Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. тема: Человек и его части тела.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Козлова Татьяна Вениаминовна

 Активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребенка (самопознание, самовоспитание собственной личности); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи детей старшего возраста на тему "Человек и его тело"

Цель занятия: активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребенка (самопознание, самовоспитание собственной личности); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Обучающие задачи: продолжать воспитывать навыки культурного общения: слушать друг друга, не перебивать, соблюдать в беседе очередность, доброжелательность.

– закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, учить образовывать слова во множественном числе и родительном падеже;

– упражнять в правильном произношении звуков с – ш в словах и фразах, упражнять в развитии голосового аппарата, темпа речи;

– учить составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описание внешности и характера), вызвать у детей интерес и доброе отношение друг к другу;

– активизировать словарный запас.

Материал к занятию: Зеркала на всех детей; костюм Бабушки-Загадушки; бумага; карандаши.

Ход занятия

1. Дидактическая игра “Какой это человек?”

Воспитатель: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или его поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ест, ведет себя с другими… Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы мне объясните, какому человеку подходит такое определение (сравнение). Итак, начали.

Львиная грива. О каком человеке это можно сказать?

Дети: О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.

Воспитатель: Крокодиловы слезы.

Дети: Так можно сказать о человеке, проливающем лживые слезы.

Воспитатель: Слоновый топот или топает, как слон.

Дети: Это человек с тяжелой походкой.

Воспитатель: Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота?

Дети: О человеке, которого ничем не удивишь. Это толстокожий человек.

Воспитатель: Обезьяньи ужимки.

Дети: Так говорят о том, кто любит кривляться.

Воспитатель: Черепаший шаг.

Дети: У человека, который очень медленно ходит.

Воспитатель: Вас ожидает сюрприз. Закройте глаза (наряжается в костюм Бабушки – Загадушки). Откройте глаза, мои внучатки! Это я к вам в гости пришла, Бабушка – Загадушка.

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи – загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет – молодец!

Загадка.

В деревянной раме
Художник перед нами.
Художник честный много лет
Дарит каждому портрет.
А портрет на диво!
И выполнен правдиво…

(Зеркало.)

Бабушка-Загадушка: Верно, верно! Угадали!

Будто где его видали!
Я не просто так пришла,
Зеркала вам принесла.

Раздает детям зеркала.

Попробуйте, ребятки,
Разгадать мои загадки.
Никто ответ не подскажет,
А зеркало вам их покажет.

2. Загадки.

На лице он выдаётся,
Не в свои дела суётся,
Но сопеть и нюхать тоже
С удовольствием он может. (Нос.)

Оля ходит на концерты,
Посидеть, послушать.
И для этого нужны
Нашей Оле …  (Уши.)

Оля смотрит на кота.
На картинки – сказки,
А для этого нужны
Нашей Оле… (Глаза.)

Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо,и хлеб -
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю.
Источник (Рот: губы, зубы.)

Их не сеют, не сажают, они сами вырастают. (Волосы.)

Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живет, То куда – то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится. Грусть – тоска ее боится. (Улыбка.)

Бабушка-Загадушка: Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?

Дети: Это слово “улыбка”. Остальные слова обозначают части лица человека.

3.Воспитатель предлагает детям провести зарядку для язычка.

Язык кверху – ша, ша, ша, наша Маша хороша.
Язык книзу – са, са, са, укусила нос оса.
Язык кверху – ши, ши, ши, наши уши хороши.
Язык книзу – сы, сы, сы, у осы усы, усы.

4. Дидактическая игра “Мой, моя, мое”.

Бабушка – Загадушка: Возьмите свои зеркала и рассмотрите свои лица. (Помогает детям наводящими вопросами.)

? Какие у тебя глаза? (Мои глаза серые, большие, красивые…)

? Какие у тебя волосы? (Мои волосы густые, длинные, блестящие…)

? Какой у тебя нос? (Мой нос длинный, тонкий, конопатый, курносый…)

? Какой у тебя рот? (Мой рот маленький, аккуратный…)

? Какие у тебя уши? (Мои уши небольшие, красивые…)

Бабушка – Загадушка просит двоих – троих детей описать свое лицо полностью.

 Бабушка-Загадушка:

Для чего человеку руки? (Ноги? Голова? Глаза? Уши? И т. д.)

