Совместная образовательная деятельность в старшей группе ОНР (экология, развитие речи). Тема: "Новые приключения мальчика Асаша"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Занятие способствует закреплению знаний детей о диких животных и развитию речевого творчества при составлении рассказов-сочинялок о жителях леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40

комбинированного вида Кировского района  г. Санкт – Петербурга

Совместная образовательная  деятельность

в старшей  группе ОНР (развитие речи, экология)

Тема: «Новые приключения мальчика Асаша»

                                           Составила и провела:

                                                        Тархова Л. И.                                  

Санкт-Петербург  2009 уч. г.

   Программное содержание:

   Познавательные задачи:

    1. Систематизировать знания детей об образе жизни лесных зверей; их повадках, характерных признаках внешнего вида.

    2. Формировать представления о диких животных ( заяц, лиса, медведь, белка).

    3. Учить выделять отличительные особенности внешнего вида: длинные уши, короткий хвост, крупное тело, лапы и т.д.

    4. Уточнить знания детей о местах обитания диких зверей (живут там, где есть пища, где удобно выращивать детенышей, спасаться от врагов).

    5. Упражнять в ориентировке на плоскости.

    6. Совершенствовать умение составлять целое из части.

    7. Закрепить знания о числах и цифрах от 1 до 10.

    8. Развивать координацию движений в игре «Снежинки».

    Речевые задачи:

    1. Закреплять употребление в речи конструкций простого и распространенного предложений.

    2. Закреплять согласование существительных и прилагательных( лиса – рыжая, пушистая, остроносая, длиннохвостая, хитрая и т.д.).

    3. Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном падеже ( у зайца нет одного уха).

    4. Развивать способность составлять предложения, опираясь на модели, отражающие характерные особенности животного.

    5. Развивать умение детей подбирать глаголы-синонимы.

    6. Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными, использовать в словосочетаниях и предложениях.

    7. Развивать связную речь детей в умении составлять рассказы-сочинялки о животных.

    Речевое творчество:

   1. Развивать речевое творчество в составлении рассказов-сочинялок.

    2. Продолжать развивать способности детей к творческой речевой деятельности.

    Воспитательные задачи:

    1. Воспитывать гуманное отношение к животным, природе.

    2. Способствовать формированию интереса к жизни и повадкам лесных обитателей.

    Материал к занятию.

   1. Кукла Би-ба-бо ( мальчик Асаш).

    2. Кубик с изображением частей тела животных (хвост, голова, уши и т.д.)

    3. Лабиринт – игра «Найди свой дом».

    4. Картинки с изображением жилищ лесных зверей : дупло, нора, норка, логово, берлога).

    5. Изображения зверей: медведь, лиса, белка, заяц, волк.

    6. Изображение леса (заснеженные елочки, куст)

    7. Модели-схемы с порядковым номером и изображением животного на обороте.

    8. Предметные картинки : слон, апельсин, шары, акула.

    9. Буквы С – А – Ш – А .

   10. Игрушки животных для составления творческих рассказов.

   11. Рисунки (контурные изображения) животных с недостающими частями тела.

   12. Магнитофонная запись «Снежинка».

   13. Призы-подарки от Асаша.

   Ход занятия:

   Воспитатель.  Ребята, я хочу вас познакомить с этим мальчиком, его зовут – Асаш. Мама его назвала так потому, что он очень непослушный и упрямый. И все делает наоборот. Мама его просит ложиться спать – он встает, просит убрать игрушки – он их разбрасывает. Мама огорчилась и назвала его таким именем. Вот я и решила вместе с вами помочь мальчику стать послушным. Давайте на несколько минут станем такими как он – будем выполнять противоположные действия, т.е. делать все наоборот.

Динамическая пауза

  • опустить руки вниз – поднять руки вверх
  • встать со стула – сесть на стул
  • показать ладошки – спрятать ладошки
  • согнуть руки – выпрямить руки

    Воспитатель.  Асаш был в лесу и сфотографировал некоторых животных. Давайте посмотрим на его снимки и узнаем кого встретил в лесу Асаш.

Игровое упражнение «Волшебный кубик».

    Дети по очереди переворачивают кубик и доказывают, кого хотел сфотографировать Асаш.

