Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Животные жарких стран» Звуки [Л] и [Л`], буква Лл
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

 Кадонцева Елена Александровна

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Животные жарких стран» Звуки [Л] и  [Л`], буква Лл в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Животные жарких стран»

Звуки [Л] и  [Л`], буква Лл

Коррекционно-образовательный цели: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (животное, хищник, джунгли, саванна, слон, тигр, лев, зебра, носорог, бегемот, крокодил, обезьяна, коготь, клык, шерсть, добыча; охота; охотиться, бросаться, настигать, питаться; сильный, мощный, хищный, травоядный).

Коррекционно-образовательные цели: Развитие связной речи, развитие речевого слуха, фонематического восприятия, навыков слогового и буквенного анализа.

Воспитательные цели: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.

Оборудование: фигурки животных жарких стран, песочный стол, магнитная доска, плоскостные картинки символов звуков, плоскостные картинки животных, аудиозапись голосов диких животных.

1. Вводно-организационный этап. (Создание эмоционального положительного фона)

Психолог совместно с логопедом: "Доброе утро, ребята. Посмотрите, к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Возьмитесь за руки, сделайте круг. Поприветствуем друг друга.

«В нашей группе все друзья,

Я, ты, он, она.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева,

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Все мы дружная семья,

Я, ты, он, она!»

2. Организационный этап. (Развитие речевого слуха. Объявление темы).

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Африке и посмотрим,  какие животные там живут.

Логопед приглашает детей к песочному столу, на котором среди тропических растений расставлены фигурки животных жарких стран, звучит запись звуков джунглей, а потом отдельных голосов животных жарких стран. Логопед читает стихотворение.

        ЛОГОПЕД        В жарких странах носороги

Просто ходят по дороге.

Мокнут в речке бегемоты.

Львы выходят на дорогу.

Крокодилы, обезьяны,

Зебры – житель саванны.

И тропические птицы

Есть, чем тут подивиться!

Мы оказались с вами в джунглях! Посмотрите, сколько вокруг животных. А чьи голоса вы сейчас слышали?

1-й ребенок. Я слышал, как трубил слон.

2-й ребенок. Я слышала рык тигра.

3-й ребенок. Были слышны крики обезьян. И т.д.

Логопед: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить о животных жарких стран.

Логопед: Давайте вспомним, что это за жаркие страны такие?

Дети: Это пустыня, где очень тепло, где всегда светит солнце, много песка и мало воды.

Логопед: Правильно, ребята! В жарких странах всегда жарко, температура даже зимой составляет + 20 градусов, осадков очень мало, нет снега, но это не только песчаная пустыня, есть ещё степи и джунгли.

Логопед: Ребята, животные узнали, что вы скоро идёте в школу, значит должны много всего знать, они решили проверить ваши знания и приготовили для вас задания.

Вы готовы показать свои знания? Справитесь с заданиями? (Ответы детей.)

2. Упражнение «Кто самый внимательный?» (Развитие речевого слуха, совершенствование фонематических представлений)

Логопед. Животным нужно быть очень внимательными, сосредоточенными, бдительными к окружающим звукам. Посмотрим, какие же вы внимательные. Продолжаем наблюдать за животными. Смотрите на них внимательно и слушайте мои вопросы и задания. Перечислите животных в названиях которых есть звук [р].

Дети. Жираф, тигр, носорог, крокодил.

Логопед. Теперь назовите животных, в названиях которых есть звук [л].

Дети. Слон, крокодил.

Логопед. Есть ли здесь животные, в названиях которых есть звук [с]?

Дети. Да. Слон, носорог.

Логопед. Отлично! Вы справились с этим заданием.

Логопед приглашает детей занять свои места за партами.

3. Упражнение «Цветные маракасы». (Совершенствование навыков слогового анализа и фонематического слуха ). Логопед раздает детям шумовые, цветные маракасы, магнитные цифры от 1 до 4.

Логопед. А теперь, ребята,  разделите названия животных на слоги. Вам нужно прохлопать слово с помощью маракаса столько раз  и показать ту цифру, сколько слогов с слове.

Логопед показывает разные картинки животных жарких стран, дети выполняют задание. В конце упражнения хвалит ребят.

4. Упражнение «Буква Л.  Определение положение звуков [л] и [л`] в слове» (Совершенствование звукового анализа слов).

Логопед. Ребята, недавно вы познакомились с новой буквой Л. (логопед показывает картинку с изображением буквы Л). Давайте вспомним какая это буква (гласная или согласная)?

Дети. Это согласная буква.

Логопед. Правильно, ребята.

Логопед. Какие звуки обозначает буква Л, ребята?

