Перспективный план «Маленький гений»
рабочая программа по математике (младшая группа) по теме

Попова Любовь Александровна

Целью развивающего обучения является – посредствамигровых заданий в стихотворной форме научить детей азам математики, содействуя полноценному  развитию познавательной и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_geniy.docx55.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г. Сыктывкара

Перспективный план

«Маленький гений»

Составитель:

Воспитатель

 Попова Л.А.

Сыктывкар 2013

Пояснительная записка

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяются сферы деятельности ребёнка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребёнок овладевает родным языком, совершенствуетсявосприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие интеллектуальных способностей. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.Интеллектуальный трудочень нелёгок, и  учитывая  возрастные  особенности  детей  дошкольного  возраста,  несёт  в  себе определённую  умственную  нагрузку,  которая  чаще  всего  замаскирована занимательным сюжетом.  Умственная задача  –  найти  путь  решения  –  реализуется средствами  игры  и  в  игровых  действиях.

Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является игра. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические игры.В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры П. Б. Никитина и др.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Наиболее эффективными средствами развития мыслительной активности являются палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, игры П. Б. Никитина.

Целью развивающего обучения является – посредствамигровых заданий в стихотворной форме научить детей азам математики, содействуя полноценному  развитию познавательной и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Основные задачи  развивающего  обучения:

  • Развитие логического мышления. Развитие представлений о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представление о математических понятиях.
  • Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём), объяснять сходства и различия объектов, основывать свои рассуждения.
  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать знания умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических  задач.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей ( положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль).
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Знакомить детей с понятием числа в процессе счёта и измерения.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет), состоит из 64занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, по 15 минут. Оптимальное количество детей в группе – 8 человек.

План дополнительных развивающих занятий

Тема занятия, развивающая игра

Цели, задачи развивающих занятий

Литература

«Незнайка и его друзья»

  • Познакомить детей с прямоугольником;
  • Упражнять в умении различать и называть прямоугольник и квадрат, квадратную и прямоугольную форму предметов;
  • Упражнять в счёте и сравнении чисел;

Развивать умение обобщать и классифицировать.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 26

«Треугольник»

  • Уточнить знания детей о геометрической фигуре - треугольник;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно;
  • Упражнять в счёте до пяти.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр.27

«Круг»

  • Уточнить знания детей о геометрической фигуре – круг;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр.29

«Квадрат»

  • Уточнить знания детей о геометрической фигуре – квадрат.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 30

«Друзья»

  • Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять их в группы, обобщать, классифицировать геометрические фигуры по свойствам и признакам.
  • Учить находить общие для всех предметов группы признаки.
  • Развивать умение подбирать предметы по форме в соответствии с геометрическим образцом, учить различать геометрические фигуры.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 31

«Круг. Овал»

  • Закрепить представления о геометрических фигурах, познакомить детей с понятием «овал», обогащать сенсорный опыт выделения овала.
  • Развивать мышление, память, внимание.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр.33

«На полянке»

  • Учить детей делить множества на подмножества. Опираясь на какой-либо определённый признак предмета.
  • Учить находить блоки с помощью кодов, употреблять код отрицания «НЕ».
  • Учить описывать юлок с помощью кодов.
  • Повторить знание цифр от 1 до 10.
  • Воспитание добрых чувств, дружелюбия.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 34

«Поезд»

  • Учить детей классифицировать геометрические фигуры по двум признакам: цвету и форме.
  • Развивать умение читать геометрические фигуры по признакам.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 37

«Пять волшебных сундучков»

  • Познакомить детей с образованием чисел 4 и 5, развивать навыки счёта в пределах пяти.
  • Развивать умение анализировать,  сравнивать, различать геометрические фигуры, их расположение, умение учитывать размер при составлении цепочки.
  • Уточнить знание детьми геометрических тел: шар, куб.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 39

«Прямоугольник»

  • Уточнить знания детей о геометрической фигуре – прямоугольник.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Развивать логическое мышление, умение выполнять задания самостоятельно.
  • Упражнять в счёте до 5.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 40

«Поможем Мальвине»

  • Развивать у детей логическое мышление, память, сообразительность.
  • Активизировать детское воображение.
  • Развивать умение обобщать объекты по трём свойствам (форма, цвет, величина) с учётом наличия или отсутствия каждого ( блоки Дьёнеша).
  • Закрепить знание детьми количественного и порядкового счёта.
  • Подготовить детей к литературно-словесному творчеству.

