«Л-ЛЬ» Конспект занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект  занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи. 
 

 

Тема: Автоматизация звуков [л, ль] в прямых слогах и словах. 
Цель: Закреплять правильное произношение звуков [л, ль]
Задачи: Коррекционно-образовательные 
1. Совершенствовать навык произнесения звуков [л, ль]
2. Развивать речевую моторику: совершенствование плавного выдоха и направления воздушной струи. 
3. Закреплять правильный артикуляционный уклад органов речи при произнесении звука. 
4. Развивать фонематические процессы: слуховое восприятие, внимание, память. 
5. Развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление).
Воспитательные: 
1 Воспитание интереса к учебному процессу. 
2 Воспитание усидчивости и внимания. 
3 Воспитание умения действовать по инструкции. 

Категория участников: дети подготовительной к школе группы

Оборудование:  Дидактическая игра «Ритмическое путешествие», «Автоматизация звука», мольберты 2 шт., картинки с предметами, в названии которых есть звуки [л, ль], символы обозначения для характеристики звуков, картинки: весло, мыло, лопата, метла, иголка, полотенце, лом, пила, ложки, вилка, стол, стул.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

города Ялуторовска «Детский сад №6»

«Л-ЛЬ»

Конспект занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи. 

Автор: Чугина Елена Александровна

Учитель-логопед, первая категория

 

Ялуторовск

Конспект  занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи. 

Тема: Автоматизация звуков [л, ль] в прямых слогах и словах. 
Цель: Закреплять правильное произношение звуков [л, ль]
Задачи: Коррекционно-образовательные 
1. Совершенствовать навык произнесения звуков [л, ль]
2. Развивать речевую моторику: совершенствование плавного выдоха и направления воздушной струи. 
3. Закреплять правильный артикуляционный уклад органов речи при произнесении звука. 
4. Развивать фонематические процессы: слуховое восприятие, внимание, память. 
5. Развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление). 
Воспитательные: 
1 Воспитание интереса к учебному процессу. 
2 Воспитание усидчивости и внимания. 
3 Воспитание умения действовать по инструкции. 


Категория участников: дети подготовительной к школе группы

Оборудование:  Дидактическая игра «Ритмическое путешествие», «Автоматизация звука», мольберты 2 шт., картинки с предметами, в названии которых есть звуки [л, ль], символы обозначения для характеристики звуков, картинки: весло, мыло, лопата, метла, иголка, полотенце, лом, пила, ложки, вилка, стол, стул.


ХОД ЗАНЯТИЯ 
1. Организационный момент. 

1). Ребята, отгадайте загадку.

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой.

Хвост пушистый и большой,

На увертки мастерица,

А зовут ее…(лисица)

 Показ картинки. 
- Какой первый звук в слове лисица? (ль). 
- Расскажите нашей гостье, как правильно должны работать наши помощники – губы, зубы, язык и воздух. (Губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит внизу за зубами, воздух идет теплый посередине язычка). 
2). КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ для закрепления звука: 
Упражнения: "Трубочка”, ” Улыбка”, "Часики”, ” Змейка”, "Лошадка”. 
3). Ребята, я предлагаю всем встать в круг.  Вокруг себя повернись и в цветочек превратись. Присаживайтесь на ковер, как вам удобно и выполним массаж лица.

Вы не дети, а цветы,

Небывалой красоты!

Все вас ценят, все вас любят –

Насекомые и люди.

Любят и животные…

Особенно голодные.

Слова

Действия

Неуклюжие жуки топчут наши лепестки

Постукивание по лицу подушечками пальцев

А прожорливые мошки объедают понемножку

Пощипывание

Мухи возле нас снуют, больно крылышками бьют

Похлопывание

Паутиной как веревкой нас паук опутал ловко

Проведение пальчиками вертикальных и горизонтальных линий по лицу

Вот как нас обидели разные вредители,

Но хозяюшка - пчела вредных мошек прогнала

Поглаживание

И за это пчелке в дар отдадим мы свой нектар

Подуть на раскрытые ладошки



2. Сообщение темы занятия. Основная часть. 
Цель: развивать навык произнесения звука [л, ль] в  слогах и в словах. 
Ребята, я предлагаю вам полететь на самолете.

