Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (математика, развитие речи). Тема: "Путешествие по сказке Маша и Медведь".
методическая разработка (математика, подготовительная группа) по теме

На занятии в игровой форме проводится работа по математическому развитию детей; закрепляются знания о русских народных сказках и их героях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_skazke_masha_i_medved.docx160.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40

комбинированного вида Кировского района  г. Санкт – Петербурга

                       

Совместная  образовательная  деятельность

в подготовительной  группе ОНР (математика, развитие речи).

Тема: «Путешествие по сказке Маша и медведь»

                                                                                                           Составила:

                                                                                                                         Тархова Л.И.

                                                                                                                     

                                         

                                           

г. Санкт-Петербург

2009г.

Программное содержание:

  1. Задачи на развитие познавательных способностей:
  • Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10.
  • Закрепить умение детей сравнивать числа в пределах 10, пользоваться знаками >; <; =
  • Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 5.
  • Развивать пространственные представления, слева, справа, вверху, снаружи, внутри.
  • Измерять длину с помощью условной мерки.
  1. Задачи на развитие связной речи:
  • Говоря о поступках героев, правильно строить фразы, передавать слова действующих лиц.
  • Пересказывать отрывки из сказки, используя интонации радости, вопроса.
  1. Воспитательные задачи.
  • Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встреч с любимыми героями сказок, где побеждает добро.
  • Развивать умение слушать и слышать вопрос.

Используемые образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие (динамическая пауза «Мы немного отдохнем»)
  • Игровые технологии (Д/и «Составь сказку», Д/и «Волшебные домики», Д/и «Веселые задачки», Д/и «Измени форму, цвет, размер»)
  • Технологии развивающего обучения (мнемотехника – работа с мнемотаблицей «В лесу»)

Материал к занятию:

  • иллюстрации с изображением сказки "Маша и медведь"; сюжетные картинки по сказке (5-6);
  • плоскостные изображения корзин, кузовков, пирожков разной формы, цвета размера;
  • набор полосок разной длины;
  • наборное полотно;
  • цветные карандаши и схемы;

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит большое и интересное путешествие в сказку. Хотите узнать в какую сказку?  Тогда постарайтесь правильно составить картинку из ее частей. (Картинка разрезана на 5 частей).

Д/и «Составь сказку»

     

(Дети собирают картину на ковре, объясняя куда ставят части картин. Эту часть нужно положить в центр, эту в правый верхний угол. Эта  часть подходит сюда, мы ее положим  в левый нижний угол. Это сказка "Маша и медведь ".)

(Постепенно дети узнают героев сказки и называют): Совершенно верно! Достаю иллюстрации с изображением различных сюжетов из сказки и предлагаю детям.

"Давайте вместе вспомним сюжет сказки и расставим картинки в нужном порядке. Сколько всего картинок? Что изображено на этой картинке? (Машенька прощается с дедушкой и бабушкой возле домика.) А на этой? (Медведь несет короб, а из короба выглядывает Машенька.) (Рассматриваются все 5 картинок). Расставьте их в нужном порядке, вспоминая сюжет сказки. (Дети выкладывают картинки, рассуждая и объясняя свои действия.)

Давайте рассмотрим одну из картинок, ту на которой Машенька печет пирожки в домике у медведя. Ответьте на вопросы: Что находится от домика справа? (Справа от домика—елочка.) Слева? (Слева от домика —ежик несет грибы на своих иголках.) Что вы видите сверху? ( Солнышко, небо, птицы летят.) А внутри домика? (Машеньку, печку, пирожки, короб.)

Задание по мнемотаблице «В лесу»

Машенька пошла в лес... Посмотрите на картинку и перечислите, что она увидела в лесу? Дети перечисляют: бабочку, елочку, грибок, ягодку, листочек. (выкладываю картинки в определенном порядке). 

Запомните расположение и зарисуйте также. (У детей листочки. Они заполняют, время 2-3 минуты.)

Машеньке все было интересно и она все дальше и дальше уходила от подружек.

Корзинки постепенно наполнялись.

Посмотрите, сколько грибов, сколько ягод и поставьте знаки: >; <; или =.

Дети рассматривают, считают, рассуждают, ставят знак,  объясняют, почему они поставили знак <.

Грибов в корзинке четыре, а ягод восемь. Четыре меньше, чем восемь,  поэтому мы поставили знак меньше <

Заблудилась Машенька в лесу и попала в дом к медведю.

Догадайтесь, какой дом был у медведя.

Д/и «Волшебные домики»

(На доске висит плакат и к нему отдельно домики разных видов).

Дети рассуждают сообща. Нарисованы домики: квадрат с круглым окошком, прямоугольник с треугольным окном, овальный с квадратным окошком. Крыши у всех одинаковые, треугольные. Если  смотреть слева направо (по горизонтали), то в каждом ряду  встречаются все эти домики, а в нижнем ряду не хватает  прямоугольного с треугольным окном, если смотреть сверху вниз  (по вертикали) то же самое.                