    Воспитатель. Чей это хвост ?

    Дети. Это лисий хвост. Он большой, пушистый, рыжий.

              Это голова медведя. Она большая, маленькие уши.

    Воспитатель. Как можно сказать иначе? Чья это голова?

    Дети. Это медвежья голова.

    Воспитатель. Уши зайца, чьи уши?

    Дети. Заячьи уши.

    Таким же образом рассматриваются другие изображения. Воспитатель добивается развернутых ответов с использованием притяжательных прилагательных в речи.

    Воспитатель. Асаш предлагает вам поиграть. Посмотрите, какой у него игровой лабиринт.

Игровое упражнение «Найди свой дом».

Дети рассматривают лабиринт и узнают, что мальчик все перепутал. Находят и доказывают ошибки.

    Дети. Лиса не может жить в мышиной норке, ей там тесно, она не поместится. Лиса живет в норе и т.д.

    Воспитатель. Вот и здесь Асаш напутал. Нам надо срочно отправиться в лес и помочь зверюшкам. Оказаться в лесу быстрее нам поможет эта снежинка. Надо только сказать волшебные слова.

Психогимнастика «Снежинки».

    Звучит музыка, дети выполняют движения.

    Мы снежиночки резные, легкие, воздушные.

    Мы кружимся, как пушинки.

    В танце мы, как балеринки.

    Землю снегом покрываем и деревья украшаем.

    Лес мы в сказку превращаем

    И сюда всех приглашаем.      

    Воспитатель. Вот мы и в лесу. Скажем вместе: «Ах, какой чудесный лес!» (дыхательная гимнастика). Садитесь на пенечки и вместе со снежинкой поищем животных и их жилища.

Игра «Кто где живет?»

    Воспитатель. Вы подскажите, как называется дом животного, а я помогу найти его расположение. Как называется дом лисы?

    Дети. Дом лисы – нора.

    Воспитатель. Нора лисы расположена в левой нижней части леса. Нора чей дом?

    Дети. Нора – лисий дом.

    Воспитатель. Вот лиса и дома (прикрепляет изображение лисы). Ребята, логово чье жилище?

    Дети. Логово – жилище волка.

    Воспитатель. Как можно сказать иначе?

    Дети. Логово волка – волчье логово.

    Воспитатель. Волчье логово находится в левой верхней части леса. Теперь волк дома (поместить изображение волка рядом с логовом). Медведь живет в правой нижней части леса. Как называется жилище медведя?

    Дети. Жилище медведя – берлога.

    Воспитатель. Владик, найди в лесу расположение берлоги медведя. Берлога чье жилище?

    Дети. Берлога медвежья.

    Воспитатель. Вот и мишке мы помогли (поместить изображение). В верхней правой части высоко на дереве живет шустрый зверек. Догадались? Конечно, белка. А как называется жилище белки?

    Дети. Дом белочки – дупло.

    Воспитатель. Как сказать по-другому, дупло чье жилище?

    Дети. Дупло – беличий дом.

    Воспитатель. Посмотрите, чья мордочка выглядывает из домика?

    Дети. Мышиная мордочка.

    Воспитатель. Как называется домик мышки?

    Дети. Мышиная норка.

    Воспитатель. Ребята, Асаш мне дал вот эти странные снимки и просит собрать эти части в целое, и определить за кем он так долго бегал по лесу. Посмотрите, каждая часть снимка имеет свою цифру, номер, свой знак. Я догадалась, нам надо по этим знакам-символам, точно по номерам-цифрам рассказать об этом животном, кого так хотел сфотографировать Асаш. Рассказывать будем по порядку и прикреплять свой снимок вот сюда, на ковролин.

Игра «Собери картинку».

    Дети выбирают части «снимка», рассказывают о характерных признаках животного согласно выбранной схеме и номеру на ней. Затем прикрепляют ее по порядку на ковролин знаком во внутрь. Появляется изображение животного – зайца. 

    Воспитатель. Узнали теперь, кто больше всего понравился Асашу в лесу? Правильно, зайчик. А вы молодцы, много знаете о зайцах. А где он прячется от врагов?

    Дети. За кустиками, сваленными деревьями.

    Воспитатель. Посмотрите, чьи уши торчат из-за куста?

