Родители – главные помощники в обучении и воспитании детей с ТНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Родители – главные помощники в обучении и воспитании детей с ТНР

 

Ганиулина Е.Г., учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74

 

    Семья – это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Это такое место, где тебя любят, где безопасно и комфортно. Роль семьи в обществе не сравнимо по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладения им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой.

    Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.  Вот почему главные усилия всего педагогического коллектива должны быть направлены на:

- улучшение семейного микроклимата;

-формирование положительных взаимоотношений в семье;

-повышение педагогической культуры родителей, путем их активного просвещения.

   Семья и детский сад - это те два места, в которые попадает ребенок сразу и в первые годы поле рождения.

   Дошкольный возраст – важнейший этап в жизни ребенка. В этом возрасте ребенок входит в этот огромный, прекрасный и удивительный мир. И очень важно, кто окажется рядом с ребенком в этот период, станет для него тем самым значимым взрослым.

    На базе нашего детского сада, было проведено анкетирование родителей по выявлению приоритетов социальных запросов родителей к результатам воспитания и образования в ДОУ. Выяснилось, что на первом месте по значимости для родителей стояла предшкольная подготовка, на втором- физическое развитие, на третьем – умственное развитие, на четвертом- развитие творческих способностей, пятом – развитие социально-коммуникативных навыков, и на самом последнем, шестом месте, среди приоритетов воспитания занимало духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

    Мир меняется каждый день. Родителям буквально не хватает времени для живого общения с детьми. Как в этих условиях научить ребенка отличать «хорошее» от «плохого?». Здесь на помощь семьям и приходят детские сады. Педагоги просто обязаны помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей, являются объективным примером для подражания. В свою очередь, дошкольное учреждение является также уникальной площадкой для социализации, формирования нравственных чувств ребенка, его практического нравственного опыта, приобретаемого в общении с другими людьми.

Формы работы с родителями, воспитывающих детей

с нарушениями речи:

Индивидуальные:

  • Беседы. Важнейший принцип проведения — двусторонняя активность беседующих. Учитель-ло­гопед, воспитатель, педагог-психолог придают беседе целенаправленность, задают тон. Наша задача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.
  • Анкетирование. Позволяет выявить уровень наблюдательности родителей, адекватность позиции по отношению к ребенку и его речевому дефекту, преобладающие формы общения ребенка со взрослыми и др.
  • Посещение родителями занятий в детском саду: в ходе посещения занятий раскрывается методика по какому-либо разделу работы.
  • Подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные дни: при встрече с родителями ребенка уточняется характер заданий для каждого ребенка с учетом его возможностей. Родители получают советы, как связать усвоение материала ребенком с использованием различных бытовых ситуаций, привлечь игровые приемы, использовать другие виды деятельности.

 

Коллективные:

  • Родительские собрания: родителей знакомят с содержанием работы детского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушивают отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета.
  • «Круглые столы» обсуждаются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.
  • Консультации. На общих консультациях обсуждаются интересующее родителей проблемы охраны здоровья детей, вопросы по развитию речи ребенка и др. Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов должны носить конкретный характер, быть доступными для родителей, сопровождаться демонстрацией примеров. Тематика: «Работа по развитию речи в семье», «Ознакомление детей с природой» и т.д.
  • Конференции. Проводятся 1-2 раза год. Их подготавливают администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. Здесь родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям (воспитание трудолюбия, развитие речи). На родительских конференциях создается теплая, дружеская обстановка, формируется единый коллектив родителей и педагогов.
  • Дни открытых дверей: родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия, понаблюдать за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретится и побеседовать с педагогами. Такие посещения, наблюдения за детьми позволяют родителям составит представление об обстановке в детском саду, стиле и методах педагогической работы с детьми. Нередко посещения дошкольного учреждения в день открытых дверей позволяет родителям утвердиться в своем желании воспитывать ребенка в специальном дошкольном учреждении, а в некоторых случаях – наоборот, мобилизовать свои силы и организовать воспитание и обучение ребенка в семье.

