СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (3 УРОВЕНЬ) ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНОГО РИСОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ"
статья по логопедии (старшая группа)

Ларионова Виолетта Игоревна

Данная статья посвящена изучению сюжетного рисования как средства для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с третьим уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (3 УРОВЕНЬ) ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНОГО РИСОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В.И. Ювко

Студент 5 курса

Направление 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

                                                                                                                Анапский филиал МПГУ

yuvko.violetta@mail.ru

О.А.Васильева

старший преподаватель

Анапский филиал МПГУ

Аннотация

         Данная статья посвящена изучению сюжетного рисования как средства для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с третьим уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи.  

 Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Как показывают исследования Т.В. Ахутина, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др, связная речь прежде всего играет социально значимую роль в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

           Между тем любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Именно поэтому применение изобразительной деятельности как средства развития речи в своей практике используют педагоги дошкольных учреждений.

  Ключевые слова: сюжетное рисование, третий уровень речевого развития, общее недоразвитие речи, дошкольники старшего возраста, связная речь, изобразительная деятельность, речевое развитие, деятельность.

          Ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка. Такой ребенок говорит связно, в полной мере излагает свои мысли, легко строит развернутые предложения, без особого труда пересказывает рассказы и сказки. Словарный запас такого малыша составляет от четырех до пяти тысяч слов.

          При общем недоразвитии речи наблюдается совершенно иная картина. У детей с ОНР нарушение касается всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. У детей с третьим уровнем речевого развития в пятилетнем возрасте возникают лексические трудности, которые касаются знания и называния:

           - частей предметов и объектов (сиденье, кабина, ствол, фундамент);

           - глаголов, выражающих уточненность действий (лижет, откусывает, грызет);

           - приставочных глаголов (подплыл, переплыл, всплыл);

           - антонимов (храбрый-трусливый);

           - относительных прилагательных (песчаный, вишневый, земляничный).

          В грамматическом строе речи также распространены ошибки:

           - в употреблении предлогов («Мама взяла книгу от полки»);

           - согласовании различных частей речи («Заботился о ежика»);

           -  построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать»).

          В фонетическом плане дети:

           - неверно произносят 10-20 звуков; не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие-твердые, звонкие-глухие;

           - искажают звуконаполняемость слов, слоговую структуру слов (магнитофон-матофон);

           -  не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток).

          В связной речи отражаются все перечисленные особенности. Развернутые смысловые высказывания характеризуются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывчивостью, акцентом на поверхностные, внешние впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Таким детям труднее всего даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текста по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Отсутствие у детей рифмы и чувства ритма мешает и заучиванию ими стихов.

           Развитие связной речи и полноценного речевого общения одна из главных задач дошкольного воспитания и образования. Развитием речи необходимо заниматься с первых лет жизни ребенка, так как весь дошкольный возраст является сензитивным периодом для всестороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте происходит активное становление и развитие всех сторон речи, это благоприятный период для усвоения ребенком разговорного языка.  Значимость связной речи рассматривали в своих трудах А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн и др.

            Дети с третьим уровнем речевого развития при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств педагоги дошкольных образовательных учреждений основываются на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним их таких факторов, по мнению А.М. Леушинской, Л.В. Эльконина, С.Л. Рубинштейна и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт. При работе над формированием связной речи педагоги на своих занятиях активно используют наглядный и демонстрационный материал, так как яркие и красочные картинки и образы привлекают внимание детей.

           Между тем любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Занятия по рисованию для детей не только углубляют представления об окружающих предметах, но и способствуют проявлению речевой и умственной активности. Такие педагоги как, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, С.А. Миронова, рассматривали использование изобразительных видов деятельности для развития речи. Применение изобразительной деятельности с целью развития речи находит широкое применение в дефектологии, так же как и любая предметная деятельность.

           Развитие связной речи детей на занятиях по сюжетному рисованию осуществляется в нескольких направлениях:

            - развитие монологической и диалогической речи;

            - совершенствование регулирующей функции речи;

            - обогащение словаря дошкольников терминами, которые изначально используются на занятиях по изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарь.

             На занятиях по сюжетному рисованию используется форма диалога, используются такие приемы, как игры-драматизации, инсценировки. Персонажами в данном случае являются рисунки, созданные детьми. Например, на занятии «Герои русских народных сказок» дети   изображают зверей одетых в сказочные костюмы. Данные продукты детского творчества в дальнейшем могут использоваться для проведения игры-драматизации о сказочных приключениях зверей в лесу.

             В развитии связной речи через сюжетное рисование особое значение придается увеличению лексического запаса разными частями речи, словами противоположными (антонимами) и схожими по значению (синонимами). Стоит следить за тем, чтобы на каждом занятии по рисованию при объяснении нового материала происходило уточнение и накопление словаря. Например, когда дети изображают зимний вечер, стоит рассказать, как получить оттенки синего и фиолетового цвета. После объяснения материала педагогом, детям необходимо самостоятельно показать и рассказать технику смешивания красок.

            Перед занятием с детьми проводится предварительная работа, например, чтение книг по теме или рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов. В ходе предварительной работы детям дается возможность высказаться о полученных впечатлениях, предлагается возможность придумать будущий рисунок и рассказать о нем.

            Придумать сюжет для рисунка непросто не только ребенку, но и взрослому. Поэтому важно, чтобы сказки, книги, мультфильмы были интересны и понятны и детям, побуждали их к творческой и речевой активности, воспитывали положительные качества личности. Например, на занятиях по рисованию можно играть в путешествия и походы, гулять по разным сказкам, превращаться в лесных зверят, путешествовать на сказочном транспорте. Обязательно давать возможность детям высказываться, вести диалог. После занятия рекомендуется побеседовать с детьми, обсудить созданные сюжетные рисунки, можно составить творческий рассказ.

            Таким образом, на занятиях по сюжетному рисованию происходит развитие монологической и диалогической речи детей, обогащается словарный запас детей, совершенствуется регулирующая функция речи. Речь детей становится содержательной, творческой, последовательной. Такие занятия помогают ребенку правильно анализировать предметы и явления, так его внимание становится направленным. Самостоятельное создание детьми сюжетов в рисунке мотивируют их на составление описательных рассказов на основе своих получившихся работ. Все это в свою очередь несет положительный эмоциональный настрой и желание заниматься.

 

 

Литература:

             1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип/ М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

   

  2.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготского. - М.:                  Просвещение, 1991. - 93 с.

         

          3.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации/ В.В.  Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 567 c.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования театрализованных игр

Особое место в формировании связной речи у детей с ОНР занимают театрализованные игры. Театрально - игровая деятельность формирует умение слушать, отвечать и спрашивать, обогащает детей новыми знаниям...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Тема доклада: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам театрализованных игр в условиях инклюзивного образования"

Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой культуры. Участвуя в театрализованных играх, ...

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...