«Обучение чтению старших дошкольников с ТНР, использование игровых технологий».
статья по логопедии (подготовительная группа)

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».                                                                В.А. Сухомлинский

Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребенка к условиям обучения в школе.

Чтение, средство приобретения новых знаний, от уровня сформированности осознанного чтения зависит успешность дальнейшего обучения будущих первоклассников.

Чтение – это процесс восприятия и активной переработки информации графически закодированной по системе языка.

Чтение - сложный психофизиологический процесс, в нем участвуют: зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализатор, задействовано 17 различных отделов головного мозга.

- Чтение более сложный процесс, чем устная речь, процесс чтения рассматривается в единстве устной и письменной речи.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв.
На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывания. В следствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение чтению старших дошкольников с ТНР, использование игровых технологий».

Онегова Татьяна Леонидовна

Учитель-логопед ГБДОУ д/с №17 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Нужно ли учить детей читать до школы и при каких условиях можно начинать обучение механизму чтения до школы? Какие психофизиологические процессы должны быть сформированы, чтобы ребенок смог научиться читать.

Остановимся на ключевых моментах документа ФАОП

10.4.3.3. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.

К концу данного возрастного этапа ребенок:

1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;

6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

26) владеет предпосылками овладения грамотой. 

Таким образом, Федеральная адаптированная образовательная программа содержит раздел «обучение грамоте» - предпосылки овладения чтением и письмом.

Каковы предпосылки овладения чтением и письмом: внимание к звучанию слова, внимание к значению слова, внимание к смысловому высказыванию, восприятие на слух, понимание художественных текстов, умение выразить свои мысли, умение передать содержание прослушанного текста, овладение действиями звукового анализа, моделирование звукового состава слова (переход от наглядно-образного к абстрактному мышлению), формирование предпосылок учебной деятельности.

Так что же такое чтение?

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».                                                                В.А. Сухомлинский

Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребенка к условиям обучения в школе.

Чтение, средство приобретения новых знаний, от уровня сформированности осознанного чтения зависит успешность дальнейшего обучения будущих первоклассников.

Чтение – это процесс восприятия и активной переработки информации графически закодированной по системе языка.

Чтение - сложный психофизиологический процесс, в нем участвуют: зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализатор, задействовано 17 различных отделов головного мозга.

- Чтение более сложный процесс, чем устная речь, процесс чтения рассматривается в единстве устной и письменной речи.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв.
На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывания. В следствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Методы обучения грамоте, чтению

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, чтению – это методика обучения грамоте, основанная на анализе и синтезе звуков речи.

Основной метод аналитико-синтетического метода обучения грамоте:

Звуковой, в основе обучения лежит звук.

Аналитико-синтетический, анализ и синтез сочетается на протяжении обучения

Порядок изучения звуков, букв соответствует принципу частотности, и изучаются раньше.

В основе чтения слог, письма – слог.

К. Д. Ушинский-основоположник современного аналитико-синтетического метода обучения чтению в России, данный метод пришел на смену буквослагательному существовавшему с 16 в., и позже слоговому до середины 19 в., буквеннослоговой метод 16 - сер 19 в., предусматривал механическое зазубривание (БУКИ ДА АЗ, БУКИ ДА АЗ будет БАБА). Слоговой в 19 в (заучивалось огромное количество слогов, иногда бессмысленных н-р, взгры), (но в последствии слоговое чтение, успешно осуществлялось и осуществляется в рамках звукового аналитико-синтетического метода).

Метод изучался и совершенствовался.

Разработана звукобуквенная методика чтению Д.Б. Эльконина.

Практически все буквари построены именно на этом способе обучения чтению.

Воссоздание звуковой системы формы слов при чтении требует ориентации в звуковой системе языка-фонемного анализа. Он позволяет: выяснить порядок следования фонем в слове, установить различительную функцию фонем, выделить основные фонематические противопоставление, свойственных языку.