«Дидактические игры – занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 41

«Овал»

  • Познакомить детей с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки.
  • Закрепить счёт в пределах 5 и умение соотносить цифру с количеством.
  • Развивать логическое мышление.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 42

«Весёлые лягушата»

  • Упражнять детей в счёте до 5 в обозначении количества предметов цифрой.
  • Учить сравнивать два предмета по ширине.
  • Обогащать речь детей словами-антонимами.
  • Развивать творческое воображение в конструировании из 5 счётных палочек.
  • Способствовать преодолению барьеров в общении, создавать возможность для самовыражения.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 44

«Путешествие в занимательную математику»

  • Продолжать закреплять навыки порядкового счёта.
  • Упражнять детей в установлении соотношений между пятью предметами по высоте, учить употреблять слова: самый высокий, выше, ниже, низкий.
  • Учить логически мыслить и делать выводы.
  • Закреплять понятие о геометрических фигурах.
  • Учить детей ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
  • Развивать речь детей.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 46

«Зима»(К нам весна шагает…)

  • Формировать представление о времени года – зима.
  • Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.
  • Закреплять умение различать геометрические фигуры по форме (прямоугольник, треугольник, круг) и цвету (красный, зелёный, синий).

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 49

«Микки Маус в зоопарке»

  • Развивать умение выделять заданную геометрическую фигуру по 3 признакам – форма, величина, цвет.
  • Знакомить с составом числа 5.
  • Формировать наглядно – схематическое мышление с помощью карточек – свойств.
  • Закрепить понятия: «большой - маленький», «худой - толстый», «низкий-высокий», «узкий - широкий», «больше – меньше – ещё меньше».

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 51

«Цирк»

  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, упражнять в классификации геометрических фигур с использованием блоков Дьёнеша.
  • Закрепить знание цифр от 1 до 5.
  • Закрепить понятие «большой - маленький».
  • Упражнять в подборе слов с определённым звуком.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 53

«В гостях у сказки»

  • Формировать понятие о множестве, развивать умение правильно определять соотношения между элементами, умение сравнивать множества, ориентироваться на плоскости.
  • Упражнять в сравнении предмета по длине, составлении числа 2 из единиц.
  • Развивать творческое мышление, комбинаторные способности.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 55

«Чудесный мешочек»

  • Закрепить умение классифицировать множества по 2 свойствам (цвет и форма, размер и форма).
  • Развивать умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть её.
  • Развивать комбинаторные способности.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 57

«Волшебные картинки или новые приключения Колобка»

  • Развитие  мыслительных операций, речи, умения обосновывать правильность суждений.
  • Закрепить знание детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, умение объединять геометрические фигуры по 2 разным признакам с применением карточек – символов.
  • Повторение порядкового счёта в пределах пяти.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 59

«Кто ты. Малыш?»

  • Закрепить знание детей о геометрических фигурах, их основных признаках.
  • Развивать умение находить сходства и различия, обосновывать своё мнение.
  • Дать первые представления о геометрии.
  • Развивать умение пользоваться карандашом, линейкой.
  • Развивать мелкую моторику.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 61

«Учимся, играя!»

  • Дать представление о геометрических формах (круг, квадрат, треугольник), развивать наглядно – действенное мышление и мыслительные операции.
  • Закрепить понятие «много и один».
  • Развивать внимание и вызвать радость.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 63

«Город цветных человечков»

  • Закрепить знания детей о понятиях «цвет», «форма».
  • Развивать умение обобщать, классифицировать по цвету, подбирать предметы соответствующего цвета.
  • Упражнять в умении сравнивать по величине.
  • Развивать внимание, воображение, мышление.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 66

«Секретики»

  • Закрепить знания детей о признаках геометрических фигур.
  • Упражнять в применении кодовых карточек.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать речь, мышление, внимание, воображение.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 67