Воспитатель просит детей описать внешность и характер своего друга, а остальные дети должны угадать кто это. (3-4 описания, воспитатель помогает наводящими вопросами детям, имеющим трудности в описании. Остальные дети составляют описания в свободное время)

5. Физкультминутка.

Дети выполняют движения согласно тексту.

«Мы посмотрим» - движения выполняются в соответствии с текстом, по показу взрослого.

Мы посмотрим далеко,                     ладонь у лба, смотрим вдаль

Мы посмотрим близко,                     ладони перед  грудью, словно

                                                             держим раскрытую книгу

Мы посмотрим высоко,                    не поднимая голову,

                                                            смотрим вверх

Мы посмотрим низко,                       не опуская голову,

                                                            смотрим вниз

А теперь по сторонам -                     не поворачивая голову,

Тут и там, тут и там.                         смотрим по сторонам.

Вдаль на палец посмотри.               отводят палец далеко, 

                                                           смотрят на него        


Близко к носу поднеси.                   подносят палец к кончику носа,

                                                          скашивают на него взгляд    

                                                                                                                           

Раз, два, три — глаза закрой.          закрывают глаза.

Раз, два, три — глаза открой.         открывают глаза.

6. Дидактическая игра “Один – много” (в кругу с мячом)

Бабушка-Загадушка: Один – рот, а много?

Дети: Рты.

Бабушка-Загадушка: Один – нос, а много?

Дети: Носы.

Бабушка-Загадушка: Один – глаз, а много?

Дети: Глаза.

Бабушка-Загадушка: Одно – ухо, а много?

Дети: Уши.

Бабушка-Загадушка: Одна – шея, а много?

Дети: Шеи.

Бабушка-Загадушка: Одно – плечо, а много?

Дети: Плечи.

Бабушка-Загадушка: Одно – бедро, а много?

Дети: Бедра.

И т. д.

Бабушка-Загадушка предлагает детям отгадать загадку:

Что все это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь – будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)

(Воспитатель достает куколку) Рассмотрите мою куколку, какая она хорошенькая, маленькая. Так как куколка у нас маленькая, то и части тела у нее тоже маленькие.

7. Давайте поиграем в игру “Большой – маленький”.

Бабушка-Загадушка: У вас, ребятки, есть рука, а у куколки? (Ручка)

У ребенка – нога, а у куколки? (Ножка)
У ребенка – голова, а у куколки? (Головка)
У ребенка – шея, а у куколки? (Шейка)
У ребенка – ухо, а у куколки? (Ушко)
У ребенка – нос, а у куколки? (Носик)

8.Бабушка-Загадушка:  А теперь мы отправимся с вами в страну настроений. 

Люди могут испытывать разные чувства. Попробуйте сейчас испытать и показать.

Осторожность

Передайте друг другу вазу так, чтобы она не разбилась.

Страх

Вы гуляете по лесу и вдруг… по ноге проползла холодная змея.

Веселье

Веселый клоун в цирке вас сильно насмешил.

Печаль, грусть

Ваш друг заболел и не пришел в детский сад.

Радость

Вы получили в подарок.

Счастье Закройте глаза. Вспомните или придумайте сами, когда человек ощущает счастье, какое оно? Откройте глаза! Покажите счастье и расскажите, когда вы испытывали такие чувства.

Бабушка-Загадушка: А сейчас мы с вами попробуем нарисовать настроение, которое вам больше всего нравится, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

9. Пальчиковая гимнастика “Пальцы – дружная семья”.

«Пальцы»

(четыре пальца сложены в кулак, большой палец дотрагивается до каждого поочередно, «отвечая», каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается)

- Братец, принеси дрова!

- Заболела голова! 

- Средний, ты наколешь дров?

- Я сегодня не здоров!

- Ну, а ты натопишь печку?

- Ох, болит мое сердечко!

- Ты, меньшой, свари обед!

- У меня силенок нет!

- Что же, сделаю все сам,

Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

- Мы уже здоровы! 

Раздают шаблоны лиц и дети выполняют задание. По окончании работы дети рассматривают и выбирают лучшие. Бабушка – Загадушка хвалит детей, прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Человек и его тело.

Занятие по развитию речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Человек и его тело.

Конспектзанятия по развитию речи в старшей группе Тема: Человек и его тело....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие в страну «Красивой речи».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речев...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи»

Данный конспект направлен на обобщение знаний детей старшей  группы, полученные в течения первого полугодия учебного года...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...