Родительское собрание «Игра – лучший помощник в обучении и воспитании детей»
консультация (старшая группа)

Ковырдюлина Александра Викторовна

Конспект родительского собрания в старшей группе «Игра – лучший помощник в обучении и воспитании детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_luchshiy_pomoshchnik_v_obuchenii_i_vospitanii_detey.docx34.37 КБ
Файл pamyatka.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в старшей группе

Воспитатель: Ковырдюлина А.В.

Тема: «Игра – лучший помощник в обучении и воспитании детей»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

Познакомить родителей с особенностями игры детей старшего дошкольного возраста.

Расширить представления родителей об играх, которые помогают развивать память, внимание, мышление, произвольность в домашних условиях.

Научить родителей играть с ребёнком, видеть его успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в собственном темпе.

Формы организации: встреча-тренинг.

Материалы и оборудование: мяч, шкатулка, мешочек, набор фруктов и овощей, листочки, ручки, памятки, цветные кружки, доска рефлексии, ИКТ.

Структура:

I. Вводная часть.

а) дети читают стихи по теме собрания;

б) доклад «Роль игры в развитии и воспитании ребёнка»;

в) быстрое анкетирование.

II. Основная часть.

а) игра «Веселая компания»;

б) дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

в) словесная игра на развитие памяти «Повтори»;

г) игры с предметами на развитие внимания: «Что пропало?», «Что изменилось?»;

д) игра на развитие произвольности «Поручение»;

е) игра «Что лишнее?»;

ж) игра «Скажи наоборот»;

з) математическая игра «Назови соседей»;

и) дидактическая игра «Занимательная математика»;

к) игра «Охота на звуки»;

л) дыхательное упражнение «Сдуй карандаш».

III. Заключительная часть.

а) заключительное слово;

б) вопросы о разном.

Ход собрания:

I. Вводная часть.

Вступительная часть.

В. - Добрый день, уважаемые родители! Спасибо, что пришли на родительское собрание. Сегодня, оно пройдет в необычной форме.

Послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем сегодня пойдет речь на собрании.

Ребенок 1:

Играть мы любим очень –

Вы знаете, друзья!

Без игры прожить ребенку

Никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем –

Сегодня новый век.

Без знаний и учебы

Нет шансов на успех!

Ребенок 2:

Нам тесты предлагают

И все хотят понять:

Чего нам не хватает,

Ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь

Спокойно поиграть

В семью, в солдаты, в шашки,

Вприпрыжку поскакать.

Ребенок 3:

И куклы засиделись,

Все ждут и ждут детей,

А мы же ожидаем

Хороших новостей:

Что снова поиграем

В компании друзей!

Ребенок 4:

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!

В. - И действительно в наше время возникает проблема, что дети всё чаще играют одни. В планшеты, телефоны, компьютеры или просто смотрят мультики без ограничения во времени. Дети стали реже гулять, и больше находиться дома.

Понимая важность данного вопроса, мы организовали эту встречу, чтобы помочь Вам научиться играть вместе со своим ребенком, воспитывая через детскую игру качества, необходимые ему в дальнейшей жизни, в обучении и в общении.

Доклад «Роль игры в развитии и воспитании ребёнка».

Сегодня мы поговорим с Вами, уважаемые родители, о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребёнку? (Ответы родителей.) Игра – дело серьёзное. «Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет…» Эта мысль принадлежит Антону Семёновичу Макаренко, замечательному педагогу, который подчёркивал огромное значение детской игры. Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра – это всегда интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра – это способ познания окружающего мира. В игре дети растут и взрослеют.

Вызывает тревогу стремление некоторых родителей, подготавливая ребёнка к школе, занять всё свободное место сына или дочери чтением, письмом, не оставляя времени на игру. Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение.

А ведь с помощью игры эффективнее идёт обучение. Она и средство диагностики психического состояния и личностного развития ребёнка, и метод коррекции дефектов и недостатков, и школа морали в действии.

Для детей игра – это труд, требующих настоящих усилий, настоящих человеческих качеств и свойств. Ребята преодолевают в игре серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум, закрепляя полезные умения и привычки. Чтобы играть вместе каждому приходиться уважать мнение другого, прислушиваться к советам, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, наглядно-образное мышление, речь и воображение. Давно доказано, что дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

Также игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.

Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

Вопросы для обсуждения:

Чему обучается ребёнок в игре? В чём состоит воспитательное значение игр? (Ответы родителей.)

