Конспект интегрированного занятия по формированию логико-математического мышления и воспитания звуковой культуры речи детей средней групы «Малыши спешат на помощь»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Попова Ольга Степановна

 

логико-математические задания с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера:

- объединение предметов по основному родовому признаку (форма)

без учета известных признаков (цвет, величина);

- выкладывание геометрического узора по заданному алгоритму (образцу);

- моделирование построек из палочек различной длины и цвета (палочки Кюизенера).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon hod_zanyatiya.zip23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное учебное учреждение №19 «Солнышко»

Торезского городского совета Донецкой области.

Конспект

интегрированного занятия по формированию

логико-математического мышления и воспитания звуковой культуры речи детей средней групы

«Малыши спешат на помощь»

подготовила

воспитатель логопедической группы

Попова Ольга Степановна

г. Торез  2013

Цели и задачи занятия

Учить :

выполнять логико-математические задания с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера:

- объединение предметов по основному родовому признаку (форма)

без учета известных признаков (цвет, величина);

- выкладывание геометрического узора по заданному алгоритму (образцу);

- моделирование построек из палочек различной длины и цвета (палочки Кюизенера).

Упражнять:

- в прямом и обратном счете в пределах 5;

- в четком произношении звуков;

- в выполнении заданий по образцу, объяснению в подгруппах, парах, самостоятельно.

Закрепить:

 знания детей о транспорте, компьютере (как средстве получения информации).

Развивать:

         умение выполнять элементарные логические действия:

- подбор обобщающего слова;

- выделение из группы лишнего по основному признаку предмета;

- складывание разрезных картинок.

 

Воспитывать:

 дружелюбие, желание прийти на помощь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Знакомство с детьми.

Здравствуйте взрослые! Здравствуйте дети!

Я - Ольга Степановна, воспитатель в д/с «Солнышко».

Я пришла передать Вам улыбки и привет своих воспитанников.

                (показываю видео - ролик с приветствием детей)

                По окончанию ролика звонит телефон.

2. Игровая проблемная ситуация «Телефонный полилог»

 -Алло. Я вас слушаю. С кем я разговариваю?

-Это жители острова Веселых человечков.

Нам нужна помощь смелых и умных  ребят!

-Ребята,  так это вам звонят! Слушайте и отвечайте!

-«Ребята!  У нас беда! Мы просим вашей помощи! Скорее приезжайте к нам, в страну Весёлых человечков. Наша страна находится за горами, за лесами, за морями». А добраться вам поможет посылка. Ждите посылку.

3.Просмотр слайдов по стихотворению С. Маршака «От кареты до ракеты» с  упражнениями по звуковой культуре речи.

-Давайте посмотрим на компьютере, каким транспортом мы можем воспользоваться

 (Показывает слайды)

-Что это?  Машина. Давайте попробуем ее завести.

«ЖЖЖЖЖЖЖ».

(дети повторяют звук, воспитатель напоминает о правильной постановке органов артикуляции при произношении звука)

Не заводится. Значит, мы поедем не на машине.

(Показ второго слайда.)

 Отгадайте, что изображено на этой картинке?

( имитирую звук колес поезда « ДТ, ДТ»

В случае затруднения даю наводящие ответы «Это поезд или велосипед?») 

Правильно, поезд. Давайте все вместе покажем, как едет поезд

(произношение звуков «Дт» детьми)

Но у нашего поезда нет вагонов, значит, мы не можем поехать на нем.

(Показываю третий слайд мальчикам.)

А этот транспорт мечтают иметь все мальчишки.

Вот пусть девочки и отгадают. Что вы заводите. (Договариваются и произносят звук «РРРРРР»)

Девочки! Какой это транспорт? (мотоцикл)

Правильно! (показывают картинку и предлагают  всем произнести звук «Р»)

Дети, мотоцикл один. А нас? (много).

Значит, мы поедем не на мотоцикле.

(Показываю четвертую картинку девочкам)

А теперь девочки покажут, а мальчики отгадают

 (произносят звук «ЛЛЛЛЛ» и имитируют полет самолета).

Молодцы! Это самолет.

4.Дид. упражнение «Назови одним словом»

(Детям показывают ряд картинок)

Какие красивые у нас: машина, поезд, мотоцикл, самолет!

А как это все назвать, одним словом?

(при необходимости задают наводящий вопрос)

Это транспорт или мебель?

 Правильно это транспорт.

5.Дид. упражнение «Найди лишний предмет»

Транспорт бывает: воздушный, наземный и водный.

Дети, что  лишнее в ряду: машина, поезд, мотоцикл, самолет!? (самолет)

 

6.Сюрпризный момент «Посылка детям»

(вносят посылку)

Дети, вам пришла посылка.

(дети находят в посылке ковер- самолет)

-Дети, да это волшебный ковер-самолет!

