методическое пособие" Знакомим малыша с цветом"
методическая разработка по математике (младшая группа) по теме

Раткевич Елена Валентиновна

пособие подскажет как грамотно построить игровое занятие по ознакомлению с цветом малыша 2-х лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lene_r..doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь

1. Игра «Отыщите мишкин мед»

Воспитатель помещает на фланелеграф или доску 4 бумажных плоскостных бочонка: 3 – белых, 1 – желтый. Предлагает детям погулять с мишкой. Дети стайкой идут по группе. Воспитатель читает стишок:  

                                                 Мишка по лесу гулял                 Помоги, честной народ,

                                                 Бочку с медом потерял.             Отыскать мишуткин мед.

Воспитатель сам определяет желтый бочонок. Дети язычком показывают, как Миша слизывает мед с лапы. Затем воспитатель дает мишку кому-либо из детей, меняет незаметно бочонки местами, все идут гулять, игра продолжается. Теперь уже ребенок отыскивает мед. Ведущий меняется 3-4 раза.

2. Упражнение «Наливаем мед в мисочку»

Детям выдаются белые бумажные кружочки, кисточки (можно взять ватные тампоны, губки), желтая гуашь и предлагается «налить мед в мисочку» или покрасить кружок гуашью. Дети выполняют задания, воспитатель подходит к каждому ребенку, кладет рядом с кружочком бочонок и говорит: «Смотри, Аня, у тебя такой же мед, как и у мишутки – желтый».

3. Игра «Солнышко»

Дети и воспитатель стоят вокруг стола. Воспитатель кладет на стол желтый круг – «солнышко», а вокруг него веером желтые полоски- «лучики». Затем кладет рядом желтый бочонок и говорит: «Солнышко такое же, как мишкин мед – желтое. Солнышко желтое, лучики – желтые». Убирает бочонок.

                                         Желтое солнышко вставало,                     Разбежались желтые лучики.

                                         Желтые лучики пускало.                           Лучики желтые, колючие.

Предлагает детям взять по одному лучику и двигаться легко на носочках в разных направлениях/

Уходило солнце на покой,

Забирало лучики с собой.

Дети выкладывают лучики вокруг солнца. Воспитатель побуждает их к ответам: «Аня, у тебя лучик желтый?» и т.д.

Ночь, на улице темно

Дети спят уже давно.

Дети ложатся, закрывают глаза, затихают. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель помещает на фланелеграф или доску солнышко и белый флажок. Медленно передвигает солнышко и флажку говорит:

                                Желтое солнышко катилось,                                    Увидало флажок. Скок!

                                Желтое солнышко остановилось.                            Стал желтым флажок.

Воспитатель переворачивает флажок.

4. Игра «Флажок»

Воспитатель предлагает детям поиграть желтыми флажками. Вручает кому-либо из детей флажок и ставит его в центре круга. Остальные дети берутся за руки и идут по кругу. Воспитатель поет на мотив русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени…»

Желтый, желтый, желтый, желтый

У меня в руке флажок.

Ребенок в центре машет флажком. Затем дети останавливаются и пританцовывают (делают «пружинки», топают или хлопают в ладоши по показу воспитателя), а ребенок с флажком кружится.

С желтым, желтым, желтым, желтым

Потанцую хорошо.

Флажок передается другому ребенку и игра продолжается.

Для вариантов игры можно использовать цветы, листок, платок вместо флажка.

5. «Выложи дорожку из мозаики (кубиков, геометрических фигур) такого же цвета»

6. «Покажи предмет такого же цвета»

Формирование устойчивого зрительного образа желтого цвета.

Формирование устойчивого зрительного образа желтого цвета.

Соотнесение предметов по цвету.

Формирование устойчивого зрительного образа желтого цвета.

Соотнесение предметов по цвету.

Соотнесение цвета с названиями.

Соотнесение цветового тона с названием.

Ноябрь

1. Игра «Где шалило солнышко»

Воспитатель размещает по групповой комнате желтые бумажные пятна разной формы и говорит:

- Солнышко шалило, лучики бросало,

Лучики бросало, краску разливало.

Какую? Желтую!

Где солнышко шалило? Где краску разлило?

Дети и воспитатель отыскивают желтые пятна, собирают их и складывают по полу в круг.

2. Пальчиковая игра «Блинчики»

Воспитатель обращает внимание детей на фигуру и говорит:

- Вот какой большой желтый блин мы испекли! А как мама блины печет? Давайте покажем.

