КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
консультация

Астанина-Рыженкова Светлана Васильевна
 «Методы и приёмы, используемые музыкальным руководителем в 
воспитательно– образовательном процессе»
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

"Ширяевский детский сад комбинированного вида"

Консультация – практикум:

 «Методы и приёмы, используемые музыкальным руководителем в

воспитательно– образовательном процессе»

Составитель: музыкальный руководитель:

 Рыженкова Светлана Васильевна

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую различные методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).

Музыка на моих занятиях звучит как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширяет кругозор детей, развивает художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно), музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания.

На занятиях также использую видеозаписи, что значительно обогащает восприятие музыки.

Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность.

Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек).

На своих занятиях применяю словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Движения успешно использую, как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста, танцевальных и образных движений.

Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой. Остановлюсь на характеристике некоторых приёмов.

Показ с пояснением.

Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.

 Игровые приемы.

Делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой прием «эхо»«мои руки – ваши ноги».

 Приём погружения в музыку.

Воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.

Вопросы к детям.

Активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление). Оценка качества детского исполнения.

Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

В период разучивания песни использую следующие методические приемы: проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваю их без музыкального сопровождения, предлагаю прохлопать сложные в ритмическом отношении места, одновременно помогаю детям осваивать текст и мелодию. Полезен прием тихого пения. Это активизирует внимание детей.

Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в пол голоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм, слогами (ду-ду, ла-ла, вокализируя мелодию (а-а-а, по строчкам, по фразам,  «мальчики-девочки», по сигналу, первый куплет поем вслух, второй про себя, пение стоя, сидя, с движениями (прихлопы, притопы, пение на игру воображения («кошечка болеет»«собачка лает»). Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные методы и приемы, используемые на занятиях по хореографии в ДОУ"

На занятия  в кружке по хореографии в ДОУ я использую игровые методы и приемы. Детям очень нравится!...

Методы и приемы, используемые для успешной адаптации детей к условиям детского сада

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития о...

Методы и приемы, используемые при изучении лексических тем

Проведение занятий в специальных логопедических группах существенно отличается от проведения аналогичных занятий в массовой группе....