Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Человек и его тело.

    Языкова Ольга Юрьевна

    Занятие по развитию речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    chelovek_i_ego_telo_st_gr.docx23.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Астрахани «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

    по художественно - эстетическому развитию детей № 29»

    414024, г. Астрахань, улица Боевая 72 в, т. 30-04-09

    Конспект

    занятия по развитию речи

     в старшей группе

    воспитатель:

    Языкова О.Ю.

    МБДОУ №29

    2012 г.


    Тема: Человек и его тело.

    Программное содержание.

    1. Задачи на развитие познавательных способностей: активизировать   нравственно-мыслительную   аналити ческую работу ума ребенка (самопознание, самовоспита ние собственной личности);

    учить детей осознавать собственную значимость в ми ре, среди людей, открыть для себя и для других непо знанные ранее грани своей индивидуальности.

    2.  Задачи на развитие связной речи: распространение предложений, составление предложе ний по вопросам, опорным словам;

    составление небольшого рассказа-описания своей внешности;

    формирование словаря и грамматического строя: усвое ние притяжательных местоимений, закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;

    усвоение глагольной лексики;

    совершенствование речи в форме диалога (при показе детьми сценки работа над выразительностью исполнения).

    3.   Воспитательные задачи:

    развивать способность понимать эмоциональное состо яние другого человека;

    с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого ребенка проводить коррекцию его эмоциональ ной сферы.

    Материал к занятию. Зеркала на всех детей, иллюстрации,  костюм Бабушки-Загадушки, карандаши, бумага.

    Предварительная работа. Проведение этических бесед «Вежливые слова», «Об уступчивости», «Поведение в об щественных местах» и т.д., чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра». Чтение книг Г. Остера «Вредные советы». Разучива ние с детьми сценки «Про нос и язык» (по Е. Пермяку).


    Ход занятия

       Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о человеке, а для начала проверим, хорошо ли вы знаете закономерности, и поиграем в игру.

    Игра «Кто кем был?»

    Воспитатель. Скажите, ребята, кто кем был раньше? (Показывает картинки.)

    Воспитатель. Как вы думаете, кем был этот дедушка?

    Дети. Папой.

    Воспитатель. Кем он был до этого?

    Дети. Юношей, мальчиком.

    Воспитатель. Значит, можно сказать, что дедушка раньше был мальчиком, ребенком.

    Догадайтесь, кто кем был?

    Воспитатель. Курица была...

    Дети. ...яйцом.

    Воспитатель. Помидор...

    Дети. ...семечком.

    Воспитатель. Стол...

    Дети. ...деревом.

    Воспитатель. Платье...

    Дети. ...хлопком.

    Воспитатель. Лошадь...

    Дети. ...жеребенком.

    Воспитатель. Хлеб...

    Дети. ...зерном.

    Воспитатель. Рыба...

    Дети. ...икринкой.

    Воспитатель. Милиционер...

    Дети. ...ребенком.

    Воспитатель. Какое сейчас время года?

    Ребенок. Сейчас весна.

    Воспитатель. Как сохранить свое здоровье весной?

    1-й ребенок. Нужно больше бывать на воздухе.

    2-й ребенок. Принимать витамины.

    3-й ребенок. Соблюдать режим дня, закаляться.

    4-й ребенок. Содержать в чистоте себя, свою одежду, квартиру.

    Игра «Живая радуга»

    Воспитатель. Закройте глаза. Представьте себе, какого цвета... смех...

    Дети. ...красный.

    Воспитатель. Боль...

    Дети. ...черный.

    Воспитатель. Доброта...

    Дети. ...розовый.

    Воспитатель. Печаль...

    Дети. ...серый.

    Воспитатель. Красота...

    Дети. ...голубой, перламутровый.

    Воспитатель. Ложь...

    Дети. ...коричневый.

    Воспитатель. Счастье...

    Дети. ...волшебный переливающийся цвет, цвет радуги.

    Раздается стук в дверь.

    Бабушка-Загадушка. Здравствуйте, мои ребятки! Это я к вам в гости пришла.

    Что вы знаете, ребятки,

    Про мои стихи-загадки?

    Где отгадка, там конец.

    Кто подскажет — молодец!

    Загадка

    Ванька-встанька из волчка

    В нем увидит толстячка.

    Иностранка кукла Синди

    В нем красавицу увидит,

    Ну а мой знакомый Сашка

    В нем увидит замарашку.

    (Зеркало.)

    Бабушка-Загадушка.  

    Верно, верно! Угадали! 

    Будто где его видали!

    Я не просто так пришла,

    Зеркала вам принесла.

    Раздает детям зеркала.

    Попробуйте, ребятки,

    Разгадать мои загадки.

    Никто ответ не подскажет,

    А зеркало вам их покажет.

    Загадки

    Он бывает самым разным:

    Добрым, вредным,

    Гордым, важным,

    Длинным, маленьким, горбатым,

    Толстым, тонким, конопатым.

    (Нос.)

    У зверюшки — на макушке,

    А у нас — ниже глаз.

    (Уши.)

    Два Егорки живут возле горки,

    Живут дружно, а друг на друга не глядят.

    (Глаза.)

    За красными жердочками сидят белые курочки.

    (Рот: губы, зубы.)

    Их не сеют, не сажают, они сами вырастают.

    (Волосы.)

    Есть у радости подруга в виде полукруга.

    На лице она живет.

    То куда-то вдруг уйдет,

    То внезапно возвратится.

    Грусть-тоска ее боится.

