Главные вкладки

    План-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме:
    Мастер-класс по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

    Нимаева Баира Намсараевна

    В этом году я работаю над темой самообразования "Дидактические игры в процессе формирования элементарных математических знаний у детей второй младшей группы". Отчёт по теме самообразования провела в виде открытой непосредственно образовательной деятельности. Это открытое мероприятие провела 20 декабря 2013 г. Задумку мастер-класса нашла в интернете, переделала на себя, на свою группу и в итоге получился отличный мастер-класс. Огромное спасибо автору разработки. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Разработка открытой НОД по ФЭМП во второй младшей группе

    Тема: Поездка в лес.

    НОД: Формирование элементарных математических представлений

    Образовательные области: 

    1. познавательно-речевое развитие

    2. коммуникативно-личностное развитие

    Цель: создание образовательной среды для формирования элементарных математических представлений.

    Задачи:

    Образовательная:

    закреплять умения детей распознавать и называть геометрические фигуры; закреплять понятия «короткий» и «длинный»; различать количество предметов: один, много, ни одного, понимать вопрос «сколько?»; продолжать расширять активный словарный  запас.

    Развивающая:

    развивать память, внимание, мышление, воображение.

    Воспитывающая:

    воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыку; интерес к занятию и совместной деятельности; умение следить за развитием действия, сопереживать героям сказки, воспитывать желание помогать.

    Необходимый материал:

    1. Эмблемы каждому ребёнку: синий квадрат, красный круг, жёлтый треугольник, на стульчиках такие же фигуры.
    2. Фланелеграф: на нём паровозик без колёс.
    3. Геометрические фигуры для показа.
    4. Колёса для поезда (чёрные круги, квадраты и треугольники)
    5. Теремок с разными окнами (одно окно –круглой формы, там спрятана мышка, другое – квадратной формы, спрятана лягушка, третье окно – треугольной, пустое).
    6. Две ёлочки разной высоты.
    7. Магнитофон
    8. Музыка зайчика.
    9. 2 зайчика: один маленький, другой - большой.
    10. Наверху две капусты, внизу морковки.
    11. Лиса, платье на лисе порванное.
    12. На столе д/и «Подбери подходящую заплатку»
    13. Две мишуры разных цветов: одна короткая, другая длинная
    14. Музыка медведя. Домики (геом.фигуры для игры).

    Ход занятия:

    1. Организационый момент.

    Приветствие гостей. На правой руке каждого ребёнка эмблема с геометрической фигурой.

    - Ребята, давайте все встанем в круг и поздороваемся. Все помните, где ваша правая рука?

    На правой руке у вас эмблемы.

    Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед,

    здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед,

    здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,

    здравствуй друг (дать левую руку соседу слева)

    здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе)

    мы стоим рука в руке,

    вместе третья группа мы,

    можем маленькими быть (приседаем)

    можем мы большими быть (вырастаем на носочках)

    но один никто не будет (соединяемся в середине).

    - Молодцы! А теперь улыбнулись друг другу и садимся на стульчики. Каждый садится на тот стульчик, на котором нарисована соответствующая вашей эмблеме геометрическая фигура.

    - Ребята, мы с вами сегодня будем помогать лесным зверятам. И я вас приглашаю в зимний лес.

    - А кто у нас живёт в лесу? (ответы детей: животные, дикие животные, заяц, лиса, волк, медведь)

    - Сейчас мы сядем в поезд и отправимся в лес.

    Внимание детей обратить на фланелеграф с поездом без колес.

    1. Дидактическая игра «Подбери колеса к поезду»

    - Ребята, посмотрите на наш поезд и скажите, сможем мы отправиться на нём в путь? (нет).

    -  Как вы думаете, почему? (У поезда нет колёс.)

    - А из чего же нам можно сделать колёса для нашего поезда? Посмотрите, у меня есть геометрические фигуры.

    - Какие это фигуры? Дети повторяют: Геометрические фигуры.

    - Кто сможет назвать? Ответы детей.

    - Как вы думаете, какую геометрическую фигуру нужно выбрать для того, чтобы сделать колёса для поезда? Почему? (Из кругов, потому что у них нет углов и их можно катать).

    - Молодцы! Выбираем отсюда круги. Теперь, проверим, действительно ли круг покатится, проведём пальчиком по кругу:

    Бежит палец по кругу, откуда ушёл, туда и вернулся.