Дети встают в круг и выполняют движения вместе с воспитателем.

- Для сына и для дочки                                   Круговые движения руками

Мать пекла блинчики                                     (помешивают)

                                                                       Хлопают в ладоши

                                                                       (перевертывая руки, будто лепят снежки)

Желтый, желтый                                            Вытягивают руки вперед

Желтый блин                                                  вверх ладошками, показывают в центр круга

Не ешь один!                                                  Грозят пальчиком.

Не ешь один!

3. Упражнение «Принеси желтый кубик» (кирпичик, мячик, карандаш)

4. «Построй желтые воротца»

«Кати желтый шарик»

«Беги к желтому кубику»

«Нарисуй желтую дорожку»

Соотнесение желтого цвета с названием.

Определение желтого цвета по слову.

Декабрь

1. Игра «Найдите лисят»

Воспитатель вносит красную коробку и говорит:

- Какая красивая коробка! В ней живет такая же лиса и такие же лисята. Однажды мама-лиса задремала, а лисята открыли коробку и разбежались. Мама-лиса не знает, где их искать. Поможем ей.

Дети ищут лисят и складывают их в коробку, предварительно сличив их цвет с цветом коробки.

2. Игра «Поменялись местами»

Воспитатель вносит ту же красную коробку.

- Теперь в этой коробке живут другие предметы. Посмотрите.

Открывает коробку, вынимает плоскостные фигурки красного цвета, показывает, называет и раздает детям:

Красное яблоко, красный цветок

Красная ягода, красный грибок,

Красная лента, красный платок,

Красная чашка, красный флажок,

Красное платье, красный листок,

Красная шапка, красный жучок,

Красная рыбка, красный кружок.

И коробка тоже красная.

Дети и воспитатель садятся на стульчики, расставленные по кругу. Воспитатель спрашивает у кого из детей красное яблоко и красный цветок и предлагает им поменяться местами. Затем называет следующую пару и т.д. пока не поменяются местами все дети.

3. «Флажок»

Игру можно проводить неоднократно с другими красными предметами.

4. Упражнение «Покажи предмет такого же цвета»

5. Выбери игрушку такого же цвета

Формирование устойчивого образа красного цвета.

Сличение красных предметов.

Соотнесение цветового тона с названием

Соотнесение предметов по тону.

Январь

1. Упражнение «Разложи красные и желтые яблоки по тарелкам»

2. «Лети голубок»

Воспитатель раскладывает предметы желтого и красного цвета в разных концах групповой комнаты. Предлагает детям стать голубками, учеными и с красивыми крылышками. Хозяйка заботится о голубках, а они ее слушают. Воспитатель понарошку кормит голубей из коробочки, просит их полетать. Пробежав 2-3 круга, дети садятся отдыхать. Затем воспитатель подзывает к себе несколько голубков и просит их принести предметы красного или желтого цвета. Найдя нужные предметы, дети возвращаются на место. Игра продолжается, пока все не побудут в роли голубей.

3. Рисование «Собираем ягоды»

Детям дают плоскостные бумажные стаканчики, красную и желтую гуашь, бумажные закрутки предлагают «собирать ягоды в стаканчик», то есть любой краской по желанию с помощью печатки поставить кружочки на бумажной заготовке. Затем воспитатель спрашивает, какие ягоды собрал ребенок желтые или красные.

Выделение красного и желтого цвета, как признака.

Определение цвета по слову.

Выделение красного и желтого цвета, как признака.

Овладение названиями цветовых тонов.

Февраль

1. «Наш веселый колобок покатился на лужок»

Воспитатель кладет зеленый лист бумаги в виде лужка с травкой и катит по нему колобок.

- А по краю дружно в ряд

Елки-елочки стоят.

Выставляет такого же цвета елки.

- И под елками на кочках

Растут такие же грибочки.

Такие же зеленые. Воспитатель предлагает поиграть с елочкой и грибочками.

Играют в игру «Елочки-грибочки».

Елочки разложить равномерно по полу в групповой комнате. Возле каждой елочки положить грибок. Воспитатель:

- Как в лесу-лесочке

Выросли грибочки.

Мы гулять пойдем

И грибочки соберем.

Воспитатель предлагает детям найти по одному грибочку. Когда каждый ребенок найдет гриб, воспитатель хвалит детей и повторяет 2 строчки:

- Как в лесу-лесочке

Выросли грибочки.

Дети раскадывают грибы к елочкам и возвращаются. А на третью и четвертую строчку идут их собирать.

