

Укрепление физического здоровья

Консультация психоневролога

Консультация психоневролога

Совершенствование функций артикуляционного аппарата

Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслаблять мышцы языка.

Удерживать губы и язык в заданном положении.

Мимические и артикуляционные упражнения.

Вырабатывать умение дуть посередине языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Расслаблять мышцы языка.

Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата: точность движений,  плавность и лёгкость, без подергивания, дрожания, плавного переключения .

Отрабатывать подъём языка,  а также загиб кончика вверх.

Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к вибрации, растягивать подъязычную связку.

Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата: точность движений,  плавность и лёгкость, без подергивания, дрожания, плавного переключения

Совершенствование темпово-ритмической и интонационно-мелодической организации речи

Отработка длительного ротового выдоха. Развитие речевого дыхания.

Работа над модуляцией голоса (повышение, понижение голоса).

Воспитание правильного темпа и ритма речи.

Воспитание интонационной выразительности речи.

Работа над интонационной выразительностью речи; ритмические упражнения.

Формирование навыков правильного звукопроизношения

Подготовительные упражнения, постановка  фонем (С),  (Сь); автоматизация

Автоматизация звуков (С),  (Сь) в словах и предложениях. Подготовительные упражнения, постановка  фонем (Ш),  (Ж); автоматизация

Автоматизация звуков (С),  (Сь), (Ш),  (Ж) в предложениях и свободной речи.

Формирование навыков слоговой структуры речи

Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение)

Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова.

Работа над двухсложными словами без стечения согласных

Обогащение словарного запаса

Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.

Формирование глагольного словаря: усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов

Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

Формирование навыков правильного грамматического оформления речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование множественного числа существительных, согласование их с прилагательными и глаголами.

Образование приставочных глаголов.

Согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже.

Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения подбирать слова на заданный звук.  Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.

Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости - мягкости, звонкости – глухости; умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Диффер-ция согласных звуков по твердости - мягкости, звонкости - глухости, по акустическим признакам и месту образования; выделение звука на фоне слова, выполнение звукового анализа и синтеза слов

Формирование связной речи

Работа над простым нераспространённым предложением.

Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений, обстоятельств.

Работа над сложносочинёнными и сложноподчиненными предложениями.

Формирование первоначальных основ грамоты

Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами. 

Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами

Умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга. 

Формирование общей и мелкой моторики рук

Совершенствование пространственной ориентации.

Совершенствование статической организации движений (воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

Совершенствование динамической и статической организации движений

(пальчиковая гимнастика, шнуровка, мозаика, конструктор, обводка и штриховка фигур и т.д.).

учитель-логопед:   Четверикова С.А.

Список используемых ресурсов:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/10/24/individualnyy-plan-logokorrektsionnoy-raboty-na-god
  2. nfourok.ru/individualnaya-korrekcionno-razvivayuschaya-programma-rebenka-invalida-doshkolnogo-vozrasta-1577344.html
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/individualnyi-plan-logopedicheskoi-korekcionoi-raboty.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.

Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ "Учимся говорить - играя"

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности, является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке.В пособии представлены: пояснительная записка, цели и...

Формирование коммуникативных компетенций дошкольников с ЗПР предварительный этап для составления индивидуального образовательного маршрута в рамках АООП

В свете последнийх современных изменений в образовании вопрос преемственности между дошкольной и школьной ступенями  встаёт более остро. Следует уделять особое внимание детям, получающим образова...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"

Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"...