Обобщение:Ребёнок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. Учится делать выбор. У него формируются начала коллективизма. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни; позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

В. - А сейчас мы Вам предлагаем ответить на ряд вопросов. Это анкетирование пройдёт в форме игры с мячом. Но есть условие: отвечайте быстро. Итак, начинаем.

  1. В какую игру недавно играли с ребёнком?
  2. Если ребёнок попросит поиграть с ним, Ваши действия?
  3. В какие игры чаще всего играет Ваш ребёнок?
  4. При выборе новой игрушки, что учитываете, чем руководствуетесь?
  5. В какие игры играли Вы в детстве, рассказываете ли ребёнку?
  6. Если сломалась игрушка, как Вы поступаете в таких случаях?
  7. Где играет Ваш ребёнок дома? Какие условия созданы?
  8. Какие любимые игрушки у Вашего ребёнка?
  9. Кто чаще играет с ребёнком: мама или папа?

В. - Спасибо. Проанализировав ответы, можно сказать, что чаще играют с детьми мамы, хотя времени не всегда хватает. Развивающими играми дети практически не играют, предпочитают сюжетные современные игрушки. А ведь через год наши дети пойдут в первый класс. И обязательной процедурой является диагностика готовности детей к школе, во время которой психолог определяет уровень развития мышления, внимания, памяти (зрительной, слуховой) и произвольность. Над этим необходимо работать, поэтому мы бы хотели продемонстрировать Вам наглядно несколько игр, которые Вы можете использовать в свободное время для игры с ребёнком.

II. Основная часть.

Практическая часть.

В.- Забудьте на время о том, что Вы взрослые, станьте детьми, и мы с Вами поиграем. Вы готовы? Начинаем.

Для начала предлагаем Вам немного подвигаться и поиграть в игру, в которую мы с ребятами играем на математике, «Веселая компания». Правила такие: все игроки двигаются по залу в любом направлении. По сигналу ведущего нужно собраться в группу с определенным количеством человек. Например, ведущий говорит: «Соберитесь по трое», все должны встать в группы по 3 человека. Задание понятно? Тогда начинаем.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».

Цель: Закреплять умение правильно называть овощи и предметы, лежащие в мешочке, описывать их цвет, форму. Учить детей чётко проговаривать слова.

Словесная игра на развитие памяти «Повтори».

Ход игры: Называете ребёнку 5-6 слов, не связанных между собой, ребёнок должен их повторить.

Игры с предметами на развитие внимания: «Что пропало?», «Что изменилось?».

Ход игры: Перед ребёнком выкладываете несколько предметов, просите его запомнить, затем убираете один или меняете местами два предмета. Ребёнку необходимо заметить, что исчезло или что изменилось.

Игра на развитие произвольности «Поручение».

Ход игры: Ребёнку даются поручения. Например: подойди к столу и подпрыгни 5 раз.

Игра «Что лишнее?».

Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие мышления, умения анализировать и обобщать.

Ход игры: На экране родители находят лишний рисунок и объясняют, почему он лишний.

В. - Печатные варианты этой игры продаются в магазинах, также встречаются во многих книгах для подготовки детей к школе.

Вы также можете просто предлагать ребёнку определять лишнее слово на слух. Например: «Какое слово лишнее? Тюльпан, роза, одуванчик, берёза». Этот вариант значительно труднее, так как для дошкольников естественно опираться на наглядный материал. При объяснении того, что здесь лишнее, ребёнок должен выделять существенные признаки.

Игра «Скажи наоборот».

Цель: расширять словарь антонимов.

Ход игры: Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Можно предложить следующую инструкцию: «Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот – светло».

Математическая игра «Назови соседей».

Ход игры: Ребенку необходимо назвать соседей числа.

Дидактическая игра «Занимательная математика».

Ход игры:

- Наступил декабрь, сначала распустились две ромашки, а потом еще одна. Сколько всего цветов распустилось?

- Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

- У мамы есть дочка Даша, сынок Саша, собачка Жучка, кошка Мурка. Сколько всего детей у мамы?

- Пять братьев, у всех одно имя, годами равные, ростом разные.

Игра «Охота на звуки».

Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие внимания, сформировать умения делать звуковой анализ слова.

Ход игры: Участникам раздают листочки, на которых за 1 минуту нужно записать как можно больше названий предметов, начинающихся на заданный звук. Затем родители сравнивают свои записи.

В конце игры воспитатель объясняет родителям, что детям можно предложить такую игру: не записывая, называть слова. При этом задания могут меняться: «Назови слова, у которых в середине звук…», «Назови слова, заканчивающиеся на звук …». Можно «поохотиться» на разные слова – «сладкие», «пушистые» и многие другие.