2. Воспитатель выставляет на фланелеграф  «травку» и белого конетка и комментирует свои действия:

- В зеленой травке котенок играл

(переворачивает котенка на другую сторону)

В зеленой травке зеленым он стал:

Зеленые ушки, зелененький нос,

Зеленые лапки, зелененький хвост.

Игра «Что потерял котенок»

Воспитатель меняет котенка на другого (точно такой  же, но без хвоста) и спрашивает:

- Что котенок потерял?

Когда дети ответят, подставляет хвост. Игра продолжается, дети определяют другие недостающие части тела котенка (ушки, лапку и т.д.)

3. Упражнение «Покажи предметы такого же цвета»

Формирование устойчивого зрительного образа зеленого цвета.

1. Сличение предметов зеленого цвета.

2. Соотнесение названия с цветом.

Март

1. Упражнение «Выбери зеленые предметы» (кубики, карандаши,

мячи, мозаику)

2. «Укрась деревья листочками»

На трех больших листах нарисованы три дерева без листьев.

I вариант.

Листочки трех цветов лежат в одной коробке. Ребенок берет листочек определенного цвета, словесно обозначенного воспитателем, и помещает на любое дерево.

II вариант.

На каждом дереве по 1 листочку разного тона. Ребенок берет любой понравившийся ему листок и помещает на соответствующее по цвету дерево, называя цвет.

3. Игра «Собери пирамидку»

У трех однотипных пирамидок, но разного цвета сняты все кольца и сложены на один поднос. Детям предлагается собрать пирамидку одного цвета.

4. Игра «Лети голубок»

Определение зеленого цвета по слову и выделение его, как признака предметов.

Определение цветового тона по слову и выделение его, как признака.

Овладение названиями цветовых тонов.

Выделение цвета, как признака предмета.

Ориентирование в цветовых тонах без опоры на образец.

Апрель

Воспитатель помещает фигурки на фланелеграф и сопровождает свои действия словами:

Синяя тучка дождиком синим

Плакала долго, плакала сильно.

Синие слезы ручьями текли,

Синий кораблик волны несли.

1. Игра «Ручеек»

Воспитатель предлагает детям превратиться в ручеек. Они берутся одной рукой за синюю ленту и идут друг за другом между стульями. Подходят к синей лужице из бумаги, встают вокруг. Воспитатель обращает внимание детей на лужицу, говорит, что она такая же синяя, как ручеек, который добежал до лужицы. Дети кладут ленту к лужице, а воспитатель предлагает новую игру.

2. Игра «Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу»

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу                                      Дети кружатся вокруг себя.

Не кружися на лугу                                         Грозят пальчиком.

На лугу-то лужица                                          Показывают на «лужицу» обеими руками

                                                                       (ладошки вверх).

Голова закружится                                          Кивают головой.

Ой вода! Ой вода!                                           Приседают. Смотрят на «лужицу».

Вот беда, так беда!                                          Берутся за голову, качают головой.

Прыг-скок, прыг-скок!                                    Встают, поворачиваются спиной в круг

Прыгал, прыгал и скакал,                                и прыгают от центра.

Прямо в лужицу попал.                                   Садятся на пол.

Игра повторяется 2-3 раза.

3. Игра «Положи камешки на место»

Узкая синяя картонка с вырезанными в середине отверстиями. Необходимо вырезанные фигурки положить в соответствующие прорези.

4. Упражнения

«Подойди к такому же предмету»

«Подними такой же флажок»

5. Игра «Флажок»

Формирование устойчивого образа синего цвета.

Соотнесение цвета с названием.

Формирование устойчивого образа синего цвета.

Формирование устойчивого образа синего цвета.

Соотнесение цвета с названием

Май

1. Упражнение «Выложи из мозаики синий цветок, речку»

2. Упражнения

«Выбери синие пуговицы»

«Дай кукле синий платок»

3. Игра «Искатели»

Дети с воспитателем ходят по группе и отыскивают предметы и пятна синего цвета.

4. Игра «Лети голубок»

Вводятся 4 цвета

Выделение синего цвета, как признака.

Определение синего цвета по слову и выделение его, как признака.

Определение и выделение синего цвета по слову.

Ориентировка в цветовых тонах без опоры на образец.

Овладение названиями цветовых тонов.

Июнь

1. Игра «Бегите ко мне!»