7. Дид.игра «Почини ковер»

Но  с ковром что-то случилось (рассматривают дыры в ковре)

(детям предлагаются клапти по форме дыр  в ковре и не подходящие к ним. Дети выбирают нужные, называя геометрические фигуры и обосновывая свой выбор)

8.Игровая ситуация «Старт ковра-самолета»  (прямой счет от 1 до 5)

Молодцы! Починили ковер, стал, как новенький! Становитесь на ковер. Не летит?! Давайте скажем волшебные слова:

 «1,2,3,4,5 –ковер-самолет начинай взлетать!»  Не слушает…

А если, как для  ракеты, посчитаем от 5 (обратный счет от 5 до 1 с показом числового ряда )

9.Игровая ситуация «Полет на ковре-самолете»

    (звучит музыка В. Гладкова «Ковер -самолет»)

Полетели!

10.Минутка психологической разгрузки

с упражнениями  на дыхание.

(дети с воспитателем делают произвольные движения руками, покачивание корпусом, имитируя полет на ковре самолете, выполняют дыхательное упражнение, подражая ветру)

11.Дид.игра « Сосчитай предметы справа и слева».

(дети считают облака, птиц  которые встречаются детям  на пути)

12.Проблемно-игровая ситуация

«Дети на острове Веселых человечков»

12.1.Встреча с жителями острова.

-Я вижу остров. Идем на посадку. Мы с вами прилетели в страну Весёлых человечков. А вот и они.

(дети видят грустных человечков) 

-Дети, неужели это остров весёлых человечков.

Ведь никто не улыбается.

-Дети, спросите, почему они грустные? Что у них случилось?

(Веселые человечки говорят, что ураган разрушил все на их острове, и показывают фотографию, каким  он был

красивым .)

12.2.Д/и «Сложи картинку»

(складывание картинок из 4-х частей в подгруппах по методу  Е.Шулешко)

12.3.Дид. игра «Разложи по местам» (методика «Блоков» Дьенеша)

–Дети, у человечков была вот такая красивая, интересная игровая площадка с геометрическими фигурами,  а ураган всё разбросал?

 Вот фотография площадки (показывает схему).

 Поможем человечкам навести порядок:

-В красный обруч нужно положить все квадраты,

- в синий - все треугольники.

(воспитатель дает образец выполнения задания в форме игрового обращения к детям «Как мне сделать правильно?»по методике Ш.Амонашвили)

-Раз-два-три, начни  (дети выполняют задание)

Проверим, правильно ли мы сделали? Да, молодцы! В красном обруче - все квадраты,  в синем - все треугольники.

12.4.Дид.упражнение «Продолжи ряд»

Ребята! Посмотрите! Здесь был мост, осталась лишь малая его часть. Мы его отремонтируем и узнаем, куда он нас приведет.

(детям дают алгоритм выкладывания узора «круг-квадрат-треугольник», задание выполняется индивидуально, воспитатель обращает внимание на правильность выкладывания «слева-направо» и  соединение участков «моста»)

12.5.Дид.игра «Сложи домик»

(работа с палочками Кюизенера)

Ураган разрушил у человечков и дома. А у нас есть много строительного материала - вот такие разные палочки. И дома можно построить разные-разные: и  высокие, многоэтажные, и широкие, и сказочные теремки, и со ступеньками, балконами, крышами разной формы - круглой,  треугольной. Какие захотите. (Дети выкладывают дома из палочек Кюизенера).

Какие красивые дома получились!

13.Заключительная часть занятия.

13.1. Прощание с островом Веселых человечков.

(грустные человечки «превращаются» в весёлых).

-Дети, посмотрите -  человечки улыбаются.

Они снова стали веселыми! Веселится весь остров!

13.2.Танец-игра «Если весело живется» 

Если весело живется, делай так

(два хлопка в ладоши).

Если весело живется, делай так

(два хлопка в ладоши).

Если весело живется,

мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так

(два хлопка).

13.3. Возвращенье детей в группу.

Весёлые человечки дарят вам свои улыбки и волшебные слова  «перемещенья-возвращенья»:

 (хлопая, говорят вместе с воспитателем)

        Эни-бэни-рики-траки,

        Все на острове в порядке-

        Вновь улыбки здесь сияют

        Детей в группу возвращают.

Мы снова в группе и можем рассказать всем, что видели и делали на острове Веселых человечков.

Литература:

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
  2. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М., Знание,  1993.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. – М., Просвещение, 1991.
  4. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. — М.: Просвещение, 1985.
  5. Помораева И.А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2009 - 2010.
  6. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

"Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста за счет внедрения современных образовательных технологий"

В работе представленны следующие занятия: артикуляционная гимнастика, игры на дыхание, дидактические игры, организованная познавательная деятельность....

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи детей в старшей группе

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи детейСтаршая группа   Тема: «Веселые звуки [ с ] и [ ш ]»...

Методическая разработка на тему: "Система работы по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе"

Система работы по воспитанию  звуковой культуры речи в средней группе...

Перспективное планирование на каждый месяц по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе

Перспективное планирование на каждый месяц по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе...

Воспитание звуковой культуры речи в средней группе

Воспитание звуковой культуры речи в средней группе...