В. - Мы уже говорили о том, что у мам катастрофически не хватает времени заниматься с ребёнком. Мамы много времени проводят на кухне. А почему бы не поиграть с ребёнком на кухне, занимаясь своими делами? Так чем же можно занять ребёнка на кухне? Давайте поиграем ещё в одну игру. Пока звучит музыка, Вы передаете шкатулку друг другу по кругу. Как только  музыка остановится, Вам предлагается вытянуть из шкатулки записку и дать ответ на вопрос: как можно использовать в играх с детьми то, что написано в записке? Желающие могут дополнить ответ.

  1. Яичная скорлупа.
  2. Тесто.
  3. Макаронные изделия.
  4. Манка.
  5. Фасоль.
  6. Одноразовые стаканчики.
  7. Мелкие крупы.
  8. Сухие завтраки-колечки. (Родители дают ответы).

Дыхательное упражнение «Сдуй карандаш».

Цель: развитие речевого дыхания.

Ход игры: на середину стола кладется карандаш. Играют двое. Задача играющих сдуть карандаш на сторону соперника.

III. Заключительная часть.

Заключительное слово.

Уважаемые родители! Наше родительское собрание подошло к концу. Пусть наши дети будут здоровыми, счастливыми и веселыми. Играйте дома с детьми круглый год, ведь время проходит быстро, и вы совсем не заметите, как ваши дети сами станут взрослыми и благодаря вам, будут играть вместе со своими детьми.

Итог. Решения родительского собрания:

1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать игровые вечера, а в выходные дни включать и подвижные игры.

2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.

3. Принимать активное участие в жизни детского сада.

В конце собрания раздать родителям памятки.

Вручение благодарственных писем за активное участие в жизни группы.

Решение вопросов из категории «Разное».

Рефлексия.

Мы хотели бы узнать Ваше мнение о собрании. При выходе из зала наклейте, пожалуйста, цветной кружок под надписью, соответствующей Вашей оценке: «Узнал новое», «Было интересно», «Зря потерял время».

Также просим Вас заполнить небольшие анкеты для оценки педагогического процесса в нашей группе.



Предварительный просмотр:

Памятка «Мам, давай поиграем! или Не прогоняйте ребенка из кухни»

(НО, помните о технике безопасности!)

Игра «Вкусные слова». Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «растительные», «вареные» слова.

Игра «Охота на слова». Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Укроп, свекла, картошка и т.д.). На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.

Игра «Помощники». Как можно одним словом назвать прибор, который готовит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?

Игра «Готовим сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок …(яблочный), из груш – … (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из …». Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из …(моркови), редечный - из…»

Игра «Покупки». Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:

*В каких из этих предметов «живет» звук "Р"? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каРРРтошке или в капусте? В яблоках или пеРРРсиках? В аРРРбузе или дыне? В луке или огуРРРцах ?

*В каких словах есть звук «Л»? (тареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрюЛя, поЛовник).

*Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить.

*Что для тебя здесь самое вкусное?

*Что самое тяжелое (легкое), твердое (мягкое), гладкое (шероховатое)?

Игра «Раскладываем и пересчитываем». Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов. Предлагайте: «Посчитай столько-то ложек и вилок (по количеству членов семьи) и разложи их на столе с правой стороны от тарелок, а с левой клади салфетки».

Игра «Охотимся на цифры и буквы». Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?

А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?

Игра «Придумывалки». Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про… старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».

Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания с использованием интерактивной доски "Духовно-нравственное воспитание детей 5-6 лет"

Родительское собрание было проведено с использованием интерактивной доски Elit Panaboard Book "Духовно-нравственное воспитание детей 5-6 лет"...

Родительское собрание на тему:"Русское народное творчество в воспитании детей".

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...

Родительское собрание отцов на тему: «Роль отца в воспитании детей»

Родительское собрание отцов натему: «Роль отца в воспитании детей»...

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Цели:Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....

Родительское собрание "Семья и её роль в патриотическом воспитании детей"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день одна из наиболее актуальных. Стоит отметить, когда речь идёт о формировании основ патриотизма в старшем дошкольном возра...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».В.А. СухомлинскийТруд детей в детском саду мно...

Родители – главные помощники в обучении и воспитании детей с ТНР

Родители – главные помощники в обучении и воспитании детей с ТНР Ганиулина Е.Г., учитель-логопедМБДОУ г. Иркутска детский сад № 74      Семья – это социально санкц...