Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема занятия: «Одежда. Образование и употребление множественного числа имен существительных в Именительном падеже»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Цель: освоение способа образования множественного числа имен существительных по теме «Одежда» в Именительном падеже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_odezhda_srednyaya.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

 один

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи

Форма занятия: фронтальная

Возрастная группа: вторая младшая.

Тема занятия: «Одежда. Образование и употребление множественного числа имен существительных в Именительном падеже»

Цель: освоение способа образования множественного числа имен существительных по теме «Одежда» в Именительном падеже.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

-учить правильно образовывать и употреблять форму множественного числа имен существительных в Именительном падеже с окончаниями –И, -Ы,

Коррекционно-развивающие:

-уточнять и активизировать словарь имен существительных по теме,

-развивать зрительное внимание, слуховое восприятие и слуховую память,

-развивать общую и мелкую моторику, умение координировать речь с общими и мелкими движениями,

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительную установку на участие в совместной деятельности,

-воспитывать умение внимательно слушать слова и инструкции логопеда, а также ответы своих товарищей,

-воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Оборудование: ноутбук, зрительные схемы звуков И – Ы, предметные картинки по теме, парные картинки, мяч, импровизированный магазин с предметами одежды, схематичное изображение игры «один-много».

Ход занятия

Орг. момент. Мотивация.

Логопед приветствует детей, обращает внимание на их наряды и просит занять свои места в ожидании Буратино, который опаздывает:

-Сядет тот, у кого красная рубашка (синие шорты, голубое платье, белые колготки и т. д)

Сообщение темы, цели и критерий оценивания работы детей на занятии.

-Л: О чем сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об одежде) Как догадались? Да, тема нашего занятия «Одежда».

-Где продается одежда? (в магазине)-выставляется картинка.

-Сколько одежды продается в магазинах нашего города? (Много) Сегодня мы будем учиться правильно называть предметы одежды, когда их много. Каждый из вас будет учиться четко выделять окончания – «хвостики» в таких словах. Узнайте их по символам. (логопед выставляет зрительные символы звуков –И-Ы, дети их читают)

-Все, что необходимо для занятия находится на доске, панно и на столах. Выполнять задания мы будем все вместе, парами и по одному.

Справиться с заданиями успешно тот, кто будет слушать как? (внимательно) Отвечать как? (правильно, четко, без ошибок) Выделять правильно в конце слов что? («хвостики»). В конце занятия мы посмотрим, кто справился лучше и успешнее всех, тот получит смайлик-класс и наши аплодисменты.  А как вы  сами будете оценивать свою работу в конце занятия?  (смайликами) Что обозначает красный смайлик? (старался, выполнил все задания правильно, без помощи), желтый (старался, но сделал некоторые ошибки), зеленый (сделал много ошибок, нужно еще постараться)

Основная часть.

1.Введение в тему.

Приходит голосовое сообщение от Буратино, он кашляет. (дети узнают на слух)

-Л: Как вы думаете, что с ним случилось? (Он заболел.) Где он простудился? (на улице) Да, наверно Буратино гулял в легкой летней одежде. А сейчас, какое время года? (Весна) Можно ли так гулять весной? Надо нашему Буратино купить весеннюю одежду. Что можно купить? А где берут одежду? (В магазине). У нас с вами тоже будет магазин. (Выставляется витрины с вешалками и одеждой)

2. Игра «Магазин» -дети отвечают хором и выделяют окончания слов.

-В магазине не кофта, а …кофтЫ. Какой «хвостик» появился в конце слова? (Ы)

- не куртка, а…курткИ   Какой «хвостик» в конце слова? (И)

- не шарф, а…шарфЫ

-не футболка, а …футболкИ

3. Игра «Один-много»- с перебросом мяча (дети встают в круг и дают индивидуальные ответы)-Я буду бросать мяч и называть один предмет одежды. Вы будете ловить и возвращать мяч, называя много предметов такой же одежды.

юбка-…юбки

рубашка-…

сарафан-…

носок-…

перчатка-…

варежка-…

шарф-…

майка-…

Динамическая пауза «Шапки, куртки мы надели»

Пальчиковая гимнастика «Перчатки»

4.Игра «Поход в магазин» (дети выбирают одежду для Буратино по размеру-шапку, штаны, куртку и шарф)

-Я буду продавцом, продавать одежду. А вы будете покупать. Придя в магазин, надо поздороваться. попросить вежливо одежду, а потом сказать «спасибо»

-Здравствуйте, дайте мне, пожалуйста, шапку.

-Даша, возьми шапку.

-Спасибо! И т.д.

-Вы были хорошими покупателями и мне понравилось играть с вами в магазин. Как вы думаете, одежды понравится Буратино?

5. Упражнение «Наши покупки» -работа в паре (на столах у каждого ребенка картинка с изображением одного парного предмета одежды, дети соединяют парные картинки и отвечают на вопросы: Что купили в магазине? (Мы купили шарфЫ.) Какой «хвостик» в вашем слове? (-Ы) И т.д.

6. Итог. Рефлексия. Итак, сегодня мы много играли, много слов называли. (показывает схему «Один-много») Я называла один предмет одежды, а вы …много. Какие окончания выделяли в словах?

-Кому мы сегодня помогали? Назовите одним словом, что купили Буратино?

-Вы –молодцы! Тепло одели нашего Буратино на прогулку. Теперь он не будет болеть.

-Оцените каждый свою работу на занятии.

- А лучше и активнее всех отвечали… Они заработали смайлик-класс. Сейчас мы отхлопаем имена тех, кто занимался лучше всех.

Вид занятия: формирование звукопроизношения и фонематического слуха

Форма занятия: фронтальная

Тема занятия: «Звук Б. Одежда»

Цель занятия: ознакомление со звуком Б, уточнение произношения данного звука

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные:

-познакомить с звуком Б и его зрительным символом,

-уточнить движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звука Б,

-учить четко произносить звук Б изолированно, в слогах и словах, давать элементарную характеристику звука Б по опорным картинкам.

-обогащать словаря существительных по данной лексической теме.

Коррекционно-развивающие:

-развивать слуховое внимание и восприятие,

-развивать фонематический слух, выделяя звук Б из ряда звуков, прямых слогов, из ряда слов (начало слов),

-развивать речевое дыхание и силу голоса,

-развивать зрительную и слуховую память,

-развивать моторику и подвижность артикуляционного аппарата, мимическую мускулатуру,

-развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать интерес к содержанию занятия

 

  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи. Тема: "Ранняя весна. Перелётные птицы"

Аннотация.Конспект НОД составлен учителем-логопедом Мишустиной Е.А.  для детей 6-7 лет с ФФН, посещающих логопедические занятия в ДОУ.В процессе занятия решаются следующие задачи: расширение, уто...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: "Осень"

в данном конспекте представлено занятие для воспитанников 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема "Дикие животные Карелии"

Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет   по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: Дикие животные Карелии....