Планирование совместной образовательной деятельности по проекту «Путешествие в волшебную страну Математика»
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Планирование работы с логико-математическими играми Никитина, Кюизенера, Дьенеша, математическим планшетом + контспект математического развлечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_scenariy.doc552 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование  совместной образовательной  деятельности  по  проекту   «Путешествие в волшебную страну Математика»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

Вид проекта: познавательно - игровой, долгосрочный, групповой.

Цель проекта: систематизация  знаний,   стимулирующая   познавательные   и    творческие  способности детей.

Задачи  проекта:  

Развитие познавательных способностей: закреплять представление о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве); развивать логическое мышление, сосредоточенность, память; закрепить умение различать количественный и порядковый счет; закрепить умение группировать предметы по двум свойствам: цвет и форма; расширение кругозора детей.

  1. Развитие связной речи:  Учить отвечать полными предложениями; развивать доказательную речь; закреплять умение согласовывать числительные с существительными.
  2. Воспитательные задачи: поддерживать интерес к играм математического содержания, используя игровой сюжет; развивать чувство уверенности в своих знаниях; формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе; продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога.

Развивающая среда: диск с видео и аудио материалами; игра Никитина «Сложи узор» (плоскостной вариант); математические планшеты; палочки Кюизенера (плоскостной  вариант); числовые домики; карточки с заданиями.

Взаимодействие с семьей: Анкетирование «Логико – математические игры в развитии детей». Родительское собрание «Интеллектуальное развитие детей логико – математическими играми». Выпуск газеты детского сада «Аистенок»: «Поиграйте дома», «Играйте по правилам», «Логические блоки Дьенеша»

Итоговое событие: совместная деятельность «Дорогою добра».

Познавательно-речевое   развитие

Познание

Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, счетными палочками, математическим планшетом,  кубиками Никитина «Сложи узор».

Беседы: «Если бы не было часов..»,  «Что значит: время бежит, идет, тянется?»,

Коммуникация

Чтение

художественной

литературы

Разучивание стихов, пословиц, поговорок о цифрах; песни «Дорогою добра».

А. Лопатина «Добрая математика», А. Тюняев «Счет со зверюшками», М. Мышковская «Геометрия в стихах и картинках», «Смушок начинает учиться. Цифры», Т. Дубровкина «Дни недели», В.Катаев «Цветик-сеицветик», Г.Остер «Как хорошо дарить подарки».

Социально-личностное  развитие

Социализация

С/р игры «Почтальон принес письмо», «Магазин» (деньги - палочки Кюизенера или блоки Дьенеша), «Зоопарк», «Бензозаправочная станция». Этикет межличностых отношений «Мне нравится с тобой дружить», «Рисуем вместе», «Построим вдвоем»

Безопасность

Служба спасения 112 работает круглосуточно. Зачем нужно знать свой адрес и телефон? ТРИЗ «Хорошо-плохо», игра «Один дома».

Труд

Художественное - эстетическое  развитие

Книжки-малышки: «Жили-были геометрические фигуры» (для детей младшей группы); «Превращения квадратика» (Танграм); «Кулинарная книга» (алгоритм приготовления блюд); «Медицинские карты» (с/р игра «Поликлиника»).

Художественное

творчество

Музыка

Аппликация + рисование: «Жил-был треугольник», «В жаркой Африке» (Слон – монгольская игра), «Лиса и заяц» (Танграм), «Сказочная страна» (Вьетнамская игра), «Теремок» (Монгольская игра).

Разучивание песни «Дорога добра»; артикуляционной гимнастики «А – О – У». Аудиозапись «Голоса птиц».

Игры «Сколько слышишь инструментов?», «Музыкальное эхо» (определение силы звука по модели, составленной из полосок разной длины).

Физическое развитие

Физическая культура

Подвижные игры: «Мы – веселые ребята», «Ловкие ребята», «Догони свою пару», «День и ночь», «Два и три».

Физминутки: «Здравствуйте», «Мы вместе», «Мы дружные», «Вежливый», «Добрый», «Веселый».

