Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»
консультация по логопедии

Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_no5.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование детской проектной деятельности в работе

учителя-логопеда в ДОУ»

Актуальность

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации детских проектов в практику работы учителя-логопеда.

Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи обогащают и активизируют словарный запас, учатся публично выступать, свободно общаться с окружающими.

Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуации, мы ведём работу по формированию связной речи, приучаем детей строить фразы, обучаем правилам ведения дискуссии, делового спора и выражать свое мнение. Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания детей. Участниками проектов являются в основном дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Стержнем проектного метода является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить замысел. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также родители и другие члены семьи.

Дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

По мнению Н.А. Вераксы одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1этап

подготовительный

-Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта

-Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

-Формулирует задачу

-Помогает в решении задачи

-Помогает спланировать деятельность

-Организует деятельность.

-Вхождение в проблему

-Вживание в игровую ситуацию

-Принятие задачи.

  Дополнение задач проекта

-Объединение детей в рабочие группы

-Распределение амплуа

Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к её изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы.

Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных задач (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.

этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

2 этап основной

-Практическая помощь (по необходимости)

-Направляет и контролирует осуществление проекта

-Формирование знаний, умений навыков

-Дети получают информацию из различных источников

На этом этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности.

Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов характеризующие личностные качества друга и дружеское сотрудничество.

Развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие коммуникативных умений детей.

этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

3 этап заключительный

-Подготовка к презентации.

-Презентация

Обсуждают и отмечают успехи и неудачи

-Продукт деятельности готовят к презентации

- Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Публичное представление продукта проектной деятельности.

На этом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Это самый интересный этап проектной деятельности, когда дети публично выступают перед зрителями и представляют результаты своего труда.

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

Типы проектов:

-творческо-игровые

-информационно-практические

-исследовательские

-продуктивно-творческие

Советы педагогам по работе над проектом.

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Активно вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.

Таким образом, проектно-исследовательский метод в работе учителя-логопеда позволяет планомерно раскрыть содержание материала, что благоприятно сказывается на развитии связной речи детей, раскрепощает их речевую активность, обучает делать необходимые выводы на основе проводимых исследований и последовательно, осознанно оречевлять проводимые ими действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках»

Для проекта была выбрана  знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации вс...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) в действие, появилась необходимость повышения качества дошкольного образо...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ

Основной задачей на логопункте стал анализ разных приемов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, поиск таких, которые не только позволили бы улучшить процесс постановки и автоматизации звук...