Методика разучивания скороговорок, прибауток. Работа над дикцией при пении. В помощь музыкальным руководителям и логопедам
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Хисамутдинова Гузалия Ириковна

Методика разучивания скороговорок, прибауток. Работа над дикцией при пении. В помощь музыкальным руководителям и логопедам

В работе с детьми полезно разучивать скороговорки, прибаутки, потешки.

Скороговорки.

Под скороговоркой понимается короткая фраза, как правило, достаточно ритмичная, построенная таким образом, чтобы затруднить артикуляцию, то есть произношение. Преимущество скороговорки заключается в том, что остроумный смысл скороговорок, как правило, понятен для детей, а смешное звучание упрощает запоминание фраз. Более того, выучив скороговорку, дети часто не могут остановиться, повторяя ее снова и снова. Естественно, это приводит к тому, что речь становится более четкой и правильной, а это так важно при пении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика разучивания скороговорок, прибауток. Работа над дикцией при пении. В помощь музыкальным руководителям и логопедам


Методика разучивания скороговорок, прибауток. Работа над дикцией при пении. В помощь музыкальным руководителям и логопедам

В работе с детьми полезно разучивать скороговорки, прибаутки, потешки.

Скороговорки.

Под скороговоркой понимается короткая фраза, как правило, достаточно ритмичная, построенная таким образом, чтобы затруднить артикуляцию, то есть произношение. Преимущество скороговорки заключается в том, что остроумный смысл скороговорок, как правило, понятен для детей, а смешное звучание упрощает запоминание фраз. Более того, выучив скороговорку, дети часто не могут остановиться, повторяя ее снова и снова. Естественно, это приводит к тому, что речь становится более четкой и правильной, а это так важно при пении.

1)Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха!

2)Съел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогом.

3)От топота копыт пыль пополю летит.

4)Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5) Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

6)Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак,

Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!

Скороговорки следует разучивать следующим образом:

Сначала педагог четко проговаривает ее в слух в среднем темпе, затем уточняет с детьми смысл содержания скороговорки, а затем проговаривает один раз медленно, второй раз быстро.

Далее материал разучивается с детьми несколько раз и только когда у них получится произносить текст активно и четко в среднем темпе можно увеличить темп. Темп нужно прибавлять постепенно. Эти скороговорки дети должны повторять и закреплять дома с родителями. Стимулом и поощрением может служить индивид опрос на занятиях.

Следующим упражнением на дикцию будут прибаутки.

Прибаутки нар. муз. для детей короткие, простые, легко запоминающиеся попевки с ярким интересным для детей содержанием. Прибаутки имеют маленький диапазон от 1-5 зв.

Эти короткие попевки имеют не только определенную интонационную высоту звука, но и организованность ритмического рисунка.

Поэтому при разучивании прибаутки, лучше прохлопать ритмический рисунок, выделяя сильную и слабою долю слогом.

1)Сорока, сорока,

Кашу варила.

хвостом шевелила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

2)Барашеньки- крутороженьки,

По горам ходят, по лесам бродят,

В дудочку играют.

Деток потешают. (На одном звуке соль первой октавы)

нужно отметить, что прибаутки кажущий простой и примитивной материал требуют выполнять ряд не простых задач одновременно.

а)В быстром темпе интонационно чисто исполнять мелодию.

б) Четко проговаривать и припевать текст.

в)Соблюдать ритмический рисунок.

г)Показать различную динамику.

Исполнять прибаутки следует с подыгрыванием, правильной динамикой и с хлопками.

Сначала разучивается в сред. темпе, а затем можно в подвижном и без похлопывания ритма.

Ай ду-ду ду-ду ду-ду

сидит ворон на дубу

сидит ворон на дубу

он играет во трубу

он играет во трубу

во серебряную

во серебряную.

(на одном звуке).

Главное в прибаутках, что дети должны не говорить, а петь протяжным звуком. Разучивать можно различным способом. Педагог исполняет или говорить слова, а дети внимательно слушают, говорят поют все вместе. Хороший метод пение цепочкой по фразам отдельными группами, Конечная цель – пропевать всю прибаутку одним без поддержки взрослого выразительным и красивым звуком.

Рассмотрим несколько упражнений на гласные звуки. Как мы знаем главным в работе над гласными звуками является единообразие и округление на манер буквы «О» (в академическом пении). Самое распространенное из них –это исполнение на одном звуке различных гласных: 1) а- э- и- о- у в сочетании ма- мэ- ми- мо- му. Сначала это упражнение можно получит на слог «лю», затем на разные слоги.

2) «Ой какой дом большой» это упражнение на правильное формирование гласных «О»«А» на одном звуке.

3)Упражнения более сложное, движение по звукам трезвучия звуковедение legato, слоги распеваются на слог «ЛЁ»,

Существует множество упражнений помогающих развивать, тренировать артикуляционный аппарат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду.

Работа включает особенности развития детей с нарушениями речи, задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда. Представлен перспективный план тематических занятий для старшей и подготов...

Перспективный план совместной работы музыкального руководителя с логопедом.

План составлен на каждый месяц с учетом лексических тем....

«Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОНР».

В коррекционной работе с детьми с ОНР, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарн...

Комплексно-тематический план работы музыкального руководителя и логопеда.

Научить ребенка  на просто правильно говорить, петь, но и размышлять, творить, думать- это задача будет решена только в совместной работе  педагогов....

ПЛАН РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП.

Совместная деятельность  музыкального руководителя и учителя - логопеда по планированию работы с родителями нацелена на создание атмосферы сотрудничества с родителями детей имеющих речевые наруше...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.

Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми  с ОВЗ...