    - Правильно, он круглый, он катится.

    - Ну что же, давайте отремонтируем наш поезд и отправимся в путь. (Дети ставят по одному колесу к поезду на фланелеграфе и сами строятся «паровозиком»).

    Воспитатель встаёт впереди – он – паровоз, а дети – вагончики.

    - Едем в лес, паровоз гудит «Ту - ту»

                       Стишок: все рассказывают и ходят.

    Вот поезд наш мчится

    Колёса стучат,

    А в поезде нашем,

    Ребята сидят,

    Чу-чу-чу, садитесь прокачу!

    -Ооо, посмотрите, ребята, какой домик стоит?

    Стоит в поле теремок

    Он не низок, не высок

    -Интересно кто там живёт?

    - Чтобы открыть первое окно, нужно назвать на какую форму оно похоже? (на круглую)

    - а чтобы узнать кто там живёт, вам надо отгадать загадку.

    Живёт в норке, кушает корки.

    Короткие ножки, боится кошек.

    - Кто это?  (мышка)

    - Молодцы, конечно мышка. (Воспитатель открывает первое окно)

    - А какой хвостик у мышки? (длинный, тонкий)

    - А какой формы второе окно? (квадратное)

    - Ой, а кто же тут спрятался?

    - Отгадайте следующую загадку.

    Быстро плавает в пруду,

    Ловит целый день еду.

    "Кто же ты? Шепни на ушко".  

    " Ква! " – ответила …(лягушка)

    - Да, правильно, лягушка спряталась.

    - А какие глаза у лягушки? (большие, круглые)

    - А вот кто спрятался за третьим окном, я даже не знаю, откроем и посмотрим?

    - ну и кто же спрятался? (никого)

    - Молодцы! А из какой они сказки? (теремок)

    - Да, теремок, а где же остальные звери? Вы знаете? Поищем их? (да)

    - Тогда садимся в поезд и отправляемся в лес, возможно, мы их там найдём.

    Поезд отправляется дальше.

    - Вот мы и приехали на лесную полянку. Ооо, как красиво в лесу. Давайте, подышим свежим воздухом (дыхательная гимнастика: вдох через нос, выдох через рот)

    - как много снежинок вокруг. Подуем на снежинки.

    - Хорошо-то как! А давайте мы с вами прогуляемся по лесу.

    - Посмотрите. Что это? (Ёлочки.)

    - Они одинаковые, как вы думаете? (Нет)

    - Чем же они отличаются? (Одна высокая, другая низкая).

    - Ребята, а скажите, какой праздник приближается? (новый год)

    - а что будет в новом году? (праздник, дед мороз, подарки)

    - а что надо сделать, чтобы ёлочка была красивая и нарядная?

      (украсить её новогодними игрушками)

    - А вы уже знаете песню про ёлочку? (да)

    - Давайте споём все вместе один куплет.

    Ёлочка пушистая к нам пришла

    Радостные праздники принесла

    Шарики качаются, ёлка улыбается

    Ну-ка, посмотри, ёлочка-красавица!

    - Молодцы! Как красиво все поёте.

    -  Дети, послушайте загадку и отгадайте, кто же пришёл на нас посмотреть?

    Летом серый,

    Зимой белый.

    Прыгает ловко,

    Любит морковку.

    Дети отгадывают.

    - Да, это зайчик. Молодцы, ребята! А заяц прискакал не один, а с …..(зайчонком)

    - Конечно, к нам пришли два зайчика. Посмотрите внимательно, а какие это зайчики? (один большой, другой маленький).

    - Да. Заяц – большой, а зайчонок - ……(маленький).

    - Саша, посади большого зайчика под высокую ёлку, а Арина – маленького зайчонка под низкую ёлочку. Молодцы!

    - А, что зайчик любит кушать? (Морковку, капусту).

    На домике прикреплены две капусты наверху, а внизу 5 морковок.

    - Ребята, посмотрите, а что тут? (капуста и морковки)

    - Что находится наверху? (капуста) А сколько капуст? (две).

    - а что внизу? (морковки) сколько морковок? (много)

    - а как одним словом можно назвать, что это? (овощи)

    - А теперь закройте глаза (убираю одну капусту), открыли и сказали «Что изменилось?»

    (нет одной капусты)

    Правильно! Сколько морковок? (много), сколько капуст? (одна).

    - А давайте угостим наших зайчиков. Берите по овощу, пусть они покушают.