Звуковой аналитико - синтетический метод применен авторами букварей (1937г – 44 гг. букварь А.В. Янковская, Н.М. Головина, букварь Резодубова С.П., Янковская А.В. , букварь для сельской школы А.И. Воскресенская 1945г., 1959 букварь Янковская А.В., А. и Воскресенская, С.П. Резодубов, 1953г. букварь академии педагогических наук под ред. И.Ф. Свадковского. Этапы обучения аналитико-синтетического чтения, на слайде.

Существуют и другие методики, и их применение оправдано в работе с детьми, например, слабослышащими или с нарушением интеллекта. Многие из методик применяются в частных кружках, и когда ребенок приходит в логопедическую группу с какими-либо знаниями по обучению грамоты, чтения специалисты должны учитывать и правильно выстраивать коррекционный процесс. Некоторые полезные, интересные разделы, дидактические материалы, игры использую по работе с буквой, со слогом, со словом, предложением.

- Методы обучения чтению:

- Слоговой (Л.Н. Толстой, Резниченко, Воскобович).

-Метод целых слов заимствован в Америке, применение оправдано, написание слов и произношение не совпадает, опирается на зрительную механическую память. Методика глобального чтения в России применялся в школах для слабослышащих, 13 лет с 1922-1935, последователи Глен Доман.

Метод целых слов, последователи Глен Доман. В России работает А. А. Маниченко «Читаем с пелёнок». Метод целых слов. Дети обучаются распознавать слова как целые единицы, не разбирая их на составляющие. Когда выучено 50-100 слов, дается текс с этими словами. - Складовой метод (Методики Н.А. Зайцева, Е.В. Чаплыгина, В. В. Воскобович.

Метод Зайцева основан на игре с дидактическим материалом - специальными кубиками. Расставляя в ряд, можно получить слова, прочитать, напевая склады по порядку. Дополнительно используются таблицы с буквенными складами.

Буквы можно писать и обводить для появления ассоциации.

Кубики Зайцева отличаются друг от друга размером, цветом, шумящим наполнителем, чтоб обозначить звуки гласные, согласные, сочетания твердые, мягкие, звонкие, глухие.

- Метод Марии Монтессори.

Дети сначала учатся писать, а потом читать, прописные буквы вырезаются из негладкой бумаги, чтобы нащупать очертания, произносят звуки вслух и рисуют буквы пальцами, на песке, крупе, карандашом, учатся составлять слоги, слова, предложения, писать их, с опорой на подходящие картинки. Это далеко не все методики, которые применяются в работе с дошкольниками.

- Применение игровых технологий, как ведущий вид деятельности при обучении чтению.

Пособия по обучению чтению.

Дидактические игры.

Создается электронная библиотека пособий, методик, образовательных сайтов, обучающих интернет-программ, фильмов, мультфильмов, и при необходимости игры, обучающие, познавательные фильмы используются при присмотре, или при распечатке нужного пособия, игры для занятий, это очень удобно в работе, иметь все материалы в электронном варианте.

С. В. Михалков, в предисловии к букварю написал слова: «Мы дружны с печатным словом, если б не было его, ни о старом, ни о новом мы не знали б ничего».

Учите читать детей, читайте сами, читайте вместе с детьми - читайте и наслаждайтесь красотой русского языка!

Таким образом, выполняя ФАОП, которая содержит раздел «обучение грамоте», предпосылки овладения чтением и письмом, осуществляется преемственность в обучении дошкольного и общего начального образования.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной платной услуги по обучению чтению старших дошкольников.

Поможет учителю-логопеду или воспитателю приступить к обучению детей чтению в детском саду или вне его....

Обучение плаванию детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

Материал включает в себя основные задачи и этапы  обучения плаванию детей,   посредством  использования  сюжетно-ролевой ритмопластики....

Звуковой состав слова, как основа успешного обучения чтению старших дошкольников в школе.

Ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова....

ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для родителей с примерами игр по обучению чтению...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....

Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию «Приключения бусинок» с использованием игровых технологий (подготовительная группа)

Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию в старшей группе «Приключения бусинок» Цель:  учить придумывать и пересказывать сказочные истории  последовательно, исполь...