Конспект НОД с детьми подготовительной группы по формированию математических представлений с использованием инновационных технологий на тему "Многоугольник"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Дмитриева Наталия Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение                             детский  сад  №  67  Приморского  района

Конспект   непосредственно-образовательной  деятельности                                                          с  детьми  старшего дошкольного  возраста                                                                                   по  познавательно-исследовательскому  развитию                                          (формированию  элементарных  математических  представлений)                                            с   использованием исследовательской  и  здоровьесберегающей  технологий

Тема:  «Многоугольник»

  Составила  и  провела:

Дмитриева  Наталия  Ивановна –  воспитатель, высшая категория

Санкт-Петербург                                                                                                                                           2014

Направление  развития:  познавательно-исследовательское.

            Образовательная  область:  познание.

             Интеграция  образовательных  областей:  познание, коммуникация,  социализация,   здоровье

            Цель:  познакомить  с  понятиями  «ломаная  линия»,  «многоугольник».

Задачи:

             Образовательные:

            1.  Дать  представление  о  многоугольнике  на  примере  треугольника  и                   четырехугольника. Познакомить  с  элементами  многоугольника:  углами, вершинами,   сторонами.

             2. Познакомить  с  понятиями   «ломаная  линия», «многоугольник».

             3. Закрепить  навыки  счета  в  прямом  и  обратном  порядке  в  пределах 10.

             4. Познакомить  с  обозначением  числа  10.

             5. Продолжить  учить  составлять  число  10  из  единиц.

              Развивающие:

        1. Продолжить  формирование  представлений  о  свойствах  предметов,  взаимосвязи                 целого  и  частей.

       2. Развивать  умение  ориентироваться  в  пространстве  с  помощью  условных  обозначений  на  плане,  определять  направление  движения  объектов,  отражать в  речи   их  пространственное  положение.

        3. Развивать  познавательные  способности  детей.

      4. Развивать  связную  речь: умение  использовать  в  речи  сложные  предложения,               совершенствовать  диалогическую  форму  речи  и  развивать  монологическую  речь.       5. Развивать  умение  планировать  свою  деятельность  в  достижении  цели,  контролировать   деятельность  и  исправлять  свои  ошибки.      

             Воспитательные:

            1. Воспитывать  любовь  к  математике,  к  решению  логических задач.

            2. Воспитывать  позитивное  отношение  к  успехам сверстников,  радоваться  их         победам; контролировать  отрицательные  проявления  эмоций.

         

          Предварительная  работа: игровая  деятельность  детей  с  настольно-печатными  играми  по  формированию математических  представлений: «Собери  квадрат», «Собери предмет  из  геометрических  фигур», «Геометрический  конструктор», «Разложи  по  форме»,  «Круги  и  овалы  (сложи фигуру)»,  «Собери,  как  на  рисунке  (из  палочек  Кюизенера)».

          Материал  к  занятию:

          Демонстрационный – складной  метр,  палочки,  рисунки  ломаных  линий  и  фигур,  ограниченных  ломаными  линиями;  картинка молния  над  дубом,  мяч,  конверты  с заданиями,  карточки  с  цифрами   от 0  до  9,  треугольники,  четырехугольники,  магнитная  доска,  картинка  с  изображением  Дровосека,  составленного  из  разных  многоугольников.

          Раздаточный – листы  бумаги,  палочки,  цветные  карандаши, многоугольники, линейка.

Содержание   НОД:

      Сюрпризный  момент:  игровая  ситуация  «Поможем  Алисе  путешествовать по сказочной стране»  (по  произведению  Льюиса  Кэрролла  «Алиса в  Стране Чудес»).                     Педагог  говорит детям:  «Там,  где  играют  дружно,  считают  умело,  там  и  сказке  можно  появиться  смело».                                                                                                                    Воспитатель  напоминает  детям  отрывок  из  сказки,  в  котором  девочка  Алиса   попала  в  волшебную  страну:

Но  вот настала  тишина,                                                                                                                                     И, будто  бы  во  сне,                                                                                                                        Неслышно  девочка  идет                                                                                                                                По  сказочной  стране                                                                                                                                        И  видит  множество  чудес                                                                                                                                   В  подземной  глубине.

  Алиса  сидела  рядом  с  сестрой  на  берегу  реки и  скучала.  Она  задремала  и  вдруг  увидела  пробегающего  мимо  говорящего   Белого  Кролика.  Сгорая  от  любопытства,  она  бросилась  за  ним,  юркнула  в  нору  и  неожиданно  попала  в  Страну  Чудес.          

Педагог  предлагает  детям  отправиться  в  путешествие   вместе  с  Алисой.  Вместе  с  детьми  он  рассматривает  план  путешествия  по  Стране  Чудес:

3                                4

5

1                                 2

     Воспитатель  обращает  внимание  детей  на  то,  что  путь  Алисы   обозначен  на  плане  цифрами,  а  в  группе – конвертами  с  заданиями.  Дети  находят  на  плане  цифру  1,  а  в  группе – конверт  с  цифрой 1.                                                                                                                                         Задание № 1.   Воспитатель  предлагает  детям  выполнить  игровое  упражнение  «Считай  дальше»,  в  ходе  которого  они  считают  от  одного  до  десяти,  передавая  мяч  друг  другу.

  Задание № 2.  Воспитатель  предлагает  детям  найти  на  плане  цифру 2  и  определить,   в  каком направлении  надо  нарисовать  стрелку  (слева  направо  из  нижнего  левого угла  в  нижний  правый  угол).  Дети  находят  в  группе  конверт  с  цифрой 2.                                     Воспитатель  знакомит  детей  с  заданием:  маленькие  дети  шахматной  Королевы – пешки    просят  «сшить»   им  десять  шапочек-колпачков  треугольной  формы  разного  цвета.  Дети   рисуют  на  бумаге  10  треугольных  шапочек-колпачков  разного  цвета: 5 – фиолетовых  и  5 – оранжевых.  Затем  педагог  спрашивает: «Сколько  шапочек  вы  «сшили»?  Какого  цвета  сколько?».

Знакомство  с  понятием  «ломаная  линия». 

 1.   Воспитатель  предлагает  отгадать  загадку:

Раскаленная  стрела

Дуб  свалила  у  села.

Правильно,  это  молния. Воспитатель  рисует  молнию  на  доске. Из  скольких  кусочков   (отрезков)  состоит  этот  рисунок?

2.  Работа  со складным  метром.  Что  это  за  предмет?  Дети  отвечают,  что  это  складной  метр, им  измеряют предметы. Какую  линию  напоминает  вам  метр?  А  сейчас я  «сломаю»  метр.  Какая  линия  получилась?  Дети  отвечают – ломаная  линия.  Сосчитайте,  из скольких  отрезков  состоит  эта  линия.

Знакомство  с  понятием  «многоугольник». 

     Воспитатель  просит  нарисовать  замкнутую  ломаную  линию  из  трех  отрезков  и  спрашивает,  что  это? (Треугольник). Просит  закрасить  область  внутри  треугольника  синим  цветом. Дальше   рисуют  замкнутую  линию  из  четырех  отрезков. Воспитатель спрашивает: «Сколько-это-угольник?» (Четырехугольник.)   Почему?  (У  него 4 угла.) Затем  рисуют  пятиугольник,  шестиугольник  и  с помощью  воспитателя  называют  их.  Педагог  спрашивает: «А  вы  догадались,  как  все  эти  фигуры  можно  назвать  одним  словом?»  С  помощью  воспитателя  дети  отвечают: « Многоугольник».

Физкультминутка «Раз,  два – выше  голова»:

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Раз – согнуться-разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

(Движения выполняются по тексту.)

 

Задание №3.  Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 3 и провести стрелку от цифры 2 к цифре 3, определяя направление движения. Дети открывают конверт с цифрой 3. Ребенок выставляет на наборном полотне карточки с цифрами от  1 до  9. Дети их называют по порядку.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения  С.Я. Маршака «Веселый счет»:

Сказал веселый круглый ноль

Соседке единице:
- С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

- Ты ноль, не стоишь ничего,

Не стой со мною рядом!

Воспитатель обобщает: «Цифр всего десять, а чисел можно составить очень много».

Задание №4.  Педагог предлагает детям найти на плане цифру 4, определить направление движения, провести к ней стрелку от цифры 3 и найти конверт с цифрой 4. Воспитатель предлагает детям собрать    шахматную   Королеву  из геометрических фигур. Потом показывает картинку с изображением   Королевы и уточняет, из каких многоугольников она  составлена. Дети по образцу собирают  Королеву  из многоугольников на листе бумаги и обводят ее по контуру карандашом.

Задание №5. Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 5, определить направление движения и провести к ней стрелку от цифры 4. Дети находят конверт с цифрой 5. Воспитатель предлагает детям назвать числа в обратном порядке от 10 до 1, передавая мяч друг другу.

Итог занятия:  после выполнения задания педагог говорит, что  путешествие  по  Стране  Чудес  подходит к  концу, и благодарит детей за участие. Потом   спрашивает, понравилось  ли им  занятие? С какими линиями они сегодня познакомились? Почему они так называются? Из чего  состоят? Что такое  многоугольник?

Использованная литература:

  1. Ковалько  В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2006
  2. Петерсон  Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. – М.: Издательство «Ювента», 2011.
  3. Помораева  И.А., Позина В.А. Формирование  элементарных  математических представлений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Путешествие в волшебный лес геометрических фигур» с детьми средней группы по развитию математических представлений (с использованием ИКТ, игровых технологий с математическим содержанием)

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми. Цель её формирование математических представлений на основе изучения окружающего мира. Ребята получают письмо из волшебного леса ...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений "Увлекательная математика. Состав числа 6."

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Увлекательная математика"....

Конспект НОД с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.«Снежная королева»

Методическая разработка занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и  блоков Дьенеша....

Конспект интегрированного занятия в средней группе по формированию элементарных математических представлений с использованием инновационных технологий «Поможем Золушке».

Цель: внедрение инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений в воспитательно-образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста через игровые ситуац...