Конспект НОД ОО "Познание" в подготовительной группе по теме "Площадь. Измерение площади"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Назарова Татьяна Николаевна

Цель: Сформировать представление о площади фигур и сравнении фигур по площади.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР-ДС № 53 «ЁЛОЧКА»

Г.Тамбов

Назарова Т.Н.

воспитатель I квалификационной категории

Конспект НОД в  подготовительной группе

Образовательная область

«Познание»

Тема: «Площадь. Измерение площади»

Цель:  Сформировать представление о площади фигур и сравнении фигур по                     площади.

Задачи:

Обучающие:

  1. Ввести понятие площадь,  «условная мерка».
  2. Учить детей сравнивать фигуры и измерять площадь фигур с помощью условной мерки.
  3. Закрепить представление о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей.

Развивающие:

  1. Развивать конструктивные способности, пространственное воображение, образное, логическое и вариативное мышление.
  2. Развивать память, внимание, речь.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к математике, умение работать сообща, умение правильно строить отношения со сверстниками и видеть себя глазами окружающих.

Материал к занятию:

Демонстрационный: 

Письмо от кота Матроскина; 2 кляксы –большая:    красная, маленькая: синяя; 3 коврика разной площади; Матроскин, Шарик, Галчонок, домик (нарисованные); фигуры разной площади; телеграмма.

Раздаточный: 

Квадраты, треугольники разных размеров, ленточки (мерки), цифры, цветные карандаши, билеты на поезд (с цифрами), зелёная, красная и жёлтая краски.

ХОД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

I. Организационная часть.

Воспитатель:  Ребята, скажите, какое у вас сегодня настроение?                                                         (ответы детей)

-  А чтобы оно стало ещё лучше, мы возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. (дети берутся за руки и улыбаются друг другу)

- Смотрите, к нам в группу пришло письмо. А как узнать, кто его нам прислал?

Дети: Нужно открыть письмо.

- Ребята, вы, конечно, помните, что без взрослых, письма открывать нельзя, так как они могут быть опасными.  (Воспитатель открывает письмо и читает)

«Дорогие, ребята, мы с Шариком опять поссорились. Никак не можем решить кто из нас прав. Помогите нам. Приезжайте быстрее»

Кот Матроскин

II.Основная часть.

-  Ребята, кто нам прислал письмо?

Дети:  Кот Матроскин.

-  Куда нас приглашает кот Матроскин? Вы помните, где живут кот Матроскин с Шариком?

Дети: В Простоквашино.

-  Смотрите, здесь в конверте ещё что-то лежит! Посмотрим!                 (воспитатель достаёт из конверта кляксы)

-  Ребята, когда Матроскин писал вам это письмо, он нечаянно поставил 2 вот такие большие кляксы – одну красными чернилами, а другую – синими.

-  Как вы думаете, какая из клякс займёт больше места на листе бумаги у кота Матроскина?

Дети: Красная клякса больше. (дети высказывают предположения)

-  А можете ли вы это доказать? Что нужно сделать?

Дети:  Нужно наложить синюю кляксу на красную так, чтобы синяя уместилась в красной.

-  Ребята, может быть вы мне подскажите, как называется то место, которое занимает любая фигура? (ответы детей)

- Я вспомнила, место, которое занимает любая фигура, в математике называется ПЛОЩАДЬЮ.

-  А теперь вместе назовём это свойство фигуры. (дети повторяют)

-  Так значит площадь какой кляксы больше?

Дети: Красная клякса по площади больше, чем синяя.

-  А как мы с вами сравнивали эти кляксы по площади?

Дети: Способом наложения; надо наложить фигуры так, чтобы одна фигура полностью уместилась в другой.

Динамическая пауза

(Музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

-  И так, ребята, пора отправляться в Простоквашино, нас ведь там ждут! А добираться мы с вами будем на поезде, занимайте места в вагонах. Чтобы нам было весело в пути, мы будем отгадывать загадки, и выполнять движения.                                                                                                 (дети выстраиваются в цепочку и двигаются по группе, отгадывают загадки под музыку)

1. Сколько колёс у машин?                             (четыре)

2.Сколько огоньков у светофора?                 (три)

3. Сколько ягод в пустом стакане?                (в пустом стакане ягод нет)

4.Назовите соседей числа 5?                          (4,6)

5. Что делает ёж зимой?                                   (спит)

-  Вот мы и приехали! Что же у вас тут случилось? Из-за чего у вас спор?

(на доске кот Матроскин, Шарик, Галчонок, домик)

-  Оказывается, вот из-за чего спор: скоро каникулы, приезжает дядя Фёдор. Матроскин связал коврики для себя, Шарика и дяди Фёдора. Матроскин и Шарик хотят подарить дяде Фёдору коврик, который занимает самую большую площадь в комнате.    (на мольберте три коврика с разной площадью)

-  Из-за этого у них идёт спор. Помогите выбрать коврик, у которого большая площадь.  (Высказывания детей. Дети могут предложить решить задачу способом наложения, проверяют, не получается. Выясняется, что сделать это не удаётся.)

-  Мы убедились в том, что способ наложения при определении площади не подходит. Почему?

Дети: У ковриков разная форма.

-  Как ещё можно измерить площадь коврика?  (ответы детей)

-  Может быть эти предметы, которые лежат у нас на столе, помогут измерить площадь ковриков?

(На столе – квадраты, треугольники, прямоугольники разных размеров, ленточки (мерки), дети предлагают разные варианты измерения площади. Измеряем площадь предложенным детьми материалом. Находим правильное решение.)

-  Почему выбрали именно этот квадрат?  (ответы детей)

-  Ребята, какие фигуры присутствуют в узоре ковриков? У нас здесь есть разные квадраты, подберите нужный квадрат.

