Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
презентация по логопедии

Марина Анатольевна Седнева
 1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами);
 2. Обучить основным движениям артикуляционного  аппарата;
 3. Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon artikulyatsionnaya_gimnastika.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для воспитателей «Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста » Подготовила учитель-логопед Седнева М. А.

Слайд 2

Актуальность При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к 4-5 годам: правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать интонации вопроса, просьбы, восклицания. Но в речи многих детей 4-5 года жизни отмечаются речевые нарушения: дошкольники неверно произносят шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль), некоторые звуки пропускают, искажают… Требует совершенствования и интонационная сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребёнка и над формированием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса. В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет артикуляционная гимнастика.

Слайд 3

Что такое артикуляционная гимнастика АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Слайд 4

Цель: Обучение педагогов выполнению артикуляционных упражнений. Задачи: 1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям артикуляционного аппарата; 3. Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений .

Слайд 5

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой 1 . Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. 4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

Слайд 6

Требования к проведению артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день; АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА выполняется сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки; Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений; Вначале АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА выполняется медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп гимнастики увеличивается; Комплекс АРТИКУЛЯЦИОННОЙГИМНАСТИКИ неуклонно усложняется и расширяется за счет новых упражнений; Каждое упражнение выполняется от 5до20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений; Выполняется АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА под счет или под музыку; Выполняется АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА как индивидуально, так и со всей группой или небольшими подгруппами .

Слайд 7

Органы артикуляции Знание частей лица человека необходимо для знакомства ребенка с органами артикуляции. Это знание можно закрепить в играх. Игра “Сказочка-указочка Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком показывает части лица и артикуляционные органы. Не устала ты пока, Покажи, моя рука: Это — правая щека, Это — левая щека. Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа , Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба!

Слайд 8

Есть у губ одна черта — В них улыбка заперта: Вправо — правый угол рта , Влево — левый угол рта . Подбородок тянем вниз, Чтобы с челюстью отвис. Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык. А вокруг-то — целый ряд Зубки нижние стоят: Боковые слева, справа, Впереди — зубов оправа.

Слайд 9

Нёбо вместо потолка Есть во рту у языка. А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд. Интересная картинка: Есть и кончик, есть и спинка, Боковые есть края — Всё про ротик знаю я!

Слайд 10

Виды артикуляционной гимнастики Артикуляционную гимнастику можно условно разделить на: активную, когда ребенок полностью самостоятельно выполняет все упражнения; пассивную, когда выполнять правильно движения ребенку помогает взрослый. Если ребенок не может самостоятельно правильно выполнить нужное движение органами артикуляционного аппарата, ему следует помочь. Сделать это можно шпателем, чистым пальцем или ложечкой, подправив нужным образом губы или язык. Виды артикуляционных упражнений: статические динамические. Статические упражнения – предполагают замирание губ или языка в определенном положении на 10 – 15 секунд. В динамических упражнениях заданиях движение осуществляется на протяжении всего времени выполнения.

Слайд 11

Статические упражнения: Окошко" широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно" Рот приоткрою я немножко, губы сделаю окошком. Зубы рядышком стоят И в окошечко глядят. Заборчик» - улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать под счет до 5-10. Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем... А сейчас раздвинем губы — посчитаем наши зубы.

Слайд 12

Хоботок» - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5-10. В гости к нам пришел слоненок, Удивительный ребенок. На слоненка посмотри, Губки хоботком тяни. «Бублик» - выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы в положении «Забор». Удерживать в таком положении на счет до пяти.

Слайд 13

« Иголочка» -рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед. .

Слайд 14

«Парус» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, поставить его за верхние зубы, крепко прижать. Удерживать под счет до 5-10. Лодочка под парусом По реке плывёт. На прогулку лодочка Малышей зовёт «Лопаточка» или «Блинчик»- улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Утром рано мы встаем, Вкусные блины печем. Ручейком по сковородке Тесто растекается… Посмотри, какой красивый Блинчик получается.

