Коррекция фонетико-фонематического нарушения речи у дошкольников
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Чмыхова Ольга Борисовна

Материал для родителей дошкольников рассказывает о структуре фонетико-фонематического недоразвития речи у детей и путях его преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_o_ffnr_u_doshkolnikov.docx13.77 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи

у детей дошкольного возраста

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) -нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (у детей с нормальным слухом и интеллектом).

Согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений ФФНР относится к нарушениям средств общения (наряду с общим недоразвитием речи).

Преодоление ФФНР у дошкольников достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Коррекционная работа включает следующие направления:

·                   формирование произносительных навыков;

·                   развитие фонематического восприятия;

·                   развитие навыков звукового анализа и синтеза;

·                   обогащение активного словаря в процессе ознакомления с

 окружающим и т.д.

Этап формирования произносительных навыков предполагает:

·                   развитие артикуляционной моторики;

·                   постановку звуков;

·                   автоматизацию звуков в отражённой, сопряжённой, самостоятельной

речи по схеме: слог – слово – словосочетание – чистоговорка( слоги +

 слово) – фраза – чистоговорка (слоги + фраза) – скороговорка –

стихотворение – пересказ –диалог, рассказ (самостоятельная речь).

         Этап развития фонематического восприятия предполагает формированиеследующих умений и навыков:

·                   выделение звуков из ряда других звуков;

·                   дифференциация звуков (речевые – неречевые; гласные – согласные,

 твердые – мягкие согласные, глухие – звонкие согласные);

·                   звуко-буквенный анализ и синтез в процессе обучения грамоте:

знакомство и узнавание букв, определение позиции звука, буквы в

звукосочетании, буквосочетании, слоге, слове;

·                   развитие слоговой структуры слова.

Применяются методы коррекции (игра – основной метод):

·                   практические (игровые подражательно-исполнительные упражнения,

конструирование, моделирование);

·                   наглядные (наблюдение, воспроизведение);

·                   словесные (рассказ, пояснения).

На занятиях могут активно использоваться тренажёр для по обучению чтению, счёту, письму, формированию навыков пространственной ориентировки в конструировании «Умные кубики», звуко-слоговые линейки, звуковые схемы, цветовые фишки-символы, магнитные буквы, буквы-картинки, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый игротренинг, кинезоупражнения с речевым сопровождением, пластилин, глина, природный материал для конструирования букв, развития мелкой моторики, тактильных ощущений и т.д.

Примеры игровых упражнений:

«Будь внимателен, поймай звук»

«Где звук спрятался?» (в начале, середине, конце слова)

«Назови первый (последний) звук своего имени (фамилии)»

«Поймай звук»

«Исправь ошибку в   слове»

«Слово рассыпалось»

«Буква заблудилась»

«Скажи медленно по звукам»

«Подружи звуки»

 «Собери звуки в слово»

«Испорченный телефон»

 «Телеграф»

 «Прохлопай, прошагай, прощёлкай слово»

«Какой звук спрятался во всех словах?»

«Какое слово лишнее?»

«Подружи буквы»

«Найди место звука в слове»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Л-ЛЬ» Конспект занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.

Конспект  занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.   Тема: Автоматизация звуков [л, ль] в прямых слогах и словах. Цель: Закреплять правильное произношени...

Речевые игры, как средство коррекции и профилактики нарушений речи у дошкольников

Наряду со многими факторами, которые не позволяют ребенку должным образом овладеть речью, являются социально-бытовые условия (педагогическая запущенность, т. е. те самые факторы, на которые нам следуе...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...

«Речевые игры как средство коррекции и профилактики нарушений речи у дошкольников»

Хорошая, правильная речь – важное условие  развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать  ему свои мысли. Но речь ребёнка не является врождён...