ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Попова Алиса Ильинична

Применение метода интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому развитию ребенка. Метод является очень эффективным для детей, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Это способствует не только речевому развитию воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, но и развитию высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popova.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ     С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. Целенаправленная система работы по речевому развитию дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством интеллект-карт способствует общему развитию старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, формирует их личностные качества.

Ключевые слова. Дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, технология интеллект-карт, речевое развитие детей.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, способствует разностороннему развитию личности, повышает эффективность логопедической работы в целом. Главное, технология, применяемая в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи должна решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В связи с этим мы начали применять в коррекционно-образовательном процессе с детьми с тяжелыми нарушениями речи технологию интеллект-карт.

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. При составлении мыслительной карты задействованы оба полушария головного мозга. Это одна из особенности методики.

Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР позволяет повышать интерес детей к занятиям, делает процесс усвоения информации более наглядным. При этом появляется возможность развивать все психические процессы, активизировать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребенка. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

При работе с интеллект-картами можно решать разнообразные коррекционные задачи: развивать артикуляционную моторику, формировать лексико-грамматическую структуру речи, развивать связную речь, формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то дошкольник уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Аналогично проводится работа над развитием артикуляционной моторики, формированием навыков звукового анализа и синтеза. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга.  

Моделирование при помощи интеллект-карт формируют также логические действия: умение обобщать, анализировать и синтезировать, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и прогнозировать, доказывать, развивать творческие способности и воображение детей.

В составлении интеллектуальной карты участвуют:

 - педагог (составляет интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней запоминает лексику, составляет предложения, рассказ);

- педагог с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определенной теме);

 - дети вместе с родителями (это помогает привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей на будущее - умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала).

Составление интеллект-карты может проходить на одном занятии или в течение недели по определённой лексической теме, служить как изучение нового материала, так и как обобщение изученного. В ходе работы с интеллект-картой поддерживается любая инициатива детей.

Работа с дошкольниками строится по следующим направлениям:

Первое направление: сбор материала о предмете или объекте. Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление: закрепление и обобщение материала. Дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.

Третье направление: развитие связной речи. Дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположенных в пространстве к умению анализировать, дифференцировать, осуществлять классификацию предметов. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных свойств, умению слушать педагога, товарища по группе, формирует желание быть активным, проявлять инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.

Применение метода интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому развитию ребенка. Метод является очень эффективным для детей, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Это способствует не только речевому развитию воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, но и развитию высших психических функций.

Литература

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М.Акименко. - изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 105 с.
  2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии/ В.М. Акименко. − Ростов на Дону: Феникс, 2011. − 109 с.
  3. Акименко, В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/В.М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. − 2012. − № 7. − с. 34–37.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

Внедрение элементов цифрового обучения в работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассказывается об опыте внедрения элементов цифрового обучения в логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛ...

Буклет "Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)."

Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)....