Здоровье

Кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения для глаз «Посмотри направо - налево, вверх-вниз», релаксация «Представьте себе…»

Задачи с экологическим содержанием: «Вредно-полезно», «Можно - нельзя».

Приготовьте, дети, ушки!

Приготовьтесь гости, слушать!

Кто-то бросил к нам в оконце

Посмотрите, письмецо.

-Ребята, это письмо пришло к нам из Волшебной страны Математики. Принцесса Циферька  просит помощи. В  стране случилась беда –  стали исчезать краски. Чтобы помочь друзьям, нам надо взять все цвета нашей прекрасной планеты Земля. Давайте посмотрим на волшебный экран, а затем каждый перечислит, что он больше всего запомнил (приложение 1).

  1. Сенсорное развитие, развитие внимания и памяти.

- Молодцы! Теперь, мы можем отправляться в путешествие. Возьмемся за руки и досчитаем до 10.

  1. Закрепление порядкового счета от 1 до 10. Дети считают  и под музыку переносятся в Волшебную страну Математику.

1 остановка.  Город Геометрических фигур

- Вот мы и попали в Волшебную страну Математику. Это город…Геометрических фигур. А как вы догадались? (ответы детей). В городе Геометрических фигур и дома и жители необычные. Они состоят из геометрических фигур. Давайте перечислим их. (Ответы детей: круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, треугольник, четырехугольник,  многоугольник).

-А вот и наш друг Геометрик. Здравствуй, Геометрик. Что-то ты не весёлый! Что у тебя случилось?

- К нам в гости приходил гномик Ух. Мы показали ему наш зоопарк, а потом у нас почему-то исчезли все звери.

-Ребята, давайте поможем Геометрику вернуть зверей в зоопарк. Но сначала сделаем зарядку для пальчиков.

  1. Кинезиологическая гимнастика
  1. «Внимание»: «Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить»
  2. «Ладошки»: Мы ладошки разотрём, силу пальчикам вернём».

Педагог напоминает, что и животные в этом городе состоят из геометрических фигур.

  1. Развитие комбинаторных способностей, чтение.  Игра Никитина «Сложи узор»: дети выкладывают животных  и расселяют их по вольерам, прочитав название (приложение 2).

-Молодцы! Вы вернули всех зверей,  жителям города Геометрических фигур: слона, черепаху, тигра, ослика, белку, жука, лебедя, сову, петушка. А скажите, в природе встречаются тигры белого цвета? (ответы детей). На самом деле – встречаются, и не только тигры.  Тех, у кого в коже, в волосах и в глазах недостает темного красящего вещества, называют альбиносами. Скажем вместе: «АЛЬБИНОСЫ». Давайте посмотрим на  волшебный экран и перечислим зверей – альбиносов. (Ответы детей). 

-А нам пора отправляться в путь. Впереди нас ждут новые приключения.

Дети, взявшись за руки, идут змейкой под песню «Дорога добра» (Слова Ю. Энтина; Музыка М. Минкова)

Спроси у жизни строгой:

-Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

           2 остановка.  Лес загадок

- Вот мы и подошли к лесу. Но он не похож на лес Загадок. Ребята, какой он? (Ответы детей: страшный, опасный, вселяющий ужас, грозный, жуткий, зловещий, мрачный, некрасивый, пугающий, тревожный, уродливый, ужасный). А вот и Мудрая сова. Давайте спросим, что же случилось в волшебном лесу.

Сова рассказывает, что таким лес стал, после того , как здесь пробегал гномик Ух. А чтобы лес стал прежним, нужно отгадать разноцветные загадки.

 -Это не беда. Мы сможем помочь  вернуть краски лесу Загадок. Правда, ребята?

  1. Развитие логического мышления. Отгадывание загадок (приложение 3)

- Посмотрите, каким красивым, разноцветным стал лес Загадок. Прислушайтесь! Каких птиц вы узнаете? (ответы детей: дятел, кукушка, соловей). Мы помогли мудрой Сове и нам пора отправляться в путь, впереди – город Веселых Мастеров. А на чем мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.

