Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема "Дикие животные Карелии"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Авдеенко Наталья Сергеевна

Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет   по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: Дикие животные Карелии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_zanyatiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия

для детей 6-7 лет   

по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи

Тема: Дикие животные Карелии.

Цель: развитие навыков связной речи при описании картины.

Задачи:

Коррекционные:

- формировать умение регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела;

- формировать длительность и плавность речевого выдоха;

- развивать подвижность артикуляционного аппарата.

Образовательные:

- обучать  детей самостоятельному высказыванию;  

- учить детей  передавать впечатление об увиденном;

- обучать последовательному изложению содержания картины;

- обучать составлению рассказа-описания по картине.

Воспитательные:

- формировать положительный  настрой и мотивацию к занятиям;

- воспитывать любовь к природе, любовь к родному краю.

Оборудование: аудиозапись "Звуки леса", листики из тонкой бумаги, салфетка бамбуковая, массажные мячи, картина Марка Китли "Лось в лесу", раскраски с изображениями диких животных Карелии.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает,              (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет                       (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:                         (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!»             ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я                        (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я                         (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я                           (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя!              (Взять друг друга за руки).

Беседа о Родине.

(Ребята вспоминают, что же такое Родина, название нашей страны, столицы, название своей республики и города, в котором живут).

Сюрпризный момент:

Письмо с приглашением в путешествие по карельскому лесу, чтобы познакомиться с лесными обитателями.

Здравствуй, лес, карельский лес,

Полный сказок и чудес!

Что за зверь? Какая птица?

Кто в глуши твоей таится?

Лес карельский, расскажи,

Кто живет в твоей тиши.

Тихо слышатся звуки леса.

2. Основная часть.

Дыхательная гимнастика "Подышим лесным свежим воздухом" (Формирование нижне-диафрагмального дыхания. Это упражнение длится в среднем 2 - 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса).

Дыхательная гимнастика "Листочки" (Сдувание и поддувание легких предметов с ладони.

Ладонь находится на расстоянии около 10 см от губ.  Предлагается медленно и тихо подуть на ладонь, чтобы листочек слетел с ладони)

Упражнение на развитие мелкой моторики "Зайки" (проводится на маленьком бамбуковом коврике

На полянке, на лужайке целый день скакали зайки.

(все пальчики "прыгают" по коврику)

И катались на горе от хвоста и к голове.

(прокатываем ладони по салфетке от основания к кончикам пальцев)

Порезвились, поиграли, испугались, убежали!

(все пальчики "бегают" по коврику)

Упражнение на развитие голоса "Волк".

Только волк ничего не боится и даже показывает свои клыки. Он рычит Ы-Ы-Ы.

(Изобразить серого волка. Предварительно показать, как надо тянуть звук «Ы», оскалив зубы.  Важно при этом «Рассердиться» - нахмурить брови и крепко сжать кулаки)

Упражнение на развитие голоса «Ветер воет».

Вдохните и выдохните, контролируя рукой живот, затем на выдохе произносите звук -у-

Поочередно тянуть гласные -а-, -о-, -у-, без паузы один звук переходит в другой

громко, тихо,  умеренно произносим звук а.

Упражнение на координацию речи с движениями "На водопой".

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.                                       (спокойно идут друг за другом)

За мамой-лосихой топал

                               лосёнок,                               (идут громко топая)

За мамой-лисицей крался

                         лисёнок,                                    (крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился  

                                 ежонок,                            (приседают, медленно двигаются вперёд)

За мамой-медведицей шёл

                             медвежонок,                       (идут вперевалку)

За мамою белкой скакали

                                бельчата,                         (скачут вприсядку)

За мамой-зайчихой –

                       косые зайчата,                        (скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою

                                волчат,                           (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться

                                 хотят.                           (лицом  в круг, делают движения языком – «лакают»)

Дети, отгадайте загадку:

Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

Игра с массажными мячами "Ёжик"

Ёжик, спрячь свои иголки.

Мы же дети, мы – не волки.

Спрячь свои иголки, еж.

Ты колючий, ну и что ж.

Мы хотим тебя погладить.

Мы хотим с тобой поладить.

Игра "Отгадай и покажи" (необходимо отгадать загадку и найти этого животного на картинке)

Лишь увидев зверя тень,

в страхе заяц и олень.

Звери те невелики,

у них острые клыки.

От кого так много страха?

Дети, это .......... (Росомаха)

Кошка красивая, мех рыжеватый,

Кисточки уши и мощные лапы.

Только, пожалуй, ты с ней не водись —

Хищник опасный. Зовут её (Рысь)

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – (Кабан)

Д.И. «Назови детёныша» (необходимо назвать детенышей карельских животных, которые изображены на картинках)

Рассматривание картины Марка Китли "Лось в лесу".

Коллективное составление плана рассказа по картине Марка Китли "Лось в лесу" с помощью вопросов.

С чего вы начнёте рассказ?

О ком вы расскажете?

О чём вы будете рассказывать дальше?

Чем вы закончите рассказ?

Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом одним ребёнком полностью.

3. Заключительная часть.

Дети "возвращаются из леса"

Славный лес, карельский лес,

Полный сказок и чудес!

Рефлексия:

«Дерево». Задача каждого ребенка взять лист определенного цвета, расположить его на дереве.

Воспитатель хвалит и благодарит детей.

Детям предлагаются раскраски с изображениями животных карельских лесов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»

лексико-грамматическое формирование средств языка и развитие связной речи...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»

лексико-грамматическое формирование средств языка и развития связной речи...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...