Дети. Буква Л обозначает твердый звук [л ] и мягкий звук [л`].

Логопед. Правильно ребята! Звук [л] может быть твердым (показывает картинку с изображением кусочка льда) «как лёд»  и мягким [л`] «как травка» (показывает картинку с травой).

Логопед. А теперь положите руку на горлышко и по очереди произнесите эти звуки и определите, это глухие или звонкие согласные?

Дети. Звуки [л] и  [л`] – звонкие.

Логопед. Верно. Звуки [л]  и  [л`] – звонкие.

Логопед раздает рабочие листы с изображением животных жарких стран (слон, крокодил, лев, лама и т.д.) и схемой слова.

Логопед. Давайте определим место звука [л] в слове лама, слон, крокодил.

Логопед по очереди называет слова, дети раскрашивают местоположение звука синим карандашом в схеме слова. Такая же работа проводится со звуком [л`].

Логопед. Ребята, вы отлично потрудились и пришло время немного отдохнуть и размять пальчики.

Воспитатель приглашает детей на ковер и выполняет пальчиковую гимнастику « Где обедал воробей?»

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

5. Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?» (развитие кистевого праксиса)

Дети выходят на ковер выполняют пальчиковую гимнастику вместе с воспитателем

Воспитатель.

Где обедал, воробей?

(машут перекрещёнными ладошками)

В зоопарке у зверей!

(ладошки изображают раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

(на каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке)

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

(изображают раскрывающуюся пасть животного)

Воспитатель. Ребята, давайте посчитаем, сколько у нас животных в саванне?

Дети. Восемь.

Воспитатель. Ребята, нам нужно угостить животных яблоком, но вот незадача, яблоко только одно на всех.

Педагог приглашает детей занять свои места. На столе лежат заготовки яблока из цветной бумаги, ножницы.

6. Упражнение «Яблоко для животных». (совершенствование навыка деления целого на равные части, называние части целого).

Воспитатель. Ребята, вы правильно определили, что яблоко нужно разделить на 8 равных частей, чтобы каждому достался кусочек. Как вы будете это делать?

Дети. Мы сложим яблоко из бумаги пополам.

(Дети разрезают круглое яблоко и бумаги пополам.)

Дети. Теперь мы сложим пополам каждую часть и снова разрежем их пополам.

(Дети разрезают каждый кусок пополам.)

Воспитатель. Сколько равных частей получилось?

Дети. Получилось 4 равные части.

Воспитатель. Что вы сделаете дальше?

Дети . Мы сложим и разделим каждую часть.

(Дети разрезают каждый кусок «Яблока» пополам).

Воспитатель. Сколько равных частей получилось?

Дети. Получилось 8 равных частей.

Воспитатель. Как называется каждая их этих частей?

Дети. Одна восьмая часть.

Воспитатель. Что больше – целое яблоко или одна восьмая часть яблока?

Дети. Целое яблоко больше, чем 1/8 часть яблока.

Воспитатель. Верно. Теперь можно быть уверенными, что каждое животное не останется без угощения и получит кусочек яблока.

Логопед. Ребята вы сегодня отлично занимались! Выполнили много заданий.

Теперь можно возвращаться из Африки домой.

9.Рефлексия.

Логопед раздает каждому ребенку значок с веселым и грустным значком (смайлик)

Если вы узнали на занятии что-то новое, интересное –выберите весёлую картинку

Если вам было не интересно, ничего нового вы не узнали, -выберите грустную картинку.

Дети объясняют свой выбор. Прощаются с гостями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

"Помогаем Айболиту" (конспект логопедического занятия по лексической теме "Животные жарких стран" с детьми старшего дошкольного возраста)

Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возрастаПомогаем Айболиту (лексическая тема: Животные жарких стран)Цель: закреплять знания детей о животных жарких стран.Задачи...

Методическая разработка по речевому развитию к группе занятий по лексической теме "Животные жарких стран"(6-7 лет)

Представленная презинтация РР может быть использована учителем-логопедом на подгрупповых и индивидуальных НОД....

Логопедическое занятие по лексической теме "Животные жарких стран" с элементами ТРИЗ-РТВ

Занятие для подготовительной логопедической группы по лексической теме с элементами ТРИЗ-РТВ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: животные жарких стран "Путешествие в Африку".

Конспект  подгруппового логопедического занятия полексической  теме: животные жарких стран "Путешествие в Африку".Развитие речи, через знакомство с животными жарких стран.Образоват...

Конспект занятия по лексической теме: «Животные жарких стран»

Возрастная группа: средний возраст (4-5 лет)Цель: Закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран.Коррекционно-образовательные задачи:уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных ж...