План по самообразованию учителя – логопеда в ДОУ. Тема «Развитие познавательных процессов на коррекционных занятиях по автоматизации звуков у дошкольников с ТНР»
методическая разработка по логопедии

Алескерова Светлана Николаевна

Обоснование выбранной темы.

  Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности. Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr._23-24_g.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                            «Детский сад № 7»

План по самообразованию

учителя – логопеда

Алескеровой Светланы Николаевны

Тема «Развитие познавательных процессов на коррекционных занятиях по автоматизации звуков у дошкольников с ТНР»

на 2023 – 2024 учебный год

Обоснование выбранной темы.

  Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности. Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция. Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем в педагогике. Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцировано и специфично для каждого из компонентов речи.   Для детей с ТНР характерными являются:

  • неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;
  • снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;
  • отставание в развитии словесно-логического мышления.
  • низкий уровень сформированности восприятия.

   В этой связи одной из главных задач является необходимым проводить работу по развитию всех компонентов психического развития не вырывая функцию речи из общей системы. Именно поэтому, в структуру логопедического занятия педагогу необходимо внедрять мероприятия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия для эффективной коррекции речевых нарушений.

Цель: подобрать дидактические игры и упражнения для коррекции звукопроизношения и развития познавательных процессов у старших дошкольников.

 Задачи:                                                                                                                               - повысить собственный уровень знаний.                                                                                 - Изучать методическую литературу по теме.                                                                       - Создать картотеки игр по коррекции звукопроизношения и развитию познавательных способностей на все группы звуков, подобрать наглядный материал, изготовить дидактические пособия.

- использовать в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи игровой материал.                                                                                                                                    - подготовить и провести консультации для педагогов и родителей по теме самообразования;                                                                                                                   - обобщить свой педагогический опыт и распространить его.

п\п

содержание работы

способы оформления материала для использования в практике

срок выполнения

1

- подбор методической литературы по теме;

- дидактических игр и упражнений:

- работа с банком педагогической информации в системе интернета.

конспекты, презентации, картотеки, буклеты, выставка наглядного материала, информационные листы.

В течение года

2

работа с педагогами:

- консультирование по запросам педагогов

консультации, картотеки игр, семинар – практикум,

Вторая половина года

3

- анкетирование родителей относительно развития речи у детей

анкеты

сентябрь

4

- родительское собрание «Какие игры помогают развивать речь детей»;

- подбор методической литературы по теме

конспект, презентации, выставка

октябрь

5

- консультация для родителей

 «Роль родителей в речевом развитии детей»

- «Игры для развития внимания и памяти»

буклеты

ноябрь

6

- консультация для родителей

«Давайте поиграем дома с детьми»

картотека домашних игр на развитие мышления

Декабрь

7

Консультации для педагогов                                     - «речевая активность детей с ТНР на занятии в ДОУ»

консультация, выставка наглядного материала  

Январь

8

- игры у упражнения для развития памяти, внимания

Подборка материалов для картотеки

Февраль

9

Выступление на ГМО учителей – логопедов и учителей -дефектологов.

конспект. презентация

Март

10

- отчет по самообразованию

сообщение на педсовете

Апрель

11

консультирование по запросам родителей

консультирование

Май

Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.

2. Дроздова Н.В. Формирование речевой активности старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Минск, 2001.

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998

4 Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.

5 Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1985.

6. Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:·        Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...

Конспект коррекционного занятия по автоматизации звука «Л» с использованием современных образовательных технологий (техника оригами, мнемотехника) в старшей группе Тема: «Прогулка на теплоходе»

Конспект коррекционного занятия по автоматизации звука "Л" с использованием современных образовательных технологий (техника оригами, мнемотехника) в старшей группе...

Тема: «Развитие познавательных процессов старших дошкольников» (с использованием здоровьесберегающих технологий)

«Развитие познавательных процессов старших дошкольников»(с использованием здоровьесберегающих технологий)...

Индивидуальное коррекционное занятие по автоматизации звука Л в словах

Тема: Звук [Л]Цель. Автоматизация звука [Л] в словах.Задачи:1.Обазоательные:- закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах.- закреплять правильное произношение звука [Л] в словах.2. Разв...

Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника с ОВЗ»

Основной целью данного занятия является оказание помощи  ребенку с ОВЗ в усвоении программного материала, в развитии и корректировке познавательных и интеллектуальных процессов, а также разв...

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [ш] в словосочетаниях и предложениях.

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [ш] в словосочетаниях и предложениях.Цель: автоматизация звука [ш] в  словосочетаниях и предложениях....

Конспект коррекционного занятия (индивидуального) «Автоматизация звука «С» в слогах, в начале слов у ребенка с Дизартрией 5 лет.

Коррекционно-логопедическая работа – это система логопедических занятий, включающих воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, упражнения на развитие мотор...