(выставить на мольберт картинку)

1). Вспомните, как гудит самолет?   ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

Слова

Действия

Самолет построим сами - ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

Дети стоят на одном колене, руки в стороны

Понесемся над лесами - ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

Дети свободно двигаются по комнате, изображая самолет

Понесемся над лесами - ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

Дети свободно двигаются по комнате, изображая самолет

А потом вернемся к маме - ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

Дети стоят на одном колене, руки в стороны


2). Ребята, мы приземлились у болота, а кто живет на болоте?

Лягушки. (Выставить на мольберт пособия «Ритмическое путешествие»)

Эти лягушки особенные, они поют разные песенки и при этом прыгают по листьям кувшинок.

Поем вместе с лягушками, четко проговаривая слоги

ЛА-ЛА-ЛА, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛИ-ЛИ-ЛИ.

(на столе лежат символы звуков)

 Ребята, расскажите, какие  знакомые звуки вы услышали во всех слогах? (л, ль)

3). Что вы можете рассказать о звуке (л)?

Согласный, твердый, звонкий.

А звук (ль), он какой?

Согласный, мягкий, звонкий.

Подберите символы для наших звуков и выставите их на мольберт.

Молодцы, с заданием справились.

4). Сейчас, я предлагаю вам подойти к столу, на котором лежат картинки и выбрать только те, в названии которых встречаются звуки (л, ль) и определит место звука в слове.

5). Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Путаница». Присаживайтесь на ковер. Вам предстоит найти картинку с предметом, про который мы будем говорить.

(На ковре лежат картинки: весло, мыло, лопата, метла, иголка, полотенце, лом, пила, ложки, вилка, стол, стул).

Веслом одежду постирайте.

Нет, лучше мылом.

А мылом огород вскопайте.

Не мылом, а лопатой.

Лопатой подметите двор.

Лучше метлой.

Метлою вышейте узор.

Не метлой, а иголкой.

Иголкой руки вытирайте.

Лучше полотенцем.

А полотенцем лед сбивайте.

Это надо делать ломом.

Нет, ломом напилите дрова.

Пилой, а не ломом.

Пилою ешьте вкусный плов.

Уж лучше ложкой.

На ложку сядьте, свесив ножки.

Сидеть надо на стуле.

А стулом кушайте картошку.

Вилкой.

На вилку скатерть постелите.

Скатерть стелют на стол.

На лодочке столом гребите.

Нет, лучше веслом.


6).
А теперь я попрошу вас присесть за столы. Послушайте задание. Вам нужно на картинке найти предметы, в названии которых встречаются звуки (л, ль) и обвести картинку карандашом.

3. Итог занятия. 
Цель: подвести итоги, то есть определить результативность занятия. 

Какие звуки мы с вами вспомнили сегодня?

 Что вы сможете рассказать об этих звуках?

 Какое задание для вас было самое трудное?

Что понравилось?

Список литературы. 

1. О.Е.Громова. Инновации в логопедическую практику. «Линка-Пресс»,2008.

2. И.Л.Лебедева трудный звук, ты наш друг. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

3.Н.В.Нищева. Система коррекционной системы. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематических нарушений.

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического нарушения. Автоматизация{ С} в прямых слогах и в словах....

Конспект ООД по коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет) "В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ МИШКА"

Конспект на закрепление слухового и моторного звука [Ш], автоматизация звука в слогах и словах....

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка 6 лет с элементами логопедической ритмики

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка 6 лет с элементами логопедической ритмикиТема: Звук «Ш»Цель: Постановка звука «Ш». Изучение лексическ...

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с ребенком 6 лет с использованием природных материалов

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с ребенком 6 лет с использованием природных материаловТема:  Звук «С»Цель: Постановка звука « С»Задачи:Раз...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

Конспект подгруппового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 - 6 лет) Тема: «В гости к нам пришёл мишка»

Конспект  подгруппового занятия   по коррекции  фонетико-фонематического  недоразвития  речи  у детей  дошкольного  возраста (5 - 6 лет)...

Коррекция фонетико-фонематического нарушения речи у дошкольников

Материал для родителей дошкольников рассказывает о структуре фонетико-фонематического недоразвития речи у детей и путях его преодоления....