Презентация на тему "Цифра ноль"
презентация к занятию по математике (подготовительная группа) на тему

Филаткина Светлана Витальевна

В понимании людей цифра "ноль" означает ничего, пусто, дырка от бублика и многое другое. Однако, в повседневной жизни "ноль" встречается очень часто. И чтобы делали люди, если бы не было ноля? Данная презентация приготовлена специально для занятия по математике с детьми подготовительной группы. цель занятия - познакомить детей с понятием "ноль", рассмотреть сферы его применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.pptx427.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цифра Нуль. Выполнила: Филаткина Светлана Витальевна Воспитатель МДОБУ ЦРР Детский сад №5 Лесозаводск 2013 г.

Слайд 2

Сегодня это может казаться удивительным, но европейская математическая традиция долгое время не знала никакого нуля. И даже после того, как узнала, старалась подольше без него обходиться. И действительно – зачем нужно число, которое ничего не исчисляет? Бред какой-то... Да и первые европейские системы исчисления нуля не требовали, так как были непозиционными. Необходимость появления нуля.

Слайд 3

Одной непозиционной системой мы пользуемся до сих пор. Кому не знакома римская нумерация? Нуль в этой системе отсутствует. Число 20 записывается двумя десятками (ХХ=10+10), а 102 – сотней и двумя единицами (CII=100+1+1). Вроде бы всё просто, но вот беда – для каждого нового разряда надо выдумывать новый знак (I– 1, V–5, X–10, L–50, C–100, D–500, M–1000), иначе крупное число из одних единиц станет длинным и неразборчивым. Однако и с добавлением новых знаков числа часто выглядели громоздко. На постаменте знаменитого питерского Медного всадника написана дата открытия памятника – MDCCLXXXII. Сразу ли вы догадаетесь, что это 1782 год? Ну а совершать подсчеты, оперируя такими числами, было еще труднее. Непозиционная система Счисления.

Слайд 4

Впрочем, на практике никто палочками, птичками и крестиками не считал. Для этого использовали счётные доски – абаки. Абак в разных обличьях оказался весьма живучим изобретением. Только калькуляторам удалось вытеснить счёты, которыми в совершенстве владела еще моя бабушка-бухгалтер. Абаки и счёты были разделены на несколько позиционных рядов. Так, чтобы обозначить на счётах число двести семь, на первой проволоке (разряд единиц) отбрасывали в сторону семь костяшек, на третьей (ряд сотен) – две, а на второй (разряд десятков) ничего не отбрасывали, так как десятков в числе не было. Вот этот пробел, это пустое место и стало первым прообразом нуля. Говоря образно, нуль как число и цифра появился практически из ничего. Первый праобраз нуля.

Слайд 5

Первые шаги от пробела к знаку сделали вавилоняне. Их система счета была позиционной. Суть позиционной системы заключалась в том, что каждый новый разряд записывался одними и теми же знаками, только располагали их левее предыдущего разряда. У вавилонян знаков было два: вертикальным клинышком обозначали единицу, а горизонтальным – десятку. Таким образом записывали числа до 59, а число 60 снова обозначали вертикальным клинышком. Если какой-нибудь разряд отсутствовал, вавилоняне ставили пробел, а в V в. до н.э. стали обозначать пропущенный разряд двумя клинышками. Первые шаги к созданию Нуля.

Слайд 6

Родиной настоящего нуля по праву считают Индию. Само понятие нуля, по-видимому возникло в середине V века. Первое же изображение нуля было обнаружено в числе 270, начертанном на стене г. Гвалиора (876 г.). Очень важно, что нуль здесь впервые стоит в конце числа и внешне напоминает знакомую нам дырку от бублика (разве что немного меньше других цифр). Есть гипотеза, что сам знак нуля индийцы переняли у греков. Создатели нуля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка для детей «Потерявшийся ноль» с математическим уклоном.

Цель: Продолжать давать детям представление о многообразие и важности цифр...

Презентация по теме "Цифра ноль"

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию по математике, отражающую историю создания цифры "0" (ноль)....

Дидактическая игра "Ноль отходов"

Задачи: расширять представления детей о проблеме загрязнения окружающей среды бытовым мусором, знакомить с утилизацией пищевых отходов и природного мусора (веток, ботвы, листвы и т.п.) - изготовление ...

Разработка непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Число ноль, Числа второго десятка».

Сформировать представление детей о числе «ноль» и его месте в ряду чисел.(Ноль выполняет роль пограничника между положительными и отрицательными числами.) Учить составлять задачи со знакам...

сказка "как ноль жену себе искал"

В детском саду дети начинают знакомство с цифрами и числами.Сказка "Как ноль жену себе искал" поможет детям закрепить числовой ряд, понять чем отличается число от цифры.использование сказки ...

Конспект НОД по математике в старшей группе. Знакомство с образованием числа 10. "Как единица и ноль подружились".

Конспект НОД по математике в старшей группе, целью которого является формирование представления детей о числе 10. Игры и упражнения занятия направлены на закрепление счета в пределах десяти, знания ци...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Знакомство с числом и цифрой ноль» (образовательная область «Формирование элементарных математических способностей»)

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми старшей группыТема: «Знакомство с числом и цифрой ноль» (образовательная область «Формирова...