    - Ребята, а зайчики говорят, что хотят с нами поиграть. Поиграем с ними?

    Физкультминутка.

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

    Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево - вправо.)

    Раз, два, три.

    Наклонился левый бок.

    Раз, два, три.

    А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

    И дотянемся до тучки.

    Молодцы! А теперь идём дальше.

    - Воспитатель берёт и показывает лису (заранее подготовленная лиса, на платье приклеена заплатка из скотча, как будто порвана)

    Посмотрите, дети, кто это идёт к нам? (Лиса)

    - Она очень грустная. Как вы думаете, почему она такая грустная?

    - Давайте, её спросим?

    - Она говорит, что порвала своё платье и не может пойти на праздник нового года.

    Вот посмотрите (показывает на дырку)

    - Как жаль, а мы поможем лисичке? (да)

    На столе д/и «Подбери заплатку»

    - тогда подходим все к столу и подбираем нужную заплатку к платью лисички.

    Дети подбирают нужную заплатку к платью лисички.

    - Молодцы, ребята! Лисичка вас всех благодарит.

    - А давайте, мы лисичке, сделаем какой - нибудь подарок? Ей будет очень приятно.

    - Посмотрите, что у меня есть? (Воспитатель достаёт 2 мишуры).

    - Какие они? (разные) По цвету? (синие и красные) А по длине? (длинные и короткие)

    - А как проверить? (нужно наложить одну ленточку на другую).

    Воспитатель показывает наложением друг на друга.

    Воспитатель: Какая ленточка по цвету длиннее? А какая короче? (ответы детей)

    - А сейчас ребята давайте нашей лисичке мы повяжем бантик.

    (Воспитатель завязывает короткую ленточку. Бантик не получается)

    - Почему у меня никак не получается завязать бант? (потому что мишура короткая).

    - Подскажите, какую нужно взять ленточку? (нужно взять длинную мишуру).

    - Бантик завязался, лисичка говорит всем спасибо, теперь она стала ещё краше, чем была, потому что у неё есть красивый бантик.

    - Ребята, слышите, кто это топает так по лесу? .

    Звучит грозная музыка медведя.

    Да это же мишка – косолапый.- А зимой медведи бродят по лесу? Нет

    - а что они делают зимой? Спят.

    - Видимо мы разбудили, он спросонья вышел  и теперь не может найти свой дом.

    - а как называется их домик? Берлога

    - А вы хотите помочь ему? Да

    - а давайте мы построим домики, и тогда мишка обязательно найдёт свою берлогу.

    Д/и из счётных палочек с образцом .

    - Молодцы! какие красивые домики построили.

    - А теперь и мы с вами поиграем в игру «Найди свой домик». Хотите поиграть?

    - нашим домиком будут фигуры.

    Напомнить им об эмблемах, на которых нарисованы геометрические фигуры. Нужно найти соответствующий своей фигуре домик.

    - Вы будете все медведями. Вы гуляете по лесу, покажите, как ходят медведи?

    - молодцы. Под музыку вы ходите, а когда музыка останавливается, вы должны найти свой домик.

    - Молодцы, все нашли свой домик.

    - Ну, вот и закончилась наша прогулка по лесной полянке. Нам пора возвращаться в детский сад.

    - вам понравилась поездка? (ответы детей)

    - Куда мы с вами ездили?

    - На чём?

    - а кому мы помогали в лесу?

    - А теперь пора нам возвращаться в детский сад.

    -Умнички мои, молодцы!

    - Давайте скажем всем нашим животным до свиданья и отправимся обратно в детский сад на нашем поезде. Садитесь в вагончики.

    Вот поезд наш мчится

    Колёса стучат

    А в поезде нашем

    Ребята сидят

    Чу-чу-чу, садитесь прокачу!

    Воспитатель уводит детей из группы


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы

    Закрепление знаний о прямоугольнике и квадрате. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; зрительного...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей второй младшей группы "Ягоды"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей ...

    «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

    Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работ...

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

    представлены игры для детей от 3 до 4 лет по формированию элементарных математических представлений...

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

         Так как в младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способ...

    Комплекс работы по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе.

    Конспект по формированию математических представлений  во второй младшей группе....

    Конспект итогового занятия Развитие элементарных математических представлений у детей I младшей группы. В гостях у Медведей.

    Представленный конспект имеет практическое значение, как для начинающих, так и для более опытных педагогов дошкольного&n...