«Игры лисёнка Рыжика»

  • Развивать умение классифицировать. Находить общие признаки геометрических фигур.
  • Знакомить детей с понятиями «геометрическая фигура».
  • Упражнять в счёте от 1 до 5.
  • Развивать логическое мышление, память.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Вызвать у детей желание участвовать в совместных играх.
  • Воспитывать прилежание и внимательное отношение друг к другу.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 69

«Мы едем, едем…»

  • Формировать умение находить в окружающей обстановке один или несколько предметов.
  • Знакомить детей с основными цветами.
  • Учить строить поезд из кубиков, чередуя их по цвету.
  • Развивать способности к конструированию, логическое мышление, внимание.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 72

«Весёлый паровозик»

  • Познакомить детей с цифрой 5, совершенствовать навыки счёта предметов от 1 до 5, соответствия числа и цифры.
  • Закрепить порядковый счёт – конструирование из палочек Кюизенера.
  • Совершенствовать навыки в определении цвета, формы геометрических фигур.
  • Развивать логическое мышление, творческое воображение, умение группировать предметы по признакам сходства.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 74

«Змейка»

Игра «Найди свой домик»

  • Учить детей составлять группу из отдельных предметов.
  • Закреплять понятия «один» и «много».
  • Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
  • Совершенствовать навыки в определении цвета, упражнять в счёте от 1 до 5.
  • Вызвать у детей желание участвовать в совместных играх.
  • Развивать речь детей.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 6, стр. 68

«У кого больше?» Игра «Форма»

  • Закрепить название геометрической фигуры «треугольник».
  • Учить составлять фигуры из палочек, сравнивать фигуры по величине.
  • Развивать воображение, логическое мышление, внимание, речь детей.
  • Упражнять в умении различать и называть прямоугольник и квадрат, треугольник и круг; квадратную, круглую, треугольную и прямоугольную форму предметов.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 7.

«Разноцветные вагончики»

 «Выложи картинку»

  • Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине.
  • Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счёта («столько - сколько», «поровну»).
  • Закрепить знание детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; умение работать по образцу.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Развивать мелкую моторику рук.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 8.

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр.61

«Столбики»

Игра – конструирование «Заборы низкие и высокие»

  • Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по длине».
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать представление о цвете, умение называть цвета.
  • Развивать представления о высоте («высокий», «низкий» и т.д.); представления о длине; умение сравнивать предметы по высоте и длине.
  • Развивать зрительный глазомер.
  • Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 8

«Как работать с палочками Кюизенера?» Комарова Л.Д., стр. 29

«Сушим полотенца»

Игра – конструирование

«Лесенка высокая и лесенка низкая»

  • Учить детей сравнивать предметы по длине, находить сходство между предметами, классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
  • Развивать представление о цвете, умение называть цвета.
  • Развивать представления о высоте («высокая», «низкая» и т.д.); умение сравнивать предметы по высоте и длине.
  • Развивать зрительный глазомер.
  • Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 9

«Как работать с палочками Кюизенера?» Комарова Л.Д., стр. 30

«Числа 1и 2»

Игра «Найди цифру»

  • Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения.
  • Познакомить с образованием числа2, цифрами 1 и 2.
  • Вызвать у детей желание участвовать в совместных играх.
  • Развивать речь, мышление, внимание.
  • Учить ориентироваться в пространстве.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 10, стр. 69

«Строительство домов»

Игра «По порядку строится»

  • Учить детей моделировать предметы из палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте.
  • Упражнять в счёте, в различении количественного и порядкового счёта, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счёту?»
  • Развивать умение выстраивать палочки по высоте, обосновывать своё мнение.
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 11, стр. 68

«Число 3»

Игра «Найди цифру»

  • Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой.
  • Учить называть по порядку числительные от 1 до 3.
  • Вызвать у детей желание участвовать в совместных играх.
  • Развивать речь, мышление, внимание.
  • Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 12, стр. 69

«Треугольники»

Игра «Найди свой домик»

  • Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины.
  • Упражнять в счёте в пределах 3.
  • Учить различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?».
  • Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
  • Уточнить знания детей о геометрической фигуре – треугольник.
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 14

