Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у детей элементарных математических представлений "Гостья из космоса"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Билалова Альбина Анатольевна

Цель: систематизировать работу по внедрению инновационных технологий, приемов и методов через познавательно-математическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на основе социо-игрового подхода.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_spetsialist.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Образования

Альметьевского муниципального района РТ

Городская неделя «Специалист»

по проблеме: «Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно-математическую деятельность с применением

социо-игровой техники»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по формированию у детей элементарных математических представлений

на тему: «Гостья из космоса»

 

старшая группа

                                           

  Разработала и провела:

                                                                                 воспитатель МБДОУ «Д/с № 63 «Калинка»

                                                                                                                                   Билалова А.А.

РТ, г.Альметьевск, 2014 г.

Дата проведения: 11 апреля 2014года

Место проведения: музыкальный зал

Количество детей: 12

Цель: систематизировать работу по внедрению инновационных технологий, приемов и методов через познавательно-математическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на основе социо-игрового подхода.

Задачи:

Образовательная задача:  

формировать  мотивацию учения, ориентированную  на удовлетворение познавательных интересов.

ОО «Познание» Цель: Совершенствовать представления об отрезке, луче, и прямой, формировать умение ориентироваться на доске (справа, слева, вверху, внизу), дать представление об арифметической задаче, о структуре задачи – учить выделять: условие, вопрос, решение, ответ, составлять и решать задачи на сложение в пределах 5., закрепить прямой и обратный счет в пределах 10, знания геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб), отрабатывать счет на слух, согласовывая с движениями.

ОО «Безопасность»

Цель: учить правилам безопасного поведения по отношению к друг другу во время игр.

Развивающая задача:

развивать мыслительные процессы анализа и синтеза, зрительное, слуховое, двигательное ощущение, формировать концентрацию произвольного внимания, точность речевых высказываний, совершенствовать вербальную и образную память 

ОО «Коммуникация»

Цель:  совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, соглашаться или возражать, доказывать и рассуждать.

ОО «Музыка» 

Цель: развивать способность чувствовать характер  и выразительный образ музыкального произведения, выражать его в движении, игре, слове, побуждать к игровому творчеству.

ОО «Физическая культура»

Воспитательная задача: 

воспитывать познавательный интерес к математике,  чувство взаимовыручки и взаимопомощи, психологически создавать ситуацию успеха.

ОО «Социализация»

Цель:   воспитывать внимание и организованность.

Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье»

Словарная работа:  солнечная система, ракетодром, трюм.

Предварительная работа: заучивание стихотворения «Космонавты» к игре, заучивание роли с ребенком подготовительной группы, решение задач, игры с «Блоками Дьенеша»

Инвентарь и оборудование:   костюм героя «Звездолетика», линейки,  листы бумаги с заданием, цветные карандаши, картинки с изображением геометрических фигур (круг,  квадрат, треугольник, прямоугольник, овал,  ромб), эмблемы с цифрами,  лист бумаги с изображением ракеты, 3 обруча, «Блоки Дьенеша»,  мультимедийная установка,  фортепиано.

Содержание непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята сегодня  к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: А какое сейчас время года? Какой месяц? Какой день недели?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, какая чудесная поляна. Ой, слышите, что это? Кажется, кто то плачет.

Появление сказочного героя – Звездолетика.

Воспитатель: Здравствуйте! Вы кто?

Звездолетик: «Здравствуйте жители планеты, меня зовут Звездолетик, я живу на одной из планет Солнечной системы. На нашей планете случилась беда. Только вы сможете нам помочь, поэтому я и прилетел на вашу планету. Помогите! Помогите! Нашу планету захватили космические пираты. На планете умирает всё живое.  Чтобы помочь нам, вам нужно выполнить задания. А задания написаны вот в этом письме.  Помогите! А мне пора возвращаться на планету меня уже там заждались.»

Воспитатель: Ну что же ребята поможем?

Дети: Да.

ОО «Познание», ОО «Коммуникация»

Воспитатель: прочитаем, что написано в письме. Первое задание: найдите лучи, отрезки, прямые. Ребята  пройдите к столам. Внимание на экран. (слайд1)

На экране появляются изображение прямой, луча, отрезка, у детей за столом разложены листочки с заданием, линейки, карандаши.

