Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме: «Дикие животные Якутии и их детеныши».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.

ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

  • уточнить знания детей о животных родного края: знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;
  • образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ;
  • подбор слов-антонимов;
  • согласовывать числительные с существительными;
  • упражняться в подборе эпитетов;
  • развивать словарь по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе

по теме: «Дикие животные Якутии и их детеныши».

ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.

ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

  • уточнить знания детей о животных родного края: знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;
  • образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ;
  • подбор слов-антонимов;
  • согласовывать числительные с существительными;
  • упражняться в подборе эпитетов;
  • развивать словарь по данной теме.

ОБОРУДОВАНИЕ: демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных и их частей тела.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Социально-коммуникативное развитие,

Речевое развитие

Речевая деятельность, Игровая деятельность

1.  Организационный момент

—         Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Речевая деятельность, игровая деятельность

2. Беседа по картинкам о диких животных

Логопед выставляет картинки животных.

—Как называются эти животные? (Дикие.) Почему?

а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса — А зовут ее ... (Лиса.)

3. Рассказ логопеда о лисе.

У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. Живет лиса в норе. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк.

  • Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

  • Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.)

4. Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.)

5. Образование сложных прилагательных:

  • У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая)
  • У лисы длинный нос. (Длинноносая)
  • У лисы острые уши. (Остроухая)
  • У лисы короткие усы. (короткоусая)
  • У лисы рыжий хвост. (рыжехвостая)

6. Логопед загадывает загадку:

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

7. Рассказ логопеда о медведе.

У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

8. Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый ...)

9.  Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)

  • Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)
  • Как называется жилище медведя? (Берлога.)

10. Логопед загадывает загадку:

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

11. Рассказ логопеда о волке.

Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая,

густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

—        Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в семье волков. Мама — ... (волчица). Дети — ... (волчата).

12. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

—        У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

—        Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый...)

13. Дидактическая игра «Чье   это?»

14. Логопед загадывает загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

 Он в шубке беленькой зимой,

А в шкурке серой — летом. (Заяц.)

—        Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...)

15. Рассказ логопеда о зайце.

У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

Семья зайца: заяц, зайчиха, зайчонок (зайчата)

16. Дидактическая игра «Скажи наоборот»: 

черный — белый,

смелый — трусливый,

быстрый — медленный,

веселый — грустный,

умный — глупый,

длинный — короткий.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

17. Физкультминутка.

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево – вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Речевая деятельность, игровая деятельность

18. Продолжение беседы о диких животных

Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой.

 Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустра рыжая...)

19. Рассказ логопеда о белке.

Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

20. Большая белка — это мама. Как ее называют? (Бельчиха.), маленькие — это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один(Бельчонок.)

21. Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки ...\

22 . Дидактическая игра «Ч ье   это?»

26. Рассказ логопеда о лосе.

Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

Лось — очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность Изо-деятельность

27. Домашнее задание – Рассказать родителям то, что ты узнал на занятии о диких животных; составить рассказ о любимом диком животном, используя мнемотаблицу. Нарисовать это животное.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог занятия - О чем говорили на занятии, что было интересно? Что нового узнали?

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовые поручения вовремя НОД.

Материал для закрепления.

I.        Уточнить,

  • почему они называются дикими животными,
  • чем питаются,
  •  как передвигаются,
  • где живут.
  • Знать названия детенышей, семью.
  • Подобрать эпитеты к каждому животному.
  • Составить рассказ о любом животном.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: волк — волки — волков и т.д.

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: белка — белочка и т.д.

3.        Образование сложных прилагательных.

Например:

  • У лисы длинный хвост. Какая лиса? — Длиннохвостая.
  • У зайца короткий хвост — ...
  • тонкие лапы — ... ,
  • короткие лапы — ... ,
  • толстые лапы — ... ,
  • длинные уши — ... ,
  • острые уши — ... ,
  • короткие усы — ....

4.        Образование притяжательных прилагательных.

Например:

Нора лисы. Чья нора? — Лисья.

Берлога медведя. — ...

Дупло белки. — ...

Логово волка. — ...

Морда лисы. — ...

Хвост зайца. — ...

  1. Образование существительных с помощью суффикса –ищ


Например:

нос — носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы)

  1. Подбор слов-антонимов.

Например:

У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост.

У медведя толстые лапы, а у лисы ... и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

  1. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме: "Детский сад"

В приложенном файле представлен конспект (технологическая карта) НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня в старшей логопедической группе. В конспекты прописа...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме: "Транспорт"

В приложенном файле представлен конспект (технологическая карта) НОД по логопедии (фронтальное занятие) по совершенствованию ЛГСР в старшей логогруппе у детей с ОНР 3 уровня по теме: Транспорт....

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...