Предлагаю объяснить, почему дети решили именно так?

Итак, мы узнали, в каком домике жил медведь. Машенька стала жить у него, печку топила, кашу варила, дом прибирала. И, хотя медведь не обижал Машеньку, она скоро стала тосковать по дому, скучать по дедушке и бабушке, а медведь не хотел отпускать Машеньку. Но Маша придумала, как вернуться к дедушке и бабушке. Что она придумала, ребята? (Маша напекла пирожков и попросила  медведя отнести в деревню, а сама забралась в кузовок и там спряталась)

Верно! "Посадила Маша в печь Пирожки с капустой печь. Если сможешь, помоги сосчитать мне пироги.

Дети считают. Получилось девять! Машенька испекла девять пирожков

Динамическая пауза

А теперь мы немного отдохнем!

 Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладони 3 хлопка, головою 3 кивка

На 4 - руки шире

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту сесть опять.

Попросила Машенька медведя отпустить ее, чтобы отнести гостинец дедушке и бабушке. А медведь и говорит: "Нет, лучше я сам отнесу!" А Машеньке того и надо. Забралась она в кузовок, а пирожки сверху положила.

Д/и «Веселые задачки»

Посмотрите, ребята, на каждом пирожке написан пример. Давайте решать примеры и складывать пирожки в кузовок.

Дети берут пирожки, пишут ответ, кладут пирожки в кузовок. "Пять плюс один будет шесть" и т.д;

Взвалил медведь на спину кузовок и пошел. Идет по лесу и загадывает сам себе и детям загадки. Сорвал цветок и говорит: "У этого цветка 4 лепестка. А сколько лепестков у 2-х таких цветков?" (Дети решают. У одного цветка четыре лепестка и еще у одного тоже четыре. 4 и 4 будет 8.)

Правильно! А вот задачка про лесные яблочки: "Яблоки в лесу поспели. Мы отведать их успели: 5 румяных наливных, 3 с кислинкой. Сколько их?" (Дети рассуждают. Пять яблок, да ещё три. 5 плюс 3будет 8)

"Шел медведь долго. Увидел пенек и говорит: "Сяду на пенек, съем пирожок". А Машенька ему из кузовка....

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок.

Неси бабушке, неси дедушке.

"Вот глазастая", — сказал медведь и пошел дальше.

А тем временем вы выполните еще одно задание. Сделаем вместе "волшебные превращения".

Д/и «Измени цвет, форму, размер»

(Разложены разные по форме, цвету и размеру кузовки.)

Дети подбирают кузовки и рассуждают. Был большой желтый кузовок, нужно изменить цвет, я возьму большой коричневый, теперь нужно изменить форму, был

прямоугольный коричневый, а теперь кладу квадратный коричневый.

Все верно! Вот какие вы волшебники. Большой, желтый, прямоугольный кузовок превратился в маленький, коричневый, квадратный. Чудеса! А тем временем медведь дошел до самой деревни.

Посмотрите внимательно на дорожку, по которой шел медведь и найдите полоску такой же длины.

У детей 3 полоски разной длины (5-15-25 см) и цвета, дети определяют на глаз, какая из полосок подходит. Я считаю, что красная полоска той же длины, что и дорожка, желтая слишком короткая, а синяя очень длинная.

Учуяли собаки медведя и залаяли. А что было дальше?

Медведь испугался, бросил кузовок,  убежал. Вышли бабушка с дедушкой из дома и увидели  кузовок. А из него показалась Машенька. Обрадовались дедушка с бабушкой. Стали Машеньку целовать, обнимать, умницей называть.

Ребята, Вы сегодня решали очень интересные и сложные задачи. Помогали Машеньке вернуться домой к дедушке и бабушке. А теперь нам пора прощаться со сказкой и Машенькой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе (этикет, ОБЖ, развитие речи, рисование) Тема: "Прогулка в сказочном лесу"

На занятии в игровой форме  закрепляются умения  детей вести себя в соответствии с правилами этикета, а также дети упражняются в изображении предметов в перспективе. ...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Путешествие в страну звуков"

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте. Основная задача занятия - закрепление знаний о гласных и согласных  звуках....

Совместная образовательная деятельность в старшей группе ОНР (экология, развитие речи). Тема: "Новые приключения мальчика Асаша"

Занятие способствует закреплению знаний детей о диких животных и развитию речевого творчества при составлении рассказов-сочинялок о жителях леса....

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (математика, развитие речи). Тема: Путешествие по сказке "Заюшкина избушка"

На занятии в доступной игровой форме проводится работа по развитию математических способностей детей; закрепляются знания по русским народным сказкам....