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр.28

«Рамка для картины»

Игра «Выложи разноцветный коврик»

  • Учить строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины.
  • Формировать знания о пространственных отношениях.
  • Развивать творческую фантазию.
  • Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Развивать мелкую моторику рук.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 14

«Разноцветные флажки»

«Сделай фигуру»

  • Закреплять названия геометрических фигур.
  • Упражнять в счёте, умении отвечать на вопросы: «Сколько?  Который  по  счёту?».
  • Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек.
  • Учить различать порядковый и количественный счёт.
  • Развивать мелкую моторику рук,  логическое мышление, внимание, речь детей.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 15, стр. 33

«Бусы» «Разноцветные шары»

  • Закреплять названия геометрических фигур.
  • Учить детей классифицировать предметы по длине.
  • Упражнять в сравнении группы предметов по количеству входящих в них элементов, обозначать словами результат сравнения (больше-меньше, столько-сколько).
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 16

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 16

«Число 4» «Найди и назови»

  • Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре.
  • Учить считать в пределах четырёх.
  • Закреплять умение различать количественный и порядковый счёт.
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность.
  • Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 17

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 15

«Число 5» «Запомни узор»

  • Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5.
  • Учить называть числительные по порядку.
  • Закреплять умение различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счёту?»
  • Развитие памяти, логического и пространственного мышления, внимательности.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 18

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 10

«Скворечник» «Назови соседей»

  • Закреплять знание чисел в пределах 5.
  • Упражнять в сравнении предметов по длине, преобразовывать конструкцию предмета.
  • Развивать пространственное, логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.
  • Закреплять умение различать количественный и порядковый счёт.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 19

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 15

«Дачный посёлок» «Цыплёнок»

  • Учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки.
  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.
  • Развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представления целого и части.
  • Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 20

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 23

«Ёлка» «Разноцветные шары»

  • Упражнять детей в определении длины предмета, используя приём наложения.
  • Закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая.
  • Развивать представления об эталонах цвета.
  • Закреплять названия геометрических фигур.
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 22

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 16

«Новоселье» «Назови соседей»

  • Развивать пространственное, логическое мышление, восприятие, внимание.
  • Закреплять умение различать количественный и порядковый счёт.
  • Закреплять умение сравнивать палочки по длине.
  • Учить соотносить величину предмета с ограниченным пространством.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 23

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 15

«Дорога к дому» «Пригласительный билет»

  • Знакомить детей с основными цветами.
  • Развивать способности к конструированию, логическое мышление, внимание.
  • Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки.
  • Упражнять в ориентировании в пространстве на ограниченной площади.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 24

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 12

«Кукла Маша» «Подари кукле бусы»

  • Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине).
  • Учить моделировать предмет по словесной инструкции.
  • Продолжать упражнять в ориентировке в пространстве.
  • Формировать умение находить предметы с заданными свойствами.
  • Развивать речь, мышление, внимание.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 25

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 21

«Зайка» «Муравьи»

  • Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте.
  • Учить обозначать словами результат сравнения.
  • Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме.
  • Развивать пространственное, логическое мышление, восприятие, внимание.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 27

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 23

«Кастрюльки» «Божья коровка»

  • Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом.
  • Упражнять в счёте в пределах5.
  • Развивать умение находить одинаковые по величине предметы.
  • Закреплять знание детей о геометрических фигурах, их признаках и свойствах.
  • Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности.
  • Развивать внимание, пространственное мышление.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 28

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 23

«Дети нашего двора»

«Поезд»

  • Учить детей сравнивать предметы по высоте путём приложения, определять словом результат сравнения(выше, ниже, одинаковые по высоте).
  • Развивать творческое воображение.
  • Закреплять понятие соотношения количества предметов цифрой, обозначающей это количество.
  • Закрепить знание количественного и порядкового счёта, соседей числа.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 29

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 19

«Запомни узор» «Раз, два, три – беги!»