 

Наглядно-информационные:

  • Выставка детских работ, оформление информационных стендов производят на родителей положительное впечатление, а советы воспитателя в связи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. При обсуждении работы ребенка важно показать продвижение ребенка, сравнить ее с предыдущими рисунками или подделками, которые хранятся в группе.
  • Проведение утренников, праздников в детском саду также производят на родителей положительное впечатление, т. к. они видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления.
  • Выставки новой педагогической и научно-популярной литературы отечественных и зарубежных издательств.
  • В уголках для родителей содержится полезная для них информация. Это позволяет родителям владеть точными сведениями о жизни детей в саду. Как правило, здесь содержатся педагогические рекомендации по различным направлениям воспитания, подготовленные педагогами группы или представленные в виде материалов статей из журналов, газет.

В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.

    Мы считаем, что родители нужны нам! Они важные помощники в воспитании и обучении детей.

    Детский сад - семья. Это место, где ребенка любят и ждут, чтобы общаться, дружить, узнавать что-то новое. Так должно быть в хорошем детском саду. А мы, педагоги и родители, в ответе за это перед будущим нашей страны – сегодняшними детьми.

 

Литература:

  1. Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы/ Л. С. Вакуленко. - Спб. : ООО «Детство-пресс», 2012 - 176с.
  2. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛИ – ГЛАВНЫЕ ПОМОШНИКИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ТНР

Ганиулина Е.Г., учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74

    Семья – это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Это такое место, где тебя любят, где безопасно и комфортно. Роль семьи в обществе не сравнимо по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладения им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой.

    Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.  Вот почему главные усилия всего педагогического коллектива должны быть направлены на:

- улучшение семейного микроклимата;

-формирование положительных взаимоотношений в семье;

-повышение педагогической культуры родителей, путем их активного просвещения.

   Семья и детский сад - это те два места, в которые попадает ребенок сразу и в первые годы поле рождения.

   Дошкольный возраст – важнейший этап в жизни ребенка. В этом возрасте ребенок входит в этот огромный, прекрасный и удивительный мир. И очень важно, кто окажется рядом с ребенком в этот период, станет для него тем самым значимым взрослым.

    На базе нашего детского сада, было проведено анкетирование родителей по выявлению приоритетов социальных запросов родителей к результатам воспитания и образования в ДОУ. Выяснилось, что на первом месте по значимости для родителей стояла предшкольная подготовка, на втором- физическое развитие, на третьем – умственное развитие, на четвертом- развитие творческих способностей, пятом – развитие социально-коммуникативных навыков, и на самом последнем, шестом месте, среди приоритетов воспитания занимало духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

    Мир меняется каждый день. Родителям буквально не хватает времени для живого общения с детьми. Как в этих условиях научить ребенка отличать «хорошее» от «плохого?». Здесь на помощь семьям и приходят детские сады. Педагоги просто обязаны помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей, являются объективным примером для подражания. В свою очередь, дошкольное учреждение является также уникальной площадкой для социализации, формирования нравственных чувств ребенка, его практического нравственного опыта, приобретаемого в общении с другими людьми.

Формы работы с родителями, воспитывающих детей

с нарушениями речи:

Индивидуальные:

  • Беседы. Важнейший принцип проведения — двусторонняя активность беседующих. Учитель-ло­гопед, воспитатель, педагог-психолог придают беседе целенаправленность, задают тон. Наша задача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.
  • Анкетирование. Позволяет выявить уровень наблюдательности родителей, адекватность позиции по отношению к ребенку и его речевому дефекту, преобладающие формы общения ребенка со взрослыми и др.
  • Посещение родителями занятий в детском саду: в ходе посещения занятий раскрывается методика по какому-либо разделу работы.
  • Подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные дни: при встрече с родителями ребенка уточняется характер заданий для каждого ребенка с учетом его возможностей. Родители получают советы, как связать усвоение материала ребенком с использованием различных бытовых ситуаций, привлечь игровые приемы, использовать другие виды деятельности.