    Дети. Заячьи уши. Они длинные.

    Воспитатель. Вот мы и помогли зверюшкам найти свой дом. А чтобы они успокоились, давайте расскажем им, как вы много знаете о них и любите. Каждая такая фишка – это подарок животному. Прикрепляя фишку, вы рассказываете о нем ( белочка – шустрая, быстрая и т.д.).

Игра «Подарки животным».

    Дети берут фишки, прикрепляют их к изображению животных и рассказывают о выбранном животном.

    Воспитатель. Пока вы рассказывали зверюшкам, как вы их любите, Асаш нарисовал животных. Посмотрите ( дети рассматривают рисунки и находят ошибки – Асаш не дорисовал части тела животного).

Игра «Исправь ошибку»

    Дети дорисовывают недостающие части животного, объясняя чего не хватает.

    Дети. У мишки нет одной лапы. У зайца не хватает одного уха. У лисы нет хвоста ( воспитатель добивается использования в речи существительных в родительном падеже).

    Воспитатель. Вы молодцы, ребята, помогли Асашу исправить свои ошибки. А представьте себе, если бы в жизни животных тоже все изменилось: сильные стали слабыми (дети подбирают антонимы к словам)

    храбрые – трусливыми

    злые – добрыми

    большие – маленькими

    хищные – травоядными

    Воспитатель. Или животные Африки оказались на Северном полюсе, и наоборот. Эти зверюшки хотят с вами поиграть. Подумайте, кому вы хотите помочь стать другими : бурому мишке оказаться на Севере, белочке – в Африке с обезьянками, лисичке – в пустыне рядом с верблюдами,  жирафами. Что бы они там почувствовали? Кого бы там встретили? Как бы себя повели?

Игра «Путаница».

     Дети выбирают игрушки и придумывают рассказы-сочинялки.

    Воспитатель. Молодцы, вы хорошие фантазеры. И зверюшкам понравилась такая игра. А как вы думаете, Асаш научился чему-нибудь с нами?

    Дети. Узнал, где живут лесные звери.

               Как называются жилища зверей.

               Узнал, что любят звери, как они живут.

               Мы его научили все делать правильно и слушаться маму.

    Воспитатель. А вы хотите узнать его настоящее имя?

Игра «Составь слово».

    Воспитатель. Чтобы узнать имя Асаша, надо определить первый звук слова, предмета изображенного на картинке и написать его на ковролине (дети определяют первый звук в слове и пишут имя на ковролине).

1.  Слон – С

2.  Акула – А

3.  Шары – Ш

4.  Апельсин – А

Воспитатель. Теперь мы его можем называть Сашей. Он стал  послушным. А вы добрые, внимательные друзья, умные и тоже послушные. А Саша в знак благодарности дарит вам фотографии лесных животных на память о нем и о зверюшках.                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (экология и развитие речи)

Тема заняти "Встреча весны", уточнение и систематизация знаний детей о признаках ранней весны....

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (математика, развитие речи). Тема: "Путешествие по сказке Маша и Медведь".

На занятии в игровой форме проводится работа по математическому развитию детей; закрепляются знания о русских народных сказках и их героях....

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе ОНР (математика, развитие речи). Тема: Путешествие по сказке "Заюшкина избушка"

На занятии в доступной игровой форме проводится работа по развитию математических способностей детей; закрепляются знания по русским народным сказкам....

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в старшей группе ОНР с использованием ЭОР (экология, развитие речи) Тема: «Весна идет»

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которым поможет вам при подготовке к собственному занятию по теме "Весна"....

Совместная образовательная деятельность в старшей группе ОНР "В лес за грибами и ягодами" (экология,развитие речи)

Тема занятия : "В лес за ягодами и грибами" цель: закреплять умение классифицировать грибы и ягоды....

Конспект совместной - образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП).

Конспект совестной деятельности педагога  детьми по познавательному развитию (формирование элементарных  математических  представлений) На тему: квест-игра «Путешествие ...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности в старшей группе №3 по развитию речи на тему: «Лесная прогулка к бабушке на день рождения».

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи.Задачи:- закрепить знания о таком жанре художественной литературы, как русская народная сказка;- закрепить знания о шипящих звуках, упра...