«Рыбка»

  • Закреплять умение различать количественный и порядковый счёт.
  • Развитие памяти, логического и пространственного мышления, внимательности.
  • Развивать умение находить одинаковые по величине предметы.
  • Закреплять знание детей о геометрических фигурах, их признаках и свойствах.
  • Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 81

«Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст,

 стр. 10, 23

«На автостоянке»

  • Освоение умения находить по заданным свойствам (форме, цвету).
  • Учить осуществлять комбинаторные действия, удерживать в памяти информацию.
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.

«Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 62

«Новый теремок, или как звери квартиру выбирали»

  • Освоение умений выбирать предметы по цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру.
  • Развивать мелкую моторику рук,  логическое мышление, внимание, речь детей.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 63

«У солнышка в гостях»

  • Упражнять в счёте в пределах 5.
  • Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.
  • Закрепить знание детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; умение работать по образцу.

«Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 66

«Как репку из земли вытягивали»

  • Учить ориентироваться в условных изображениях и последовательности выполняемых действий.
  • Учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами результат сравнения: большой, поменьше, ещё меньше, маленький.
  • Развивать речь, логическое мышление, внимание.

«Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 40

«Я в детском саду»

  • Развивать умение самостоятельно составлять схематические изображения, разнообразя их по цвету, форме и размеру.
  • Упражнять в сравнении и группировании предметов по размеру (большие и маленькие).
  • Учить действовать, опираясь на схему: называть цвет, форму, размер и их сочетание.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память.

«Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 30

«Чудо-дерево»

  • Освоение умений выделять из группы предмет, обладающий одним, двумя, тремя заданными свойствами (цветом, формой, размером).
  • Способствовать преодолению барьеров в общении, создавать возможность для самовыражения.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление.

«Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 29

«»Поиграем с Винни-пухом

  • Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большого количества (много).
  • Составление простых узоров путём комбинирования цвета и формы.
  • Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
  • Развивать речь, логическое мышление, внимание.

« Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 9

«Винни-пух и самолет»

  • Учить группировать предметы по цвету, различать их по размеру: длиннее, короче; широкий, узкий.
  • Формировать умение устанавливать соответствие между размерами при сооружении постройки.
  • Развитие конструктивных способностей, логического мышления, внимания, речи.

« Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 11

«Подарки от Винни-пуха»

  • Развитие умения анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Развивать речь, логическое мышление, внимание.

« Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 15

«Письмо медвежонка»

  • Формирование умения различать и находить геометрические фигуры.
  • Учить видеть последовательность развёртывания действий.
  • Развитие умения выделять несколько признаков (цвет, форму, размер), считать и отсчитывать предметы до 5.
  • Развивать мелкую моторику рук,  логическое мышление, внимание, речь детей.

« Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 38

«Геометрическая мозаика»

  • Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма; форма и размер).
  • Развитие умения находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть её.
  • Развитие комбинаторных способностей, логическое мышление, внимание, речь детей.

« Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 41

«Весёлый мяч»

  • Учить различать куб и шар.
  • Развитие умения анализировать предметы по признакам: цвет, форма, величина; сосчитывать и отсчитывать предметы.
  • Учить детей понимать поставленную задачу и решать её.
  • Развивать речь, мышление, внимание.

« Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 44

«Собери бусы»

  • Развитие умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину.
  • Формировать умение находить предметы с заданными свойствами и группировать их по двум признакам.
  • Учить узнавать и называть цифры до пяти.
  • Развивать умение считать предметы в соответствии с цифровым обозначением.
  • Учить сравнивать группы предметов и устанавливать соотношения между ними: больше, меньше, поровну.
  • Развивать речь, мышление, внимание.

« Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 37

Список используемой литературы:

  1. Дидактические игры - занятия в ДОУ (младший возраст) . Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н.
  2. Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Михайлова З. А., Иоффе Э. Н.
  3. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г.
  4. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет / Новикова В.П., Тихонова Л.И.
  5. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 -7 лет / Комарова Л.Д.

Диагностические задания

к перспективному плану «Маленький гений»

вторая младшая группа

Дидактические игры, упражнения, вопросы.

  1. Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного.

Дидактическое упражнение «Один, много, ни одного».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке:

- на одной много игрушек,

- на второй – одна,

- на третьей – ни одной.

Просит ребёнка показать полочку, где стоит много игрушек (одна, ни одной).

