«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Резаева Ольга Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Чебурашка»

Консультация для педагогов

на тему: «Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста

Подготовила:

учитель-логопед МАДОУ

Резаева О.А.


«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи

у детей раннего и дошкольного возраста

В настоящее время у многих детей имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением грамматически правильно строить свое высказывание.

Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов работы не только учителей-логопедов, но и воспитателей всех групп в детском саду. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.

Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы.

Использование в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Использование в играх практических приемов позволяет наглядно показать суть этих понятий и их назначение, так как основной формой деятельности дошкольников является наглядно – практическая.

«Фразовый конструктор» это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения. Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.).

Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребёнка. Полезен для развития умения связывать и сочетать слова друг с другом.

Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач:

  • обучение построению предложений от двусоставных до более сложных;
  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
  • формирование связности и чёткости высказывания.
  • У фразового конструктора есть несколько правил:
  • 1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами: существительные и глаголы.
  • 2. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по В.И.Балаевой. (слайды из презентации)

3. Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой.

Весь конструктор может быть черно-белым или раскрашенным.

Если у нас множественное число, то предметов должно быть много.

Работа с фразовым конструктором может идти по нескольким направлениям, например, таким как:

- выбор изображения к заданной фразе;

- подбор слова к заданным изображениям;

- работа с деформированной фразой (игра «Исправь ошибку»)

Ценность фразового конструктора в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Резаева Ольга Александровна учитель-логопед МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка» «Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста

Слайд 2

В настоящее время у многих детей имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением грамматически правильно строить свое высказывание. Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов работы не только учителей-логопедов, но и воспитателей всех групп в детском саду. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка. Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы. Использование в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Использование в играх практических приемов позволяет наглядно показать суть этих понятий и их назначение, так как основной формой деятельности дошкольников является наглядно – практическая.

Слайд 3

«Фразовый конструктор» это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения.

Слайд 4

Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач: обучение построению предложений от двусоставных до более сложных; установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; актуализация накопленного пассивного и активного словаря; формирование связности и чёткости высказывания.

Слайд 5

У фразового конструктора есть несколько правил: 1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами: существительные и глаголы. 2. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по В.И.Балаевой .

Слайд 7

3. Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой

Слайд 8

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 2 модель.

Слайд 9

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 3 модель.

Слайд 10

Далее по моделям включаются уже прилагательные. Например, прилагательное цвета можно изобразить кляксу определённого цвета. Весь конструктор может быть черно-белым или раскрашенным. Если у нас множественное число, то предметов должно быть много. Словосочетание «желтые листья »

Слайд 11

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 4 модель.

Слайд 12

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 5 модель. Какой? Какая? Какое? Какие? Кто? Что? Что делает? Кого? Что?

Слайд 13

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 6 модель. Слово категории состояния. Кто? Что? Что делает?

Слайд 14

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 7 модель.

Слайд 15

Работа с фразовым конструктором может идти по нескольким направлениям, например, таким как: - выбор изображения к заданной фразе; - подбор слова к заданным изображениям; - работа с деформированной фразой (игра «Исправь ошибку») Ценность фразового конструктора в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете.Развитие связной речи детей старшей группы дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Как ведётся работа по этому вопросу в нащей группе.Какая проводится работа с детьми,с родителями,что планируем в перспективе....

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте

. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированное зависит дальнейшее развитие ...

Сторителлинг – как средство развития связной речи детей раннего дошкольного возраста.

Использование "Кубиков истории", как направление сторителлинга, в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста....

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей старшего и дошкольного возраста»

Развитие речи – дело сложное. Целенаправленное развитие речи дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей...

Родительское собрание «Художественная литература, как средство развития связной речи детей раннего возраста»

ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно изприоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В раннийпериод дошкольного детства происходит становление речи и ееформир...

Статья "Пальчиковая гимнастика, как средство развития связной речи детей раннего возраста"

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенк...

«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов В настоящее время у многих детей имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением ...