КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО
статья по логопедии

Илюшина Оксана Михайловна

С самого детства желательно развивать межполушарные связи.Чем лучше развиты межполушарные связи, тем лучше развиты у ребёнка интеллект, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.Использование игр для развития межполушарного взаимодействия является необходимым условием «включения» мозговой активности ребенка, способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО

                                                                                                                                       Н. В. Нищева

     Функциональная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие в процессе осуществления психической деятельности – одна из важнейших характеристик человека, эволюционное новообразование, не уступающее по своей важности прямохождению, речи, сознанию.
     Функциональная специализация и взаимодействие полушарий обеспечивают человеческой психике устойчивость, упорядоченность и дифференцированность.
С середины ХХ века проблема межполушарного взаимодействия стабильно удерживает первое место в исследовательском поле нейронаук.
    К межполушарному взаимодействию обращаются также клиницисты, лингвисты, педагоги, и в частности, коррекционные педагоги, не говоря уже о средствах массовой информации.
    Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески.
    Чем лучше развиты межполушарные связи, тем лучше развиты у ребёнка интеллект, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
    Использование игр для развития межполушарного взаимодействия является необходимым условием «включения» мозговой активности ребенка, способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
    Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ.
    Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие.
    Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
     Межполушарное взаимодействие – это механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую, целостно работающую систему. Оно формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
     Чем лучше развиты межполушарные связи, тем лучше развиты у ребёнка интеллект, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
    Два полушария тесно связанны между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушения мозолистого тела искажают познавательную деятельность. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.
    Многочисленные исследования показали, что у детей с нарушениями речевого развития ведущим полушарием является правое, значит, левое блокируется. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии

не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами, возникают сложности с речью. Нейропсихологи утверждают, что именно нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития устной речи, чтения и письма.
    Для детей с нарушениями развития устной речи, чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций.        Трудности в обучении возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия. У таких детей происходит неправильная обработка информации, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в восприятии учебной информации в целом.
     Есть специальный тест на определение наличия нарушения межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислексии и дисграфии.
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев этой руки (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.
Почему межполушарное взаимодействие оказывается не сформированным?

Причины несформированности межполушарного взаимодействия:

• болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
• родовые травмы;
• болезни ребёнка в первый год;
• длительный стресс;
• общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
• нарушения развития устной речи;
• нарушения письменной речи, в частности, зеркальное написание букв и цифр;
• псевдолеворукость;
• моторная неловкость;
• агрессия;
• плохая память;
• отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.

     Как же можно помочь такому ребенку? Первым делом обратиться к специалисту нейропсихологу, делать специальные кинезиологические упражнения, направленные на улучшение и развитие межполушарных связей. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллект.
     В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления, создаются условия для коррекции нарушений речевого развития.
     Кинезиологические упражнения следует выполнять, постепенно усложняя и увеличивая время выполнения и сложность упражнений.


     Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия «включает» мозговую активность ребенка и способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
      В комплексе с лечебными мероприятиями работа над межполушарным взаимодействием дает хорошие результаты у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с педагогической запущенностью. Дети с особыми образовательными потребностями часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и поведенческих расстройств.
     Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур, период наибольшей, когда возможна полная коррекция нарушений развития. Помочь в этом может кинезиология - одна из здоровьесберегающих технологий.

Кинезиологические упражнения

Телесные упражнения

Упражнение "Ухо - нос"

Левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой – за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.
1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.
2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение "Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя

 

https://vk.com/feed?c%5Bq%5D=%ED%E8%F9%E5%E2%E0&c%5Bsort%5D=1§ion=search&w=wall-82373093_48324


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становитс...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

Сценарий индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука " С"...

Кинезиологические упражнения в практике взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Практика  показывает, что использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей, а также способствует развитию и коррекции речи ребёнка, повышению ...

«Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР.»

quot;Кинезиология" – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и...

"Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя – логопеда"

Актуальность кинезиологических упражнений  обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей через метод межполушарного взаимодействия....

Мастер-класс: «Использование игр и упражнений по развитию дыхания у дошкольников с ОНР в практике работы учителя-логопеда»

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном р...