Слайд 15

«Чашечка» - из положения «Лопаточка» поднять язычок вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10. Будешь пить с друзьями чай Ты из чашки новой. Эту чашку показать Ты сейчас пробуй! «Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Под высокою сосной Мы грибок нашли с тобой. Чтобы рос боровичок, Подними вверх язычок.

Слайд 16

Динамические упражнения: "Месим тесто" улыбнуться пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..." покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Слайд 17

Качели» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Таня и Никита сели на веселые качели Опустились вниз качели, а потом наверх взлетели. Вместе с птицами, наверно, улететь они хотели. «Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. Выполнить 5 раз по 10 движений. Ходит мятник в часах: Влево - тик, а вправо – так. Ты сумеешь сделать так: Тик и так, тик и так?

Слайд 18

Слайд 19

Лопатка-иголка

Слайд 20

«Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл». Я - индюк « балды-балда» Разбегайтесь кто куда. «Дятел». Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Дятел на суку сидит, Дятел дерево долбит.

Слайд 21

«Чистим зубки» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону. Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые! «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад. Выполнить 3-4 раза. Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад.

Слайд 22

«Расческа» - улыбнуться, закусить язык зубами и протаскивать язык между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его. Я – весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко – Звук копыт услышишь звонкий. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5-6 раз.

Слайд 23

«Футбол». Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». «Ежик». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг ( правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны.

Слайд 24

«Кошечка» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. « Барабанщики » . Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя «Дд-д» (при горловом Р используем «Т-т-т» ). Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть неподвижна (удерживать рукой), между зубами расстояние приблизительно два пальца ребёнка.

Слайд 25

Слайд 26

Игра "Звук тебе я не скажу, по секрету покажу. Ты его угадай и скорее называй" Цель: узнавание гласных звуков по артикуляции, тренировка внимания.

Слайд 27

Раз - мы песенку запели (бегемотик) Два - уселись на качели (качели) Три - на лошади скакали (лошадка) На четыре - поболтали (индюк) Пять - по зубкам постучали (барабанщик) Шесть - мы в часики играли (часики) Семь - лакали словно кошка (лакает кошечка) Восемь - спела нам гармошка (гармошка) Девять - сделали грибок. (грибок) Десять - ротик на замок. Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки.

Слайд 28

Сказка о веселом язычке с элементами биоэнергопластики (сочетание артикуляционной и мелкой моторики). (Пальцы переплетены между собой), улыбнулся Язычок (упр. "улыбка") и пошел дальше. Солнечным утром проснулся Язычок, потянулся ("потянуть ладони вверх), выглянул в окно (упр. " окошко"). Съел на завтрак 5 блинов (загибать пальцы по одному) и решил отправиться на прогулку. Смотрит, возле дерева Ежик сидит Идет, идет и видит под кустом зайчик (показать 2 пальцами ушки) играет на барабане (упр. "барабанщик"). Весело стало Язычку, достал он свою дудочку (имитация пальцами игры на дудочке) из кармана и стал подыгрывать зайцу. Отправился язычок дальше (имитация ходьбы 2-мя пальцами по столу). Смотрит на поляне стоит лошадка и захотелось язычку покататься (упр. "лошадка"). Вдруг услышал язычок, кто-то мяукает. Посмотрел по сторонам (повороты головы влево - вправо), а это котенок. Погладил его Язычок (плавные движения ладонью сверху вниз). И так он ему понравился, что взял Язычок котенка себе домой. Дома Язычок налил котёнку полную миску молока (ладони сложили как мисочку. А себе молоко налил в чашечку (упр. "чашечка"). Вот и вечер наступил, стал язычок зевать (рот открывать и закрывать). потирать глаза (кулачками слегка потереть закрытые глаза), почистил зубы (упр. "почистим зубы") и улегся спать.

Слайд 29

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. А хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата достигается ежедневным выполнением артикуляционной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

Задачи:- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляцион...

Коррекционно-развивающие игры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, создающих значительные трудности в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, большую помощь учителю-логопеду может оказать использование...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

В данной брошюре даны практические советы практикующего логопеда. На данный момент работаю учителем-дефектологом и большинство моих энергозатрат востребованны немного в других коррекционных направлени...