    (Улыбка.)

    Бабушка-Загадушка. Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?

    Дети. Это слово «улыбка». Остальные слова означают части лица человека.

    Дидактическая игра «Мой, моя, мое»

    Бабушка-Загадушка. Возьмите зеркала и рассмотрите свои лица. (Помогает детям наводящими вопросами.)

    —  Какие у тебя глаза? (Мои глаза серые, большие, красивые...)

    Какие у тебя волосы? (Мои волосы густые, длин ные, блестящие...)

    Какой у тебя нос?  (Мой нос длинный, тонкий, конопатый, курносый...)

     Какой у тебя рот? (Мой рот маленький, аккурат ный...)

    Какие у тебя уши? (Мои уши небольшие, краси вые...)

    Бабушка-Загадушка просит двоих-троих детей описать свое лицо полностью.

    Дидактическая игра «Один много» (в кругу с мячом, клубочком)

    Бабушка-Загадушка. Умные вы, ребятки! А знаете ли вы, как правильно сказать? Поиграйте с бабушкой в мяч.

    Бабушка-Загадушка. Один — рот, а много?

    Дети. Рты.

    Бабушка-Загадушка. Один — нос, а много?

    Дети. Носы.

    Бабушка-Загадушка. Один — глаз, а много?

    Дети. Глаза.

    Бабушка-Загадушка. Одно ухо, а много?

    Дети. Уши.

    Бабушка-Загадушка. Одна — шея, а много?

    Дети. Шеи.

    Бабушка-Загадушка. Одно — плечо, а много?

    Дети. Плечи.

    Бабушка-Загадушка. Одно — бедро, а много?

    Дети. Бедра.

    И т.д.

    Бабушка-Загадушка. Ребята, а для чего человеку нос? Глаза? Уши? Язык? Руки?

    Дети. Дышать и обонять, различать запахи. Видеть. Слышать. Говорить и различать вкус. Действовать и осязать.

    Дидактическая игра «Большой – маленький»

    Бабушка-Загадушка. У взрослого есть рука, а у ребенка?

    Дети. Ручка.

    Бабушка-Загадушка. У взрослого — нога, а у ребенка?

     Дети. Ножка.

    Бабушка-Загадушка. У взрослого — голова, а у ребенка?

    Дети. Головка.

    Бабушка-Загадушка. У взрослого — шея, а у ребенка?

    Дети. Шейка.

    Бабушка-Загадушка. У взрослого — ухо, а у ребенка?

    Дети. Ушко.

    Бабушка-Загадушка. У взрослого — нос, а у ребенка?

    Дети. Носик.

    И т.д.

    Бабушка-Загадушка. Ребята, а вы все одинаковые или разные?

    Дети. Разные.

    Бабушка-Загадушка. А чем вы отличаетесь?

    Дети. Внешним видом, характером.

    Бабушка-Загадушка. Верно, вот послушайте загадки, и отгадайте, про какие характеры в них говорится.

    Загадки

    Этому мальчишке доверять нельзя никак.

    Что ни скажет язычишко

    — Все неправда, все не так.

    (Врун.)

    Он привык всегда, везде

    Думать только о себе.

    (Эгоист.)

    Все расскажет про ребят:

    Кто дерется, кто кричит.

    Только про саму себя

    Не расскажет, промолчит.

    (Ябеда.)

    Ах, как часто нужно нам

    С кем-то чем-то поделиться!

    Кто привык везде скупиться?

    Кто твердит всегда: «Не дам!»?

    (Жадина.)

    Я красавец, я силач,

    Я умелец, я лихач,

    Я отличник, я всезнайка,

    А зовут меня...

    (Зазнайка.)

    Пальчиковая гимнастика «Семья»

    Бабушка-Загадушка. У меня в семье пять че ловек, ровно столько, сколько пальцев на руке:

    Этот пальчик — дедушка,

    Этот пальчик — бабушка,

    Этот пальчик — папочка,

    Этот пальчик — мамочка,

    Этот пальчик — я,

    Вот и вся моя семья!

    (Пальчики загибаются по очереди, начиная с большого.)

     Бабушка-Загадушка.   Какие  веселые  у  вас  пальчики и на руках! Обведите их, дорисуйте и пода рите эти веселые картинки своим близким.

    Изобразительная деятельность детей за столами.

    Литература:

    Белоусова Л.Е. «Удивительные истории», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Мы знаем родной язык"

    Вовлекая детей в речевое и игровое взаимодействие с воспитателем и сверстниками, воспитывать уважение к родной стране, р...

    44мудрых совета для родителей.

    В статье перечислены 44 совета как правильно взаимодействовать взрослым с детьми....

    План проведения недели здоровья

    Подробный план проведения недели здоровья  - Малые  олимпийские игры...

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

     Если вы  желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи  на принцип здорового образа ж...

    Исследовательско – творческий проект "Знакомство с Черным морем"

     МЕТОДИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА:Развитие познавательных способностей детей  в  процессе совместн...

    Проект Малые летние Олимпийские игры

     Основным направлением работы детского сада является деятельность по совершенствованию здоровьесберегающей среды, р...

    конспект"Секреты Дружбы"

    Нод в старшей группе....

    Преодоление социально-личностных нарушений у дошкольников методом рисования на песке.

    Описание опыта работы с дошкольниками, имеющими эмоционально-личностные расстройства методом песочного рисования....

    Коррекция медлительности у детей

     Коррекция медлительности у детей  Существуют специальные упражнения, позволяющие повысить скорость двигательн...