-  Как будем измерять площадь коврика этим квадратом?

Дети:  Способом наложения.

-  Какие правила надо соблюдать, чтобы не ошибиться в измерении площади?  (Надо наложить квадрат на рисунок коврика так, чтобы совпадали углы и стороны.)

-  Измеряя площадь мы использовали квадрат. Как его можно назвать?

Дети:  Мерка.

-  Правильно! В математике это называется меркой. Итак, чем мы будем измерять площадь ковриков?

Дети:  Меркой (квадратом).

-  Я вам предлагаю разбиться по парам, взять мерку для измерения площади и приступить к работе, чтобы выяснить какой из этих ковриков имеет большую площадь и подойдёт дяде Фёдору. Измерив площадь, подберите цифру, которая соответствует количеству мерок на вашем коврике и поместите её вместе с ковриком на мольберт. Приступайте к работе.

(дети выполняют задание самостоятельно в парах, совещаясь между собой)

-  И так какова площадь первого коврика?  Второго коврика?

Дети:  Площадь первого коврика равна восьми меркам.

-  Почему на третьем коврике вы поставили цифру 9?

Дети:  Так как на нашем коврике уместилось 9 мерок.

-  Площадь какого коврика больше. Почему?

Дети:  Площадь третьего коврика больше площади первого и второго.

-  Сделаем с вами вывод:  Если мы не можем сравнить площадь фигуры методом наложения, то как же можно измерить площадь фигуры?

Дети:  Чтобы измерить площадь фигуры, нужно выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в данной фигуре.

-  Этот коврик и подарят Шарик и Матроскин дяде Фёдору! Вот решили спор друзей! Молодцы, ребята! Ребята, вам нравится в Простоквашино?

-  Хорошие у нас друзья: Матроскин, Шарик, Галчонок, дядя Фёдор! Давайте подарим нашим друзьям песню-танец, чтобы им всегда весело жилось, и они никогда не ссорились?

Физкультминутка  «Если весело живётся…»

Если весело живётся, делай так                     (хлопки в ладоши – 2 раза)

Если весело живётся, делай так                     (2 раза)

Если весело живётся

Мы друг другу улыбнёмся

 (поворачивают голову к одному соседу и к другому, улыбаются)

Если весело живётся, делай так                     (2 раза)

Если весело живётся, хорошо, хорошо        (дети берутся за руки)

Если весело живётся, хорошо, хорошо

Мы друг другу улыбнёмся                            

(смотрят друг на друга, улыбаются)

Если весело живётся, делай всё

(хлопки по коленям, топают, хлопки ладошками)

III.  Заключительная часть.

(Скорый поезд №8. Билеты с номерами. Музыка  Шаинского  «Голубой вагон»)

-  Вот и пришло время возвращаться в детский сад. Возвращаться мы будем на нашем поезде. Получите билеты на поезд.

-  А теперь займите места в вагонах так, чтобы сумма 2-х билетов была равна № нашего поезда. А номер нашего поезда вы видите на паровозе.

(Дети получают билеты на поезд, и находят себе пару, чтобы сумма цифр на билетах составляла 8.)

-  В каждый вагон садится только по 2 пассажира. И так, устраивайтесь, поудобнее, занимайте свои места.

РЕФЛЕКСИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-  Вот мы и вернулись в детский сад. Где мы с вами сегодня побывали?  В гостях у кого мы были? Какие задания выполняли?  (ответы детей)

-  С каким новым свойством фигур познакомились? Что мы с вами для этого делали, чтобы узнать площадь фигуры.

-  Ребята, я думаю, что нам нужно отправить телеграмму нашим друзьям в Простоквашино и сообщить им о том, что мы хорошо добрались до детского сада. Телеграмма готова. На чьё имя мы отправим телеграмму?

Дети:  Кота Матроскина.

-  «Мы добрались до детского сада хорошо, просто замечательно. Спасибо за интересное путешествие

-  Адрес, куда отправляем и кому, написан. Сама телеграмма готова. Нам осталось её подписать. А вместо подписи мы оставим на телеграмме отпечатки наших ладоней, которые должны сообщить в Простоквашино о том, интересно вам было заниматься, всё ли у вас получилось, легко ли вам было на занятии или трудно?

-  Если было легко и просто, то возьмите зелёную краску, окуните ладошку в неё и оставьте зелёный след на телеграмме. Если вам было где-то сложно и не всё получилось – след будет жёлтый. А если было тяжело и трудно на протяжении занятия – то след будет красный.

-  Какая разноцветная, красивая телеграмма получилась? Какого цвета больше? Как вы думаете, почему? (ответы детей)

-  Ребята, я тоже хочу оставить свою подпись на телеграмме. Я окуну свою ладошку в зелёную краску, потому что мне с вами было очень легко на занятии.

-  Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познание в подготовительной группе на тему: «Измерение»

Программное содержание:Закрепить знание порядкового счета до 20 в прямой и обратной последовательности; познакомить детей со счетом парами.Учить пользоваться условной меркой.Закрепить умения ориентиро...

Конспект занятия в подготовительной группе «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.Задачи:ОБ...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему «Измерение различных предметов с помощью условных мер»

Цель занятия: систематизировать и закрепить математические представления у детей подготовительной группы.Задачи.Образовательная. Познакомить с измерением величин при помощи условной меры.Развивающая. ...

конспект занятия по ФЭМП для подготовительной группы на тему: "Измерение жидкости"

конспект занятия по ФЭМП на тему: "Измерение жидкости"...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Прогулка по Красной Площади»

Цель: развивать творческий потенциал через использование нетрадиционных методов рисования.Задачи:- уточнить и расширить представление детей о столице нашей родины - Москве, используя различные виды де...

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Измерение длины»

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Измерение длины»...