Критерии оценки

1 балл – ребёнок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.

2 балла – ребёнок допустил одну ошибку.

  1. балла – ребёнок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
  1. Уровень знаний об эталонах величины и их использовании.
  1. Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку».

Материал: полоски разного цвета и разной длины – «шарфики».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает рассмотреть полоски и определить длину полоски способом наложения:

- Какая длиннее (короче)?

- Назови цвет полосок (шарфиков).

- Давай наденем длинный шарфик (красный) и т. п.

  1. Дидактическое упражнение «Найди высокую ёлочку».

Материал: ёлочки, разные по высоте.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть елочки. Просит найти самую высокую (низкую), применив способ наложения.

Критерии оценки

1 балл – ребёнок не справился с заданием, даже при активной помощи взрослого.  Не владеет понятиями «ниже», «выше», «длиннее», «короче».

  1.  балла – ребёнок видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции, допускает одну ошибку.
  2.  балла – ребёнок видит разницу в размерах двух предметов по длине (высоте), показывает (называет), какой из двух предметов длинный - короткий, высокий - низкий.
  1. Уровень представлений о форме.

Дидактическая игра  «Найди домик».

Материал: большие круг, квадрат, треугольник – «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур. Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам.

Критерии оценки

1 балл – ребёнок не справился с заданием даже при помощи взрослого.

2 балла – ребёнок допустил одну ошибку.

3 балла – ребенок различает круг, квадрат, треугольник.

  1. Ориентировка в пространстве.

Дидактическая игра  «Поиграем с зайчиком».

Материал: игрушка – зайчик, морковка.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает взять одну морковку и выполнить задания зайчика:

- возьми морковку в правую руку;

- переложи морковку в левую руку;

- подними морковку вверх;

- опусти морковку вниз;

- Спрячь морковку за спину;

- положи ее перед собой;

- подними над головой;

Положи под стул. И т. п.

Критерии оценки

1 балл – ребёнок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.

2 балла – ребёнок понимает смысл обозначений: вверх – вниз, впереди – сзади, допускает ошибки при определении левой и правой руки.

3 балла – ребёнок понимает смысл обозначений: вверх – вниз, впереди – сзади, слева – справа, над – под. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

  1. Сериация. Продолжи узор.

Дидактическая игра «Продолжи узор».

Материал: набор геометрических фигур (круги, треугольники и квадраты) одинаковые по размеру, но разные по цвету.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель выкладывает геометрические фигуры слева направо в ряд в определённой последовательности, проговаривая их название. Затем предлагает ребенку продолжить ряд(узор).

Критерии оценки

1 балл – ребёнок не справился с заданием, даже при помощи взрослого.

2 балла – ребёнок различает круг, квадрат, треугольник, но повторить узор не может.

3 балла – ребёнок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

Высокий уровень – 13 – 15 баллов

Средний уровень – 8 – 10 баллов

Низкий уровень – 5 – 6 баллов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БЫТЬ ГЕНИЕМ»

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группах детского сада....

Презентация к проекту "Быть гением"

Краткое описание проекта в презентации...

Гены застенчивости

Американский психолог Филипп Зимбардо, посвятивший застенчивости серьезное исследование, считает, что эта черта свойственна каждому третьему ребенку. Застенчивость проявляется уже в раннем  возр...

Консультация для родителей "Как воспитать гения"

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают....

Итоговое занятие в средней группеТема: Необыкновенная прогулка с Чебурашкой и Крокодилом Геной.

Программное содержание: закрепить знания детей о профессиях, воспитывать доброжелательное отношение и уважение к людям труда. Закрепить знания о правилах поведения на дороге, знаний о светофоре. Закре...

интегрированное занятие по здоровому образу жизни: "С Чебурашкой в гости к Гене"

Интегрированное занятие для детей старшей и подготовительной  дошкольной группы по здоровому образу жизни: Правила поведения на улице - правила для пешеходов.Закрепление материала по правилам дор...

Статья " Гениями не рождаются, гениями становятся!"

Статья посвящена родителям  детей дошкольного возраста, в   которой популярно объясняется полезность шахмат для ребенка....