Коллективные:

  • Родительские собрания: родителей знакомят с содержанием работы детского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушивают отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета.
  • «Круглые столы» обсуждаются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.
  • Консультации. На общих консультациях обсуждаются интересующее родителей проблемы охраны здоровья детей, вопросы по развитию речи ребенка и др. Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов должны носить конкретный характер, быть доступными для родителей, сопровождаться демонстрацией примеров. Тематика: «Работа по развитию речи в семье», «Ознакомление детей с природой» и т.д.
  • Конференции. Проводятся 1-2 раза год. Их подготавливают администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. Здесь родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям (воспитание трудолюбия, развитие речи). На родительских конференциях создается теплая, дружеская обстановка, формируется единый коллектив родителей и педагогов.
  • Дни открытых дверей: родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия, понаблюдать за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретится и побеседовать с педагогами. Такие посещения, наблюдения за детьми позволяют родителям составит представление об обстановке в детском саду, стиле и методах педагогической работы с детьми. Нередко посещения дошкольного учреждения в день открытых дверей позволяет родителям утвердиться в своем желании воспитывать ребенка в специальном дошкольном учреждении, а в некоторых случаях – наоборот, мобилизовать свои силы и организовать воспитание и обучение ребенка в семье.

Наглядно-информационные:

  • Выставка детских работ, оформление информационных стендов производят на родителей положительное впечатление, а советы воспитателя в связи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. При обсуждении работы ребенка важно показать продвижение ребенка, сравнить ее с предыдущими рисунками или подделками, которые хранятся в группе.
  • Проведение утренников, праздников в детском саду также производят на родителей положительное впечатление, т. к. они видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления.
  • Выставки новой педагогической и научно-популярной литературы отечественных и зарубежных издательств.
  • В уголках для родителей содержится полезная для них информация. Это позволяет родителям владеть точными сведениями о жизни детей в саду. Как правило, здесь содержатся педагогические рекомендации по различным направлениям воспитания, подготовленные педагогами группы или представленные в виде материалов статей из журналов, газет.

В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.

    Мы считаем, что родители нужны нам! Они важные помощники в воспитании и обучении детей.

    Детский сад - семья. Это место, где ребенка любят и ждут, чтобы общаться, дружить, узнавать что-то новое. Так должно быть в хорошем детском саду. А мы, педагоги и родители, в ответе за это перед будущим нашей страны – сегодняшними детьми.

Литература:

  1. Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы/ Л. С. Вакуленко. - Спб. : ООО «Детство-пресс», 2012 - 176с.
  2. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.

 



Предварительный просмотр:

Родители – главные помощники в обучении и воспитании детей с ТНР

Ганиулина Е.Г., учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74

    Семья – это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Это такое место, где тебя любят, где безопасно и комфортно. Роль семьи в обществе не сравнимо по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладения им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой.

    Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.  Вот почему главные усилия всего педагогического коллектива должны быть направлены на:

- улучшение семейного микроклимата;

-формирование положительных взаимоотношений в семье;

-повышение педагогической культуры родителей, путем их активного просвещения.

   Семья и детский сад - это те два места, в которые попадает ребенок сразу и в первые годы поле рождения.

   Дошкольный возраст – важнейший этап в жизни ребенка. В этом возрасте ребенок входит в этот огромный, прекрасный и удивительный мир. И очень важно, кто окажется рядом с ребенком в этот период, станет для него тем самым значимым взрослым.

    На базе нашего детского сада, было проведено анкетирование родителей по выявлению приоритетов социальных запросов родителей к результатам воспитания и образования в ДОУ. Выяснилось, что на первом месте по значимости для родителей стояла предшкольная подготовка, на втором- физическое развитие, на третьем – умственное развитие, на четвертом- развитие творческих способностей, пятом – развитие социально-коммуникативных навыков, и на самом последнем, шестом месте, среди приоритетов воспитания занимало духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

    Мир меняется каждый день. Родителям буквально не хватает времени для живого общения с детьми. Как в этих условиях научить ребенка отличать «хорошее» от «плохого?». Здесь на помощь семьям и приходят детские сады. Педагоги просто обязаны помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей, являются объективным примером для подражания. В свою очередь, дошкольное учреждение является также уникальной площадкой для социализации, формирования нравственных чувств ребенка, его практического нравственного опыта, приобретаемого в общении с другими людьми.