С теплым воздухом он,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

  1. Дыхательная гимнастика «Вот мы шарик надуваем, и рукою проверяем!» Дети «надувают» воздушные шары, произнося звук «ш-ш-ш»,  берут их в правую руку и под музыку бегут по кругу.

3 остановка. Город Веселых мастеров

- Перед нами город Веселых Мастеров, давайте отпустим шары  («с-с-с»).  А вот и Палочкин - Считалочкин. Здравствуй, веселый человечек. А у вас что случилось?

-Гномик Ух  разрушил разноцветную пирамидку, которую мы построили и стёр надпись «ПИРАМИДКА».

-Давайте поможем веселым человечкам. Сначала мы соберем разноцветную пирамидку (палочки Кюизенера). А теперь каждый, с помощью математического планшета сложит одну букву, а вместе у нас получится слово «ПИРАМИДКА». (Дети выполняют задание).

-Вот и в городе Веселых Мастеров мы помогли навести порядок.

4 остановка. Река Времени.

-Перед нами река Времени. Мы сможем переправиться через неё, если вспомним, что мы знаем о времени (ответы детей).

- Молодцы! А теперь мы сможем перейти реку Времени по волшебному мосту. А чтобы было веселей, давайте споем нашу песенку.

  1. Речевое упражнение на развитие дыхания,  голоса,  артикуляции  «А – О –  И - У».

5 остановка.  Цифроград

-Перед нами главный город Волшебной страны Математики  – Цифроград. Нас встречают  его жители – цифры. А вот и принцесса Циферька.

-Здравствуйте, ребята! Я внимательно наблюдала за вашими успехами, - вы настоящие  волшебники.

- Принцесса Циферька, ребята не волшебники. Они просто очень добрые и дружные, а еще любят играть с цифрами и геометрическими фигурами. Поэтому они и смогли помочь жителям твоей страны.

-Вы молодцы! А теперь помогите, пожалуйста, цифрам найти свои домики!

  1. Игры «Цифровые домики». Дети решают примеры и расселяют  цифры по домикам. (Цифра на крыше показывает, сколько жильцов должно жить в каждом домике.)

- Вы справились со всеми заданиями. И в награду за ваш ум и смекалку, за вашу доброту и дружбу – вот вам игра. Давайте и дальше будем дружить!

-Принцесса Циферька, нам пора возвращаться  в детский сад.

-Ой! А что же делать с гномиком, который натворил столько бед?

- Ребята, а давайте возьмем  гномика Уха с собой и научим его не только считать и писать, но и как правильно себя вести. До свидания, принцесса Циферька!

-До скорой встречи, ребята!

  1. Закрепление обратного счета  от 10  до 1.

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы смогли помочь друзьям,

узнали новое слово– альбинос.
                    А вы, гости дорогие,

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Пришло время расставанья,

Говорим вам: «До свидания!»

Используемая литература

  1. Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. – М.: Амрита – Русь, 2009.
  2. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство – пресс, 2007.
  3. Михайлова З.А. Математика до школы - СПб.: Детство – пресс, 2000.
  4. Моисеева М.Ф., Федорова А.И. Сказочная угадайка. – СПб.: Смарт, 1996.
  5. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  6. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика – синтез,2009.
  7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Акцидент, 1997.
  8. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому развитию:"Путешествие в волшебную стран "Математика." для детей старшего дошкольного возраста.

Закрепить счёт в пределах десяти, умения работать с карандашом и с бумагой. Развивать умения решать математические задачи, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать сообразительность, вооб...

«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»

Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10  на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...

Конспект НОД по познавательной деятельности ( математике) в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну Математики»

Конспект представлен в виде увлекательного путешествия с разнообразными заданиями для детей....

конспект занятия по математике "Путешествие в волшебную страну Математику"

интересное познавательное занятие по математике....

Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»

Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»...

Конспект открытого занятия по математике «Путешествие в волшебную страну математики»

Конспект итогового мероприятия в старшей группе по математике...

Методическая разработка конспекта непосредственно – образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну математики»

Цель: закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи: Образовательная:- закреплять знания детей о геометрических фигурах;- продолжать учить решать задачи на сложени...