Игра носит подвижный характер

(вариант игры Е.И. Тихеевой)

В вазе стоят флажки синего, красного, желтого, зеленого цвета. Дети по желанию берут по одному флажку. У воспитателя 4 флажка разного цвета. Воспитатель предлагает детям рассмотреть свои флажки, выполнить с ними простые движения: помахать, положить на колени и т.д., затем поднять флажки точно такого же цвета как у него, синего или красного. Таким образом, вводит детей в игровую ситуацию, знакомит с правилами игры. Далее педагог сообщает воспитанникам следующее: «Сейчас я по очереди буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой, и, если цвет у флажков одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову».

Взрослый отходит от сидящих детей на некоторое расстояние, поднимает один флажок, остальные держит за спиной и одновременно называет его цвет, и только после этого следует команда, например: «Красные флажки, бегите ко мне!» Когда дети подбегают, взрослый просит их поднять флажки. Дети оценивают «послушные это флажки или нет». Дети машут флажками и садятся на место. Так постепенно вызываются флажки всех цветов.

В конце игры воспитатель поднимает 4 флажка. Все дети бегут к нему, машут флажками и танцуют.

В игре можно подавать сразу два цветовых сигнала.

2. «Стрелка, стрелка покружись» (упрощенный вариант игры «Цветовое лото»)

Дети сидят вокруг стола на стульчиках. На столе диск со стрелкой в центре, а по окружности равномерно разложены кружочки четырех основных цветов. По углам стола поставлены четыре разноцветных флажка (красный, синий, желтый, зеленый). Воспитатель показывает детям как играть. Он крутит стрелку и говорит:

Стрелка, стрелка покружись,

Всем кружочкам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей!

Стоп!

Воспитатель берет тот кружок, на который показывает стрелка и кладет его к флажку соответствующего цвета. Затем предлагает поиграть кому-либо из детей. Ребенок должен покрутить стрелку, назвать цвет указанного кружка и положить его к флажку такого же цвета.

3. Игра «Открой свой домик»

Дети сидят на стульчиках. На спинках стульчиков приклеены кружочки четырех основных цветов, по одному на каждом стульчике. Воспитатель предлагает детям посмотреть какого цвета у него домик (кружок) и выбрать для домика такой же ключик. Дети выбирают ключики соответствующего кружочкам цвета. При этом взрослый спрашивает: «Какой ключик тебе дать?» Ребенок должен назвать нужный цветовой тон. Когда ключики розданы, дети «закрывают» домики, говорят «чик-чик» и идут гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли дети погулять (дети гуляют)

Постучали (стучат кулачком по полу)

Покричали (кричат)

Покружились (кружатся)

Полежали (лежат)

Погуляла детвора

Всем домой идти пора (идут на стульчики)

Дети подходят к своему стульчику, «открывают» домик, говорят «чик-чик» и садятся.

Когда игра идет повторно, воспитатель меняет стульчики местами, пока дети «гуляют».

Сравнение предметов по цвету.

Выделение цветового тона, как признака предмета.

Соотнесение цветового тона с названием.

Обозначение цвета словом.

Сличение цветовых тонов

Обозначение цвета словом.

Осознанное восприятие цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Учебно-методическое пособие "Игры с цветом" для работы с детьми среднего дошкольного возраста

Учебно-методическое пособие по формированию знаний основ цветоведения у детей среднего дошкольного возраста....

Знакомство малышей с цветом

Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Холодный цвет успокаивает. Цвет может оказаться и раздражителем, если мы, педагоги , не откро...

Методическая разработка "Земля - планета цветов".

Данная методическая разработка создана для расширения представления детей о растениях, чтобы в полном объёме познать окружающий мир. Сформировать желание сделать окружающий мир красивым, прилагая к эт...

Как научить малышей различать цвета.

Рекомендации для родителей, как обучить ребенка различать цвета....

ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТА. Методическая разработка по изучению цвета с детьми младшего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

В материале представлены  рекомендации из практической работы логопеда-дефектолога  по изучению цвета с детьми младшего возраста. Просто о сложном. Может быть использовано в работе специалис...

Учим особых малышей базовым цветам и формам

Игра учит ребенка не просто цветам и формам. Она учит его анализировать, сортировать по признаку, слушать и понимать простые и усложнённые инструкции (особенно хорошо для алаликов), развивает фантазию...


 

Комментарии

Гануш Ирина Михайловна

Спасибо за материал. Мы в своей группе создали целый город с разноцветными замками и принцессами. которые там живут, сочиняем сказки про разные цвета радуги.Детям очень интересно и решаются несколько задач по познавательному развитию ребенка. Нашим детям по 5-6 лет.