Формы работы с родителями, воспитывающих детей

с нарушениями речи:

Индивидуальные:

  • Беседы. Важнейший принцип проведения — двусторонняя активность беседующих. Учитель-ло­гопед, воспитатель, педагог-психолог придают беседе целенаправленность, задают тон. Наша задача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.
  • Анкетирование. Позволяет выявить уровень наблюдательности родителей, адекватность позиции по отношению к ребенку и его речевому дефекту, преобладающие формы общения ребенка со взрослыми и др.
  • Посещение родителями занятий в детском саду: в ходе посещения занятий раскрывается методика по какому-либо разделу работы.
  • Подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные дни: при встрече с родителями ребенка уточняется характер заданий для каждого ребенка с учетом его возможностей. Родители получают советы, как связать усвоение материала ребенком с использованием различных бытовых ситуаций, привлечь игровые приемы, использовать другие виды деятельности.

Коллективные:

  • Родительские собрания: родителей знакомят с содержанием работы детского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушивают отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета.
  • «Круглые столы» обсуждаются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.
  • Консультации. На общих консультациях обсуждаются интересующее родителей проблемы охраны здоровья детей, вопросы по развитию речи ребенка и др. Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов должны носить конкретный характер, быть доступными для родителей, сопровождаться демонстрацией примеров. Тематика: «Работа по развитию речи в семье», «Ознакомление детей с природой» и т.д.
  • Конференции. Проводятся 1-2 раза год. Их подготавливают администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. Здесь родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям (воспитание трудолюбия, развитие речи). На родительских конференциях создается теплая, дружеская обстановка, формируется единый коллектив родителей и педагогов.
  • Дни открытых дверей: родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия, понаблюдать за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретится и побеседовать с педагогами. Такие посещения, наблюдения за детьми позволяют родителям составит представление об обстановке в детском саду, стиле и методах педагогической работы с детьми. Нередко посещения дошкольного учреждения в день открытых дверей позволяет родителям утвердиться в своем желании воспитывать ребенка в специальном дошкольном учреждении, а в некоторых случаях – наоборот, мобилизовать свои силы и организовать воспитание и обучение ребенка в семье.

Наглядно-информационные:

  • Выставка детских работ, оформление информационных стендов производят на родителей положительное впечатление, а советы воспитателя в связи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. При обсуждении работы ребенка важно показать продвижение ребенка, сравнить ее с предыдущими рисунками или подделками, которые хранятся в группе.
  • Проведение утренников, праздников в детском саду также производят на родителей положительное впечатление, т. к. они видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления.
  • Выставки новой педагогической и научно-популярной литературы отечественных и зарубежных издательств.
  • В уголках для родителей содержится полезная для них информация. Это позволяет родителям владеть точными сведениями о жизни детей в саду. Как правило, здесь содержатся педагогические рекомендации по различным направлениям воспитания, подготовленные педагогами группы или представленные в виде материалов статей из журналов, газет.

В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.

    Мы считаем, что родители нужны нам! Они важные помощники в воспитании и обучении детей.

    Детский сад - семья. Это место, где ребенка любят и ждут, чтобы общаться, дружить, узнавать что-то новое. Так должно быть в хорошем детском саду. А мы, педагоги и родители, в ответе за это перед будущим нашей страны – сегодняшними детьми.

Литература:

  1. Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы/ Л. С. Вакуленко. - Спб. : ООО «Детство-пресс», 2012 - 176с.
  2. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Родители - главные помощники логопеда!"

Консультация предназначена для родителей дошкольников с нарушениями речи....

Консультация для родителей на тему: "Родители – главные помощники"

Ваш ребенок начал заниматься с логопедом. Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок и так занимается с логопедом?» Нужно помнить, что нарушения речи отражаю...

Родительское собрание «Игра – лучший помощник в обучении и воспитании детей»

Конспект родительского собрания в старшей группе «Игра – лучший помощник в обучении и воспитании детей»...

Статья "Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей: главный секрет успеха в вопросах воспитания детей дошкольного возраста"

Из опыта работы воспитателя детского сада. В котором представлены наиболее удачные пути взаимодействия с родителями детей, способы повышения мотивации к совместному творчеству с детьми, жизни детского...

Консультация для родителей "Родители- главные помощники логопеда"

В материале изложены рекомендации позакреплению полученных навыков в домашних условиях...

Опыт организации различных форм оказания консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей

В работе с детьми ОВЗ возникает необходимость поиска единых основ взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога для согласованности проводимых ими мероприятий. Представлени...