Воспитатель: на экране изображены какие то линии, нам нужно найти прямые, лучи и отрезки. Прямые надо обвести  синим карандашом, лучи желтым, а отрезки – зеленым. Выполняем задание на листочках.

Воспитатель: а теперь проверим. Кто покажет мне прямые.

Ребенок: я нашел прямую линию: она находится в нижнем левом углу. У нее нет концов («узелков»). Ее можно продолжить в обе стороны.. Вторая прямая линия находится в верхнем правом углу.

Воспитатель: проверяем, правильно выполнили? (2 слайд). Кто покажет отрезки?

Ребенок: - Я нашел отрезок. Он находится над прямой. У него два конца. Его продолжить нельзя: «узелки не пускают». Другой отрезок находится в нижнем правом углу.

Воспитатель: Проверяем, правильно выполнили? (3 слайд). Кто покажет лучи?

Ребенок: - Я нашел луч. У него один конец. Его можно продолжить  только в одну сторону - туда где нет «узелка». Второй луч находится в верхнем левом углу. (4 слайд)

ОО «Познание», «ОО «Коммуникация»

Воспитатель: Молодцы ребята читаем следующее задание: Помогите звездам вспомнить их имена. А чтобы выполнить второе задание нам надо пройти на поляну. Посмотрите, какая чудесная полянка, на ней разбросаны звезды,  они забыли свои имена,  давайте поможем им разобраться. Разбирайте звезды. А работать мы будем парами. Каждая звезда имеет форму геометрической фигуры, вы должны  рассказать, как они называются, сколько у них углов и сторон.

1 пара:   Наша фигура Круг.

- У него нет, ни сторон, ни углов.

2 пара: - Наша фигура Квадрат.

-У квадрата 4 угла и 4 стороны.

3 пара: - Наша фигура Треугольник

-У треугольника 3 угла и 3 стороны.

4 пара: - Наша фигура, прямоугольник,

- У прямоугольника 4 угла и 4 стороны.

5 пара: Наша фигура Ромб.

У ромба 4 угла и 4 стороны.

6 пара: Наша фигура Овал.

У овала нет углов и нет сторон.

Молодцы ребята, напомнили звездам их имена! Теперь они их не забудут!

ОО«Музыка», ОО«Познание», ОО«Социализация», ОО«Безопасность»

Воспитатель: Хорошо мы с вами потрудились, предлагаю немного отдохнуть. Представьте что вы летающие корабли, вы все дружно под музыку летаете в космосе. У каждого корабля есть свой номер. Корабли не должны сталкиваться друг другом, чтобы не произошло аварии. А как только музыка остановиться вы  должны остановиться, и выстроится по порядку в соответствии своему номеру. У космических кораблей в гараже должен быть полный порядок! А за порядком будет следить капитан. Разбираем свой номера. Готовы, тогда полетели.

Под музыку дети с карточками, на которых изображены числа, кружатся на ковре, как только музыка заканчивается, дети должны встать по порядку.

Воспитатель: Все корабли на своих местах.

Ответы детей.

Воспитатель: Корабли рассчитайтесь.  (порядковый счет)

Воспитатель: Капитан пересчитай свои корабли в обратном порядке (обратный счет). (Соседи числа)

Молодцы, убираем свои номера и садимся на стулья.

ОО «Познание», ОО «Коммуникация»

Следующее задание: Решите задачу.

Воспитатель: Приступим к следующему заданию.  Дети, а что такое задача?

Дети: (предлагают свои варианты).

Воспитатель: Задача это маленький рассказ, в котором обязательно есть числа и вопрос. Вот послушайте: на ветке сидели птички, к ним прилетела еще одна птичка, и они стали весело чирикать. Это задача?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети:(варианты ответов).

Воспитатель: Послушайте и сравните. На ветке сидели три птички. Прилетели  еще две птички. Сколько всего стало птичек? Это задача?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему? (Ответы детей)

Дети: Потому что в рассказе есть числа и есть вопрос.

Воспитатель: Что нам известно в задаче? Было три птички, прилетели еще две. (слайд)

То, что известно в задаче - это условие. Что нам известно?

Дети: Было три птички, прилетели еще две.

Воспитатель: Что надо узнать в задаче?

Дети: Сколько стало птичек.

Воспитатель: То, что надо узнать в задаче - это вопрос. Вопрос всегда начинается со слова «сколько? »

Теперь будем решать задачу.

Что сказано в условии?

Дети: Было три птички, прилетели еще две птички.

Воспитатель: Стало больше или меньше? Если стало больше, то какое действие мы выполняем?

Дети: Сложение.

Воспитатель: Какой знак надо поставить?

Дети: Плюс. Три плюс два.

Воспитатель: Какой знак надо поставить, чтобы обозначить, что получится?

Дети: Равно.

Воспитатель: Сколько стало птичек?

Дети: Пять птичек.

Воспитатель: Давайте прочитаем выражение: три плюс два равно пять. Что такое пять? Это сколько птичек стало. Вот это и есть ответ на вопрос задачи. Задача решена.

ОО «Познание»,  ОО «Коммуникация»

Воспитатель: Молодцы, ребята,  а следующее занятие необычное, жители планеты Звездолетика рассыпали  свои сокровища нам нужно их разложить  на свои места (используются логические фигуры Дьенеша).

В первом, красном трюме (используются листы с нарисованными цветными кругами) должны лежать фигуры красного цвета. Во втором, зеленом – фигуры треугольной формы, а в третьем, синем – фигуры синего цвета. Те фигуры, которые не подходят под эти правила, должны остаться вне кругов. (Дети выполняют задание).

Воспитатель:

Скажите, где находятся красные треугольники?

Дети:

Красные треугольники  внутри красного и желтого круга.

Воспитатель:

Где находятся  синие треугольники?

Дети:

Синие треугольники внутри желтого и синего круга

Воспитатель:

А желтые фигуры?

Дети:

Они вне кругов.

Воспитатель:

Молодцы! Вы помогли сохранить сокровища.

Воспитатель:

Молодцы! Вы помогли сохранить сокровища. Послушайте  кажется это Звездолетик.

Голос  Звездолетика: Молодцы ребята!  Спасибо вам, вы справились со всеми заданиями и спасли нашу планету, до свидания! Жду вас в гости!

Воспитатель:

До свидание Звездолетик!  Мы были рады помочь тебе!

Скажите, вам понравилось сегодняшнее  путешествие? Какое задание было самым трудным? Какое задание для вас было легким?  Самым интересным?

А сейчас мы превратимся в космонавтов и полетим в гости к Звездолетику.

ОО «Социализация», ОО «Музыка».

Подвижная игра «Космонавты». Все ребята встают в круг в центре площадки. Под музыку дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят хором:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

После этих слов, все бегут к «ракетодромам» и занимают места в «ракетах».

Воспитатель:  Все на местах! Тогда в добрый путь!

Список использованной литературы:

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», Л.Г. Петерсон, И.А.Лыкова, А.И.Буренина, Н.Е.Васюкова, Москва, 2012г.

2.Практический курс математики для дошкольников, методические рекомендации, «Раз – ступенька,  два – ступенька», Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина, 2011г.

3.Игровые занимательные задачи для дошкольников,  З.А. Михайлова, 2010г.

4 Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, Л.А.Венгер, 2007г.

5.Игры и упражнения с логическими блоками, «Обруч» №2, 2001г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Путешествие во времени». МДОУ детский сад № 28 «Росинка». Воспитатель : Матвеева Татьяна Владимировна.

Образовательная область «Познание» (РЭМП).Интеграция с другими областями:- игровая деятельность,- образовательная область «Коммуникация»;- использование художественной литературы;- музыкальная д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»

Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности Тема: «Дорожная азбука»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей «Использование математических игр в работе с детьми среднего дошкольного возраста по ранней профориентации «Весёлые поварята»

Цель: формирование представлений о профессии повара и формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности. Задачи: -Знакомить дете...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей основ экономической грамотности «Финансовые секреты: про деньги»

Возрастная категория: 6-7 лет (подготовительная группа).Цель: формирование основ экономической грамотности у детей посредством углубления представлений о деньгах....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. «Красный, желтый, зеленый»

Цель: формировать у детей основы безопасного поведения на дороге.Задачи:- закрепить и систематизировать знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках;- познакомить с основными положениями рег...