Консультация "Развитие понимания речи"
консультация по логопедии (младшая группа)

Куницына Татьяна Николаевна

Консультация "Развитие понимания речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ponimaniya_rechi_u_detey.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие понимания речи у детей.

Часто родители обращаются за консультацией к логопеду со следующим вопросом: «Мой ребенок все понимает, но не говорит. Что нам делать?»

Выделяется несколько уровней становления понимания речи у детей с речевым недоразвитием:

•        Нулевой: ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения;

•        Ситуативный: ребёнок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо ему знакомых.

•        Номинативный: ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображённых на сюжетных картинках. Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому? С кем?…)

•        Предикативный: ребёнок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображённых на сюжетных картинках, различает значения нескольких простых предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.

•        Расчленённый: ребёнок различает изменение значений, вносимых отдельными частями слова (морфемами) – флексиями (окончаниями), приставками, суффиксами.

Оценив уровень развития понимания ребенком обращенной к нему речи, даже если он не использует активную речь, строится работа над пониманием речи, которая не просто желательна, а необходима. Такая работа включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

Под созданием речевой среды подразумевается постоянное проговаривание режимных моментов (одевание, умывание, прием пищи, прогулка, подготовка ко сну) и бытовых ситуаций (раскладывание игрушек по местам, уборка со стола).  Взрослому необходимо говорить простыми предложениями из 2-3 слов. Например, «Надевай штаны», «Бери мыло» и т.д.

Когда ребенок многократно слышал название предмета, взаимодействовал с ним, можно попросить его показать, дать, принести для проверки усвоения, закрепления слова.

Так же  будет накапливаться и пассивный словарь.

Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого. Развитие понимания речи подразумевает установление адекватной связи слова с предметом и действием. В этом процессе важную роль играет побуждение детей к выполнению речевых инструкций взрослого разной сложности: от самых простых одношаговых у детей младшего возраста («дай», «покажи», «возьми», «принеси» и т. п.), до более сложных (по мере взросления ребенка) двух- и трехшаговых инструкций.

Упражнения  и игры для развития понимания речи ребенка.

Упражнение «Мы чистюли».

Во время умывания постоянно проговариваем названия предметов и действий. Взрослый говорит: «Будем умываться. Давай откроем кран. Бери мыло. Намыль хорошенько руки. Давай я тебе помогу намылить руки. Сам смой мыло. А теперь давай вымоем лицо. Потри глазки, ротик, носик. И т.д.»

Упражнение «Мы идем гулять».

Собираясь на улицу, каждый день проговариваем названия предметов и действий. Вещи, которые нужно одеть на прогулку, лежат на видном месте. Взрослый говорит: «Мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежит куртка. Да, это куртка. Принеси сюда куртку. Давай наденем куртку. А где тут у нас лежит шапка? Да вот она. Принеси сюда. » И т.д.

Упражнение «Мы кормим зверей».

Во время игр с ребенком очень легко пополняется словарный запас малыша, если говорить очень эмоционально. Например, взрослый предлагает ребенку покормить зверей: «Давай покормим зверей. Они проголодались. Они очень голодные. Кого мы будем кормить? Неси сюда котика, корову и собачку. Посмотри, как они просят кушать. Как котик просит кушать? Мяу-мяу! А как коровка просит кушать? Му-у, му-у! Как собачка просит кушать? Ав-ав! А где наш мишка? Зови его скорей. Вот мишка топает: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Давай поставим зверей поближе к столу. Котика сюда, коровку сюда, а собачку куда? Вот сюда. А мишку давай поставим на стул. Пусть сидит за столом».

Упражнение «Мы строим башни».

Взрослый во время игры называет все совершаемые действия, проговаривает названия действий и предметов. В данной игре можно также учить ребенка сравнивать кубики по цвету, строить башни по образцу.

Взрослый предлагает малышу поиграть: «Давай будем строить башни. Мы построим две башни: одну красную, а другую синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом – синюю. Кубики будем возить на грузовике. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот – синие. Иди, возьми грузовик. Теперь заводи мотор. Ух, как громко работает мотор. Как у тебя машина сигналить будет? Би-би, би-би. Здорово!»

Называя действия, взрослый вместе с ребенком развозит кубики по углам. Выбирая кубик нужного цвета, взрослый говорит: «Вот синий кубик, найди такой же. Давай найдем все кубики синего цвета. И т.д.» Первую башню строит взрослый, а вторую ребенок — по образцу. Каждый раз, играя в эту игру, можно строить разные башни, учитывая возможности ребенка. Это может быть поезд, стульчик, домик. Из кирпичиков можно учить ребенка строить по образцу такие постройки:

«дорожка»-кирпичики выкладываем в ряд;

«заборчик»-кирпичики выкладываем на ребро;

«столик»-на кубик кладем поперечную планку;

«ворота», «стульчик», «кроватка», «диван» и т.д.

Игры с картинками.

Цель: расширение объема пассивного предметного словаря ребенка.

Взрослый каждый день показывает ребенку какую-нибудь новую картинку. Например, на картинке — «кастрюля». Взрослый объясняет ее назначение, затем сравнивает ее с игрушечной кастрюлькой и настоящей. Потом взрослый дает ребенку поручение, связанное с картинкой, нужно выполнить какое-нибудь действие: отнести кастрюлю на кухню, поставить кастрюлю в шкаф.

Учитель-логопед

Куницына Татьяна Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Понимание речи. Возрастные ориентиры

Консультация для родителей о возрасных ориентирах в понимании речи у детей до 3 лет....

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Развитие понимания речи. Конспект с использованием нетрадиционных предметов (аппликатор Кузнецова, бамбуковые, коврики)

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Оценка понимания речи

консультация для родителей...

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...

Обследование понимания речи

Уровни становления понимания речиу детей с речевым недоразвитием Нулевой: ребенок с сохранным слухом не воспри­нимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения и...

На пороге речи: игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки понимания речи.

Консультация для родителей детей ранного возраста с особыми возможностями здоровья.В консультации вы познакомитесь с тем, как должна развиваться речь вашего малыша на определённых этапах его жизни, ка...