Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Кравченко Мария Анатольевна

Составление рассказа по сернии сюжетных 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvorechnik_podgotovitelnaya_gruppa.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию речи

Тема: составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин.

Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;

- формировать умения запоминать и рассказывать составленный рассказ с дополнительной опорой на предметные картинки;

- расширять и обогащать пассивный и активный словарный запас родственными словами и синонимами;

- учить детей составлять распространённые предложения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать мыслительную деятельность путём установления логических связей;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать у детей навыки словообразования.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе, внимательно относится друг к другу;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Словарь:

- существительные: скворец, скворушка, скворчонок, скворчиха, скворечник, пила, рубанок, гвозди, молоток, доски, палки и др.;

- прилагательные: тёмный, старый, дряхлый, новый, уютный и др.

- глаголы: увидели, сделали, смастерили, изготовили, сколотили, повесили, прилетели и др.

Оборудование: конверт, серия сюжетных картинок «Скворечник», мультимедийная презентация «Загадки скворца».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.

Кто весною прилетает,

звонкой песней развлекает.

Для кого готов дворец?

Знают все, это – ... слайд №1

Дети: Скворец

Логопед: Почему вы это решили?

Дети: Скворец, потому что он прилетает весной. Скворцы звонко поют песни.

Логопед: Молодцы!

Прослушайте пение скворцов в живой природе. Прослушивание звуков природы . Скворец принес с собой еще одну загадку:

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном,

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки.

Дети: скворечник Слайд №2

Логопед: Почему вы ее так решили?

Дети: Скворечник, потому что он деревянный. В скворечнике есть круглое отверстие, чтобы птицы могли залетать внутрь. Скворечник вешают высоко на дереве, чтобы кошки не достали птиц.

Логопед: Умницы, вы не только отгадали загадки, но и объяснили, почему так думаете.        

Логопед: Как вы думаете,  о чём мы будем говорить сегодня?

Дети: Молодцы, догадались!

Логопед: в скворечник , прилетела целая семья:

Как назвать скворца ласково?

Дети: скворушка

Кто у скворца птенец (птенцы?)

Дети: скворчонок, скворчата?

Как назвать их маму?

Дети:  скворчиха

Какой дом строят люди для скворцов весной?

Дети: скворечник

Пальчиковая гимнастика

 Мы построили скворечню                      

Для веселого скворца.                              

Мы повесили скворечник                        

Возле самого крыльца

Проживает в доме том:

Все семейство вчетвером

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

Логопед; ребята, у скворца случилась беда, его дом, совсем обветшал, стал не пригодным для проживания.  Слайд № № 3

Что могло случится?  Слайд №4

Ответы детей.

Логопед:  Ребята, давайте рассмотрим картинки .Какую историю хотел рассказать нам скворец про свой дом?

Ответы детей

Логопед: Как вы думаете, с чего всё началось?

Дети: Сначала дети увидели на дереве сломанный скворечник

Что было потом?

Дети: Потом девочки и мальчики сделали новые скворечники.

Чем всё закончилось?

Дети: Дети повесили новый скворечник на дерево. Слайд №5

Логопед:  Какое время года изображено?

Чем вы можете подтвердить, что это весна?

Кого вы видите на первой картине? Что они увидели? Что решили смастерить дети, когда увидели старый скворечник?

Логопед: Как можно сказать по-другому: смастерить, ...

Дети: Сделать, изготовить, сколотить.

Логопед: Подберите слова-признаки, каким за зиму стал скворечник? Слайд №6

Дети: Тёмным, старым, дряхлым, рассохшимся, развалившимся, потрескавшимся, трухлявым, поломанным.

Логопед: Какой дети решили сделать скворечник?

Дети: Светлый, новый, крепкий, прочный, надёжный, устойчивый

Логопед: Слайд №7 Что ребята делают на второй картине? Куда они пошли и какие инструменты используют? Что нужно взять, чтобы смастерить скворечник?

Логопед:  Что нарисовано на третьей картине?

Дети: Ребята пошли в мастерскую изготавливать новые скворечники. Они взяли пилу, рубанок, гвозди и молоток. Слайд №8

Логопед:  Куда повесили дети скворечник? Слайд №9

Дети: Дети смастерили скворечник. Они пошли в парк и повесили скворечник на высокое дерево.

Логопед: Кто будет жить в скворечнике?

Дети: В скворечнике будет жить семья скворцов.

Логопед: Чему рады дети?

Дети рады тому, что помогли птицам.

Физкультминутка.

А сейчас превратимся в скворцов – полетели

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют,

И поют, поют, поют!        

Логопед: Придумайте подходящее окончание каждому предложению. Слайд №10

Дети стояли у дерева и наблюдали за …

Ребята решили построить для птиц …

Ребята взяли для постройки…

Мальчики и девочки смастерили …

Ребята принесли скворечники в…

Скворечники прикрепили к…

Скоро в скворечнике поселилась …

 Логопед: Кто хочет сам составить предложения по картинкам?        (3 ребёнка составляют предложения, остальные повторяют)

Логопеды: А теперь послушаем, какую же историю мы с вами сочинили всей группой: Рассказывать мы будем по цепочке, по одному предложению. Нужно быть очень внимательным, следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

Логопед:  Как отнеслись дети к птицам?

 Что мы можем пообещать скворцам?

Вы все молодцы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

cоставление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин

1.       Обучение составлению и рассказыванию рассказа по серии сюжетных картинок.2.       Закрепление представлений о ранней весне.3....

Конспект ноод в старшей группе по теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок» с использованием сказкотерапии

Конспект ноодв старшей группепо теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок»с использованием сказкотерапии...

Составление рассказа «Сабантуй» по серии сюжетных картин

Фронтальное занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе....

Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин

Тема: Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картинЗадачи: совершенствовать умения составлять рассказ с учетом развития событий по серии сюжетных картин (описывая место действ...

Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»

Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;- формир...