Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Батина Ирина Александровна

Задачи:

-продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

-продолжать осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности дошкольников.

-принимать активное участие в работе детского сада и РМО; посещать занятия других воспитателей, участвовать в обмене опытом; выступить с творческим отчётом перед коллегами и родителями по своей теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt._plan_na_2023_-_24g._batina_i._a.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа), выполнила Батина И. А.

Месяц

Занятия (В.В.Гербова)

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность  детей

Работа с родителями

Сентябрь

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» 

Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».                                       

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

 Цель: Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

Беседа: «Что такое сказка»,  игровое упражнение: «Я начну, а ты продолжи»  

Цель: способствовать умению детей  подбирать  нужные  по  смыслу слова и заканчивать фразу, начатую взрослым.  Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Провести анализ уровня развития связной речи у детей.

Беседа: «Что такое театр?».

Цель: познакомить детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра и прошлых лет; дать понятия: сцена, зрительный зал

фронтальная беседа со всеми детьми, коллективная, индивидуальная, показ и объяснение, наблюдение и игра, фотографии большого театра, Импровизированная касса и билеты. Ширма с куклами би-ба-бо.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Дидактическая игра: «Собери картинку». Настольно-печатные игры: «Мои любимые сказки», «Сказочные герои».

Цель: знакомить с сюжетами русских народных сказок, развивать активную речь, память, внимание, воображение, учить составлять рассказ по картинкам.

Театрализованная деятельность по сказке «Заяц-хвастун».

Цель: Формировать интерес к театрализованной деятельности, использовать во время драматизации сказки готовую таблицу-схему.

Анкетирование: «Сказки в жизни вашего ребенка».

Октябрь

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» 

Цель: Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Упражнение на выразительность движений и мимики.                                         Игра «Назови вежливое слово».                                         Игра «Салат из сказок». Ведущий предлагает соединить две сказки одинакового характера и на их основе сочинить новую.

 Цель: Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Учить придумывать вопросы к произведению. Раскрывать творческие способности детей. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Театральная физминутка: «В гостях у сказки».

Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, развивать умение изображать мимикой, движением героев из сказок.

Самостоятельная изодеятельность: лепка героев и сюжетов сказок.

Цель: реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность посредством лепки.

Показ детьми пальчикового театра на выбор из знакомых сказок: «Теремок», «Репка», «Красная шапочка»…(волшебный сундучок, вязаные герои сказок).

Консультация для родителей: «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?».

Ноябрь

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.      

Чтение сказки  «Айога»

Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).

Рассматривание картинок, мнемотаблиц, обсуждение характерных особенностей персонажей.  

Цель: Формировать умение инсценировать сказки. Развивать умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.                                     «Сказка наизнанку». Ведущий предлагает умышленно и более органично «вывернуть наизнанку» сказочную тему.

Рассматривание картинок к сказке «Айога», обсуждение характерных особенностей персонажей северных сказок.

Воспитатель предлагает детям собственный вариант концовки. Например, Айога просит птиц, оленей, белых медведей взять ее к себе, но те отказываются от ленивой, сердитой, самовлюбленной девочки.

Цель: Формировать умение сочинять небольшую сказку по схеме, соблюдая последовательность. Упражнять в согласовании существительных.

Включение элементов театральных упражнений в утреннюю гимнастику.

Цель: Развитие физических навыков у детей,  показ с объяснением упражнений и одновременным выполнением детьми, игровые приемы, зрительные ориентиры,  маски – ободки (сказочных персонажей).

«Нарисуй сказку».

Цель: Развивать у детей способности отражать сказочных героев и сюжеты.

«Назови сказку по главному герою».                                               Цель: развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу.

«Расскажи сказку по героям» (дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки).                                         Цель: побуждать детей к пересказу сказки.
Мимические этюды с жестами. (Радость, огорчение, гнев.)

Цель: развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, жест, мимику, движения.

Информирование родителей по теме: «Использование

театрализованной деятельности в

развитии связной

речи детей».

Декабрь

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». 

Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка  В. Глоцера и  Г. Снегирева), учить пересказывать ее.                                                                     Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» 

Цель: Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

«Продолжи сказку»

Ведущий предлагает прослушивание аудиозаписи выбранной части сказки или читает ее (отрывок обязательно должен включать в себя сказочную задачу). Прослушав отрывок, дети домысливают судьбы героев, «вживаются в образ», идет обсуждение дальнейшей деятельности героев  в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке.

Цель: Воспитание вежливости, формирование положительного образа, умения видеть и находить в героях сказок  не только плохое, но и хорошее.

Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов.

развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть.

«Найди ошибку» (дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация).                              Цель: развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке.
«Разрезные картинки» (дети составляют картину из частей).
    Цель: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление.

Участие детей в новогоднем цирковом  представлении.

Цель: развивать эмоциональный отклик детей на новогоднее цирковое  представление; привлечь детей к участию в празднике; создать для детей атмосферу волшебства, таинственности, загадочности; развивать артистические способности детей; с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием; внезапное появление объектов; выполнение воспитателем игровых действий;

загадывание и отгадывание загадок;

введение элементов соревнования;

создание игровой ситуации.

Выставка совместного творчества, поделок «Новогодняя сказка».

Изготовление костюмов

 к празднику.

Январь

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы»

 Цель: Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы».                                                             Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»                                                  Цель: Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).             

Беседы по содержанию сказок.

Разыгрывание этюдов и диалогов из сказок.                                                         Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать связную речь, диалогическую речь. Обучать детей связному, последовательному пересказу с наглядной опорой. Создание коммуникативной направленности речевых высказываний. Побуждать детей к объяснению морали сказки. Воспитывать у детей самоконтроль.

Выступление детей в группе перед своими сверстниками, рассказы: «Как я провёл новогодние каникулы?».

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми, активизировать познавательный интерес детей, снимать зажатость и скованность. Драматизация сказки по желанию детей, по пройденному материалу.

Цель: Способствовать развитию связной речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.

Мастер -  класс по созданию настольного театра по любимой сказке.

Февраль

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».                                 Цель: Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке  М. Булатова).                                            Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж».                                                      Цель: Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

«Моделирование сказок»

Воспитатель предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. 

Пример: черный домик (это может быть домик Кощея  или кого-то еще, а черный, потому что тот, кто в нем живет – злой…)                                      Цель: Формировать драматические умения, навыки четкой, правильной, выразительной речи. Развивать фантазию, творчество, связную речь. Воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Игровая ситуация «Волшебное дерево».

Цель: Развивать умение вести диалог со сверстниками, развивать связную речь.

Игра: «Волшебная дорожка»

Ведущий - ребёнок  смешивает карточки — иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку.

«Найди пару»  (дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например, Царевне – лягушке – стрелу).                                           Цель: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки.

Игра с разными видами театра: «Придумай сказку».

Цель: развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Продолжать знакомить детей с  многообразием кукольных театров (пальчиковый, конусный, на ложках, на палочках и др.).

Публикации занятий для родителей на персональном сайте nsportal.ru.

 Творческое задание: сочинить сказку с ребенком, записать, оформить.

Март

Чтение сказки «Сивка-Бурка». 

Цель: Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

Анализ поступков героев, обучать детей связному, последовательному пересказу с опорой на наглядность.

Викторина: «Мой любимый персонаж».                                      Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в викторине,

выполнения заданий, выполнение игровых действий. Развивать умение видоизменять содержание сказки. Развивать творческую самостоятельность, фантазию. Воспитывать умение слушать товарищей.

Подготовка к празднику, посвящённому международному дню.

Цель: приобщать детей к русским традициям, к родной культуре; продолжать знакомить детей с праздниками; приобщать детей к культуре наших предков через активную музыкальную, игровую, театрализованную  деятельность, атрибутика (костюмы, маски и т.д.).

«Помоги герою найти свою сказку» (использовать лэпбук «Мои любимые сказки»).

Цель:  закрепление знания сказок, развитие связной речи, мышления, памяти.

Аудио – игра: «Что за песенка?».

Игры детей: «Изобрази какое-нибудь животное».

Цель: развитие творческих способностей детей, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр, формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Маски разных животных.

Изготовление масок к сказкам: «Мой любимый персонаж»; масок различных животных.

Апрель

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».                                                 Цель: Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

Игра: «Цветик-семицветик»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей, связную речь, упражнять в подборе подходящих картинок. Учить анализировать произведение.

Подвижные игры с элементами театральной игры: «Самолёты», «Воробушки».

Цель: развивать чувство ритма и координацию движений, закреплять умение перевоплощаться в живой и неживой предмет, выполнять последовательность игровых действий, контроль детей за соблюдением правил.

Самостоятельное инсценирование отдельных эпизодов сказки. Игра-фантазия: «Если бы у меня был Цветик - семицветик».

Цель: Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.  Формировать умение выразительно передавать в мимике и движениях характер героев.  

Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста сюжет любой сказки, изготовление поделки.

Май

Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол».

 Цель: Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол».

Итоговая  беседа: «Сказки - добрые друзья».

Цель: Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Побуждать к групповой творческой деятельности. Игра-фантазия: «Путешествие в волшебный лес».

Цель: Учить придумывать коллективный рассказ.

Инсценировка фрагментов любимых знакомых сказок (с использованием костюмов).

Цель: развивать инициативу и самостоятельность детей в театрализованных играх, развивать умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.

Дидактические игры: «Герои  русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку»;   «Расскажи сказку по картинке» «Из какой я сказки?»

Цель: Умение различать с сюжеты сказок, развивать связную речь, память, внимание, воображение.                                       Игра: «Маски».

Цель: Развитие связной речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Драматизация сказки: «Аленка и лесные звери» (с использованием театральных костюмов, декораций, музыкального сопровождения и т.д.). Показ театрализованного представления детям из других групп.  Цель: Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний. Побуждать всех детей с удовольствием разыгрывать изучаемое художественное произведение; эмоционально переживать содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события; не бояться выступать перед зрителями, быть уверенными в себе, уметь быть настоящими артистами.

Презентация проекта на родительском  собрании: «Театр – это настоящий помощник